Откровенно о наболевшем

ВЕРНУТЬ ВЕРУ В ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ!

Народ должен верить в будущее. Иначе он обречен

Николай СТАРОДЫМОВ

Во времена, которые не так уж далеко ушли, и которые многие из нас ещё помнят, бытовало такое слово – «антисоветчик». Аналогов в современном языке для этого понятия нет. Потому что подразумевалось (подчёркиваю: не значило на самом деле, а именно имелось в виду), что антисоветчик является врагом одновременно советской власти, Советского Союза, советского образа жизни и советского народа. Нынче создать такое слово невозможно. Потому как современную власть, современное государство и современный народ России объединить в цельное понятие невозможно при самом богатом воображении.

Так вот, слова такого нет. А чувство – есть. Именно «анти…». Анти-что? Сформулировать коротко невозможно. Придётся подробно.

В своё время Людовик XIII высокомерно подарил человечеству свою знаменитую фразу: «Государство – это я!». Во времена Советской власти декларировался лозунг иной: «Государство – это мы!». Понятно, что и то, и другое являлось не более чем лозунгом – броским запоминающимся лозунгом. А вот сегодня, что можно сказать по этому поводу? У нас-то государство – это кто?.. В том-то и дело, что невозможно вывести некий олицетворяющий понятие символ.

Не так давно мне довелось побывать на одном мероприятии, которое проводил Институт военной истории. Обсуждалась тема Великой Отечественной войны, и в частности, шла речь о духовном потенциале, который позволил нам выстоять. Моим соседом оказался мужчина, с которым мы немного поговорили, но с которым познакомиться и обменяться координатами не удалось – растерялись во время перерыва. Так вот, сказал тот человек замечательную фразу, которая прочно засела у меня в голове. Даже не в голове, а в душе.

В ноябре 41-го гитлеровцы стояли в считанных километрах от Москвы. И сил уже не было им противостоять. В Сталинграде до Волги тому же вермахту оставалось какие-то триста метров – один рывок! На войска, защищавшие Кавказ, наступала целая группа армий «А», число танков и самолётов в которой на порядок (в десять раз!) превышало имевшиеся на вооружении Красной армии!.. Почему же, как же так вышло, чего не хватило гитлеровцам для последнего рывка, чтобы пройти эти последние километры или даже сотни метров?..

По мнению моего случайного собеседника, это была душа народа, душа страны, которая оказалась сильнее души наступавшей на нашу Родину мощи. Мистика, скажете? А пусть даже и мистика. Только если поглядеть на нашу нынешнюю жизнь, поневоле задумываешься: а может, он и в самом деле был в чём-то прав? Потому что сегодня, глядя на жизнь современную, складывается впечатление, что нынче у народа души не осталось, и что отстоять последние три сотни метров перед Волгой мы-нынешние уже не смогли бы.

Двадцать лет назад разрушение нашей страны проходило под лозунгом: сейчас всё плохо – при новых руководителях все будет хорошо! А что в результате мы получили? Стало ли лучше? А если стало, то для кого?

Ни для кого не секрет, что сейчас народ просто не верит руководству страны. Всеобщий «одобрямс», который нам бодро преподносит ВЦИОМ под видом объективного общественного мнения, мягко говоря, соответствует реальности не в полном объёме. Можно возразить, что так же было и при советской власти периода Брежнева – тоже не шибко-то верили. Так – да не так! В те времена не верили конкретному лидеру, но в целом народ верил, что завтра будет лучше, чем вчера. Была вера в светлое будущее, была, сколько бы ни ёрничали по этому поводу современные демагоги! «Завтра будет лучше, чем вчера!..». Ведь абсолютное большинство нас в это верило!

А во что верить сегодняшней молодёжи? Ладно, говорят, нам, когда мы ходили в красных галстуках, загаживали мозги несбыточными сказочками! Это не совсем так, но даже допустим. А что же нынче? Чем можно позвать молодого человека в светлое будущее сегодня?

Недавно наш Президент поведал студентам, как он, обучаясь в вузе, подрабатывал – мол, и вы, ребятки, не ждите милости от природы, а зарабатывайте сами. Милый Дмитрий Анатольевич! Как же далеки Вы от народа! Сегодня не то что молодому человеку – опытному специалисту некуда приложить свои руки. Где уж студенту для подработки место найти!

В наше время молодые люди не боялись ехать на целину, на БАМ, на другие «стройки века»… Ехали и знали, что «мы на край земли придём, мы построим новый дом» и будем там жить. А куда сегодня направить свои стопы молодому человеку? Куда приложить свои силы?

Романтика – она для дураков, так нынче считают. Нынче куда популярнее прагматика. И ведь действительно жизнь показывает, что времена романтиков остались в далёком прошлом! Сегодня балом правит жёсткий прагматизм, потому что под романтику средств у государства нет.

Возьмём, к примеру, жильё. Наши демагоги сегодня глумятся над сталинскими «коммуналками» или «хрущобами». Слов нет, жизнь в них была не сахар. Но только в те времена государство было озабочено решением главной задачи – обеспечением права каждого человека на жильё. Людям негде было жить, им нужно было дать хоть какой-то, но свой угол!.. Худо-бедно, а жилищная очередь продвигалась, и рано или поздно люди квартиру получали. Наверное, это можно было делать быстрее и качественнее – никто и не собирается безудержно восхвалять былые времена, безобразий и тогда хватало. Но всё же социальная направленность у государства была. Социальная, а не олигархально-чиновничье-депутатская.

Ну а как сегодня человек может заиметь крышу над головой? Преступник, взяточник-чиновник или депутат – понятно. А просто человек? Рабочий, военный, врач, учитель, пенсионер… Как? Да никак! Жильё у нас нынче можно только купить. А где, на какой честной работе можно заработать такие деньги? Если, конечно, сумел устроиться в Газпром или Нефтегаз, то понятно – в Москве целый микрорайон имеется, закрытый от посторонних, где по вполне коммунистическим законам протекает жизнь функционеров  этих отраслей. Но ведь не нефтью единой жива Россия, кто ж об остальных позаботится?

Доводилось слышать такую фразу: мол, надо было правильно профессию выбирать, тогда и жил бы нормально. Вроде как звучит резонно. Да только и впрямь: вроде бы как. Потому что всё не так просто. Государство – организм многопрофильный. И содержать оно должно представителей всех отраслей народного хозяйства (или как его назвать применительно к современности?).

На сегодняшний день государство ещё как-то держится на грандиозном заделе прочности, который заложили ещё в советские времена. Какая-то мизерная часть наших сограждан сумела построить себе квартиры и дворцы. Но основная масса проживает в квартирах, которые получили либо они сами, либо их родители. А вот современная молодежь уже обречена на бесквартирье.

На чём молодой человек может заработать на квартиру? Берём только легальные, а вернее, законные пути. По  официальным данным, средняя зарплата по стране составляет менее 20 тысяч рублей, стоимость квартиры в Москве исчисляется в миллионах. Предвижу ответную реплику: мол, в других городах жильё стоит дешевле. Согласен. А вот как насчёт работы и заработка?

Ведь ситуация в стране складывается попросту ужасающая. Поскольку веры в государство у предпринимателей нет, никто не рискует вкладывать средства в долгосрочные проекты. Закупить, скажем, продукты за границей и тут же их реализовать, получается выгоднее, чем поднимать свой Агропром. Нам сегодня показывают выгоревшие поля, на которых погиб урожай хлеба. Беда, что и говорить, трагедия… Но только где ж наши оросительные системы? Так ведь строить их – дело дорогостоящее, хлопотное, да и прибыль от них не та! Потому и запущена у нас мелиорация.

В советские времена бытовало такое выражение «ездить на заработки». В стране ощущалась нехватка рабочих рук. Любой человек в любой момент мог завербоваться в районы с тяжёлым климатом, или в отдалённую местность, или в «горячий» цех, и там заработать. Денег у государства на это хватало. Сейчас – нет. Сейчас человек, который хочет заработать, реально не имеет на это законных путей.

Если допустить, что к сегодняшнему дню плановая экономика страны не была бы разрушена, мы бы сегодня и не заметили всемирного кризиса. Это факт. Потому что все производственные мощности, которые могут приносить прибыль, расхватали «новые русские», оставив государству всё, на чём «бабла» не срубишь. И все доходы с этих предприятий устремились за границу.

Наинагляднейший пример тому – Саяно-Шушенская ГЭС. Станцию приватизировали. Доходы с неё снимали. Но её надо ремонтировать, обслуживать, проводить профилактику. Для того, чтобы обозначить этот процесс, создаётся карманная «контора Никанора», через которую прокручиваются деньги, предназначенные на те самые ремонтно-профилактические работы. Авось, обойдется!.. Не обошлось. Но уверен, что если устроить сквозную объективную проверку всех аварийно-опасных объектов страны, выяснится, что подобные «конторы» процветают по стране в несчитанных количествах!

Нам говорят, что это такие нехорошие олигархи. Да слов нет, кто бы спорил! Но только подскажите: а где олигархи хорошие? Нету таких! Просто есть государство, которое умеривает аппетиты проходимцев от экономики, препятствует вывозу капитала за рубеж, стоит на страже интересов своего народа и своей страны. У нас же этого попросту нет!

Мы возмущаемся тем, что творилось на Черкизовском рынке, и тем, как за границей шикует «авторитет», который его «держал». Но позвольте, господа хорошие! Этот рынок был единственным местом в Москве, где человек с уровнем доходов ниже среднего мог приобрести что-то по приемлемой цене. Сейчас его снесли, на этом месте построят три дорогущих торговых центра – и только из-за этого уровень жизни многих наших сограждан снизится. Нам рассказывают и показывают, что на этом рынке шла «отмывка» «грязных» денег, что там не платили налоги, что на рынке скопилось контрабандных товаров на миллиарды долларов… На самом рынке и в некоторых подмосковных городах работали целые предприятия, которые снабжали эту торговую империю дешёвым «леваком»… Это ж только вдуматься! Целая армия государственных и муниципальных чиновников, сотрудников правоохранительных и надзирающих структур – это что же, кто-то скажет, что они были «не в курсах»?.. Нет, они все кормились от этой империи. Она могла взрасти и процветать исключительно на взятках, «откатах» и «конвертах».

Я бы именно Черкизовский рынок использовал сегодня как символ нашей действительности. Раковая опухоль в центре столицы, от которой кормится масса чиновничьих метастаз, ампутация которой невыгодна никому – это ли не абсурд!

Он ведь необходим, этот рынок. Пусть не в Черкизове, пусть в Мытищах, но необходим – большой рынок, где можно купить недорогие вещи. Так ведь закрыть куда легче, чем навести порядок!

…Для того, чтобы государство, страна, народ, нормально жили, нужно самое главное: вера в завтрашний день. Нет этого – государство, страна, народ обречены. Сегодня у людей веры такой нет, потому будущее наших детей я вижу в очень мрачных тонах.

Впрочем, откуда им браться, детям-то? Почему у нас не хотят рожать? Потому что в качестве приоритетного лозунга молодежи внушается «Бери от жизни всё!». Под этим «всё» рекламируется паразитический образ жизни. Человек, который честно и добросовестно работает на государство, нынче не в чести. На жильё рассчитывать не приходится. Достойного заработка (а то и вообще хоть какого-нибудь заработка) нет. С экрана культивируется для молодёжи праздность, безделие, «тусовки» и «гламур».

При этом время от времени вдруг становится известно, что губернаторы на собственных (!) вертолётах браконьерствуют. Что госчиновники являются собственниками целых латифундий, расположенных в самых дорогостоящих местах Подмосковья. Что Россия вышла на второе место в мире по числу миллиардеров…

Скажите, господа, ну кто пойдёт нынче защищать ТАКУЮ страну? Кто за неё станет драться до последней капли крови?..

Предвижу возражение. Мол, посмотрите на этих парней, которые, не щадя себя воюют в «горячих точках»! Посмотрел, видел. И подвиги видел – и предательство, к слову, тоже… Но только давайте прикинем: а каков процент ребят, готовых к этому подвигу, от общего числа молодёжи?

Можно задаться вопросом: почему наши молодые ребята не хотят служить в армии, почему платят любые деньги, лишь бы «отмазаться» от «священного долга». Спроси сейчас – и услышишь массу ответов: и «дедовщина», и «горячие точки», и т.д. А ведь ответ лежит совсем в другой плоскости. Вернее, конечно, всё это правильно, только не главное. Главное состоит в том, что сейчас служба в армии не является обязательной, несмотря на конституционную декларацию о всеобщей воинской обязанности. В самом деле, зачем служить, подвергать себя трудностям и опасностям, если в этом нет необходимости? Покажите хоть одного высокопоставленного госчиновника страны, олигарха, у которого сын или зять отслужили бы в армии, побывали в «горячей точке»! Нет таких! И всем точно известно, сколько стоит «откосить от армии». В самом деле, зачем служить, если можно легко и просто этого избежать?

Скажу честно: раньше я осуждал людей, которые всеми правдами и неправдами укрывают сыновей от призыва. Сейчас – нет. И не потому, что это касается лично меня, вовсе нет – меня-то как раз это не касается. Просто считаю, что сыновья рабочих и крестьян не должны отдуваться за себя и за парня, который укрылся в заокеанском логове!

Маленькое отступление. О генералах нынче редко где услышишь доброе слово. Больше в ходу рассказы о «генеральских дачах» и об объёме их талии. Но хочется высказать по этому поводу два соображения. Во время первой Чеченской кампании каждый четвёртый погибший офицер был сыном генерала или полковника. Эти отцы не «отмазывали» своих детей от опасности – а уж они-то смогли бы это сделать. Отсюда вытекает второе соображение. Надо разделить генералов – и генералов. Есть паркетные шаркуны с манерами лакеев – чего, мол, изволите?.. Это они повели в бой необученных пацанов… Тьфу-тьфу-тьфу!.. Что это я такое ляпнул!.. Нет, они не повели – они, оставаясь в безопасности, бросили в бой пацанов, необученных, не прошедших даже боевого слаживания, не сложившихся ещё в воинские подразделения… Вот и вышло, что эти генералы сейчас живут в холе и неге, а те мальчишки покоятся на Богородском кладбище под плитками с выбитыми страшными словами «Неизвестный солдат». Вот интересно: испытывают ли эти «полководцы» угрызения совести?..

Отвлёкся. Так вот, есть и другие генералы. Я с таким встретился под Гудермесом весной 95-го. Генерал Александр Скородумов. Он сам себя назвал «окопным генералом», который сознательно находился на передовой, обучая подчинённых офицеров тому, что умел сам – потому что накануне войны этим не занимались те, кому это положено…

Впрочем, это только отступление.

К молодёжи современной можно относиться по-разному. Но никто не станет спорить с утверждением, что она именно такая, какой её воспитали мы. Не «я, ты, он, она» – а именно мы, как обобщение старшего поколения. А как мы воспитывали? Примером, дорогие господа, только примером. Вот и насмотрелись молодые: честной жизнью и трудом на благо Отечества ничего не добьёшься.

Парень попадает на войну. В идеальном случае остается целым-здоровым. Внешне. Потому что психика у человека, который прошёл войну, нуждается в лечении, в реабилитации. У нас же юного ветерана просто провожают до КПП, да и забывают напрочь. В советские времена, худо-бедно, ему гарантировалось поступление в вуз, а уж работой обязаны были обеспечить в первую очередь. Теперь он никому (НИКОМУ!!!), кроме, разумеется, родных, не нужен.

Ещё хуже, если он вернулся инвалидом. Потому что государство заботу об инвалидах переложило на местные власти. Ну кому они нужны, право слово, кроме своих родных! Вот и маются.

У нас отсутствует единая цельная государственная программа заботы о ветеранах боевых действий, инвалидах, членах семей инвалидов и погибших. И это должен иметь в виду каждый человек, которого государство отправляет на войну, каждый член семьи его.

Страшно это!

И вот от этого неверия в государство проистекает большинство наших бед. Зарплата «в конвертах». Неуплата налогов. Взяточничество. Преступность. Нигилизм молодёжи. Наркомания и алкоголизация. Страх людей перед милицией. «Проницаемость» наших границ для контрафакта… Этот ряд можно продолжать долго.

Предвижу: критиковать, мол, легко – попробуй сам сделать! Отвечаю: каждый человек должен отвечать за результаты своего труда. Я работаю на своем месте, столяр трудится на своем, доярка – на своём… Если мы что-то сделаем плохо, нас накажут – морально или рублём. Но мы и не берёмся управлять государством, потому как не считаем, что способны это делать. Если же человек сознательно идёт во власть, то пусть уж выполняет свои обязанности во благо своего государства, так, чтобы лучше жилось народу, который ему поверил. Что у нас получается на практике, мы видим. Чиновник высокого ранга, который завалил всё дело, «уходит в отставку», и оказывается, что у него уже и счётец накопился, и фонд под него создан, или является он членом совета директоров какого-то концерна, или жена у него олигарх… То есть у него есть гарантия, что лично он и его детки уже обеспечены. Стране, народу становится всё хуже – а кто ответил за свой непрофессионализм серьёзнее, чем «отставка»? Никто!

…Сейчас модно искать национальную идею. А она ведь проста. Вернее, её легко сформулировать, да невероятно претворить в жизнь. Всего-то и надо: ВЕРНУТЬ ЛЮДЯМ ВЕРУ В ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ! Потому что без веры – это не жизнь. Без веры и дом не построить, и дерево не посадить, ни сына не вырастить.

И страна, и народ тогда обречены.

Много еще хочется сказать. Да только толку-то!.. Только перепев получится одного и того же, только словами другими.