ЖУРНАЛ «БОЕВОЕ БРАТСТВО» №9 за 2004 год

Это был номер, как бы это сказать, чрезвычайный. По нескольким причинам. Первая, и самая бросающаяся в глаза – это следующая. Именно в том сентябре произошла трагедия в Беслане. И в уже готовый номер срочно вставили небольшой текст об этом злодеянии; и обложку сделали соответствующую. Дело в том, что делегация от Организации «Боевое братство» летала в Беслан… На снимке стоят Сергей Князев и Геннадий Шорохов. Память о том злодействе никогда не забудется, потому что такие преступления не прощаются нигде и никому – ни людским судом, ни небесным!

Но была и другая необычность у номера. Она заключалась в следующем. Я в августе был в отпуске. А у нас в стране слишком часто кардинальные перемены происходят именно тогда, когда человек, который мог бы, хотя бы теоретически, повлиять на ситуацию, оказывается «вне зоны доступа».

Итак, приезжаю я из отпуска в начале сентября, и узнаю, что у нас в редакции – перемены. До того наш журнал верстал Леонид Павлов – дизайнер и художник от бога, руководивший (да и сейчас руководящий) дизайнерской фирмой, с которой мы взаимодействовали по договору. Мне руководители к тому времени уже не раз предлагали отказаться от его услуг и создать свою карманную дизайн-группу. Я, будучи человеком консервативным от природы, не люблю новшества там, где процесс идёт успешно. Главным моим аргументом был следующий. Поддерживая с Леонидом дружеские контакты, мы могли принести материалы очередного номера чуть раньше или чуть позже, могли попросить его поторопиться, могли вносить исправления в любой момент… И Леонид всегда подстраивался под наши требования, подключая к решению вопроса столько людей, сколько было нужно. Нам же предлагалось отказаться от этой группы и взять своего дизайнера, который бы помимо нашего журнала, выполнял бы сторонние заказы. Я опасался, что в этом случае наш журнал не будет являться приоритетным для сотрудника, который не входит в штат редакции и главному редактору подчиняется постольку-поскольку. Со временем получилось, что если не в полной мере, то в определённой степени мои опасения оправдались.

Я тогда ещё не знал, что на моё место главного редактора журнала «Боевое братство» уже начали метить другие люди. Журнал набрал популярность, с ним считались в ветеранских кругах – ну и появились претенденты. Смена дизайнеров, по всей видимости, являлось звеном из той же цепочки – некоторые руководители хотели привести на наше место свои команды. Не буду здесь и сейчас об этом писать подробно, скажу только, что в конце концов задуманное удалось.

Всем очевидно, что у каждого дизайнера – свой стиль вёрстки, свои представления о том, как что должно выглядеть на страницах. Равно как и у главного редактора вырабатывается система взаимоотношений с верстальщиками, в результате которой и рождается издание.

И что я вижу, выйдя из отпуска? Вёрсткой журнала занимается молоденькая девушка, которая появилась невесть откуда, которую неведомо кто привёл.

Я вижу журнал, который здорово отличается от того, каким он должен быть по моим представлениям. Количество и объём публикаций, рассказывающих о собственно деятельности Организации «Боевое братство» уменьшились, зато распухли материалы, не имеющие никакого отношения к ветеранам. Как потом выяснилось, это началась кампания по превращению нашего корпоративного издания в некое издание, «интересное для всех» (это слова одного из руководителей). Эта кампания временами затухала, а потом вспыхивала вновь, что не могло идти на пользу делу.

Хочу быть понятым правильно. Создание любого СМИ – дело творческое, а потому неоднозначное; вокруг него может быть много мнений, и они могут не совпадать. В конце концов, я никогда не говорил, что делаю идеальный журнал, который являет собой совершенство и не нуждается в дальнейшем улучшении.  Ну так можно же было сесть всем вместе, обсудить, как быть дальше… Не брать же абы кого с улицы ломать сделанное нами на протяжении трёх лет!..

Как выяснилось, новой девчушке, которую взяли на вёрстку, дали карт-бланш на «оживление» чересчур «сухого» журнала. Она, ни сном ни духом не имея представления о ветеранском движении, о ветеранах, о направленности журнала, и начала поворачивать его по своему усмотрению.

И вот что получилось.

Информационный блок пока претерпел не слишком заметные изменения. Пермь, Марий Эл, Астрахань, Калининград, Иваново, Подмосковье, Ульяновск, Краснодар, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону…

В подмосковном Красноармейске в том году открылся Российский центр выставок продукции военного назначения. Что это такое, с какой целью и кто его намеревался использовать, рассказал читателям Дмитрий Саблин.

Затем шёл подготовленный в номер материал по Беслану. На мой взгляд, здесь этот материал был не на месте, однако по оформлению претензий к нему нет.

Дальше шло несколько материалов, нормальных, обычных для нашего журнала… Только шрифт дизайнер уменьшила, а фото увеличила. На мой взгляд, это было не совсем правильно, ну да ладно, в конце концов, быть может, и я ошибался…

Но дальше… Вот как был оформлен материал о гибели 9-й роты и псковском  храме Александра Невского.

Это – центральный разворот журнала. В нём рассказывалось о мотоклубе, который создал некий австрийский бизнесмен, который содержала некая ювелирная фирма… Снимки, конечно, хороши, но причём тут центральный разворот нашего издания?!!

Затем следовало несколько материалов о деятельности Московского областного отделения Организации «Боевое братство». Слов нет, данная публикация оформлена красиво, однако из привычного стиля оформления журнала всё это выбивалось.

Затем – новый тематический скачок. Дело в том, что наш журнал принимал участие в работе книжной выставки на ВВЦ. И это – информация об этом событии. Прекрасно! Но только опять не на месте. Данный разворот должен был бы находиться или в начале, в информационном блоке, либо в конце, где обычно мы ставили материалы о культуре.

Ну а затем – опять возвращаемся к региональным отделениям Организации «Боевое братство». Наш корреспондент рассказывал о чрезвычайно важном событии, происшедшем в Дагестане, в котором принимали участие руководители республики. И этот материал засунули в хвост журнала, да ещё так, что больше половины отведённой для публикации журнальной площади занимал вид архитектурного комплекса – просто строения без единого человека.

Зато текст интервью с руководителем Ассоциации ветеранов спецподразделения антитеррора «Альфа» Сергеем Гончаровым размещён, на мой взгляд, слишком ужато. В общем, журнал стал похож на винегрет: различные его ингредиенты оказались бессистемно перемешаны, да ещё кусочки в нём нарезаны по-разному – где неоправданно крупно, а где слишком измельчены.

По поводу четвёртой обложки ничего не скажу – сделана неплохо. Хотя какая-то привязка к Организации «Боевое братство» не помешала бы. Да и надпись, в общем-то, не слишком удачна – хотя это уже не к дизайнеру.

Это был первый звоночек, предвещающий надвигавшиеся на журнал перемены. Только мы о том не догадывались.