ДИНАМО ДЛЯ «ДИНАМО»

Как правило, после участия в обсуждении того или иного вопроса у человека складывается некое более или менее определенное мнение о сути проблемы и путях ее разрешения. После «круглого стола», на котором речь шла о стратегии экономического развития Физкультурно-спортивного общества «Динамо», у автора этих строк осталось слишком много вопросов, на которые он так и не сумел сформировать более или менее удовлетворительных ответов. Более того, в кулуарах число недоумевающих реплик едва не превышало количество выкуренных сигарет. Да и в прениях далеко не во всех выступлениях слышалась уверенная эйфория от докладов…

Короче говоря, судя по всему, у многих участников «круглого стола» и у приглашенных гостей сформировалось скорее не мнение, а сомнения.

Суть дела вот в чем. Руководство Общества пришло к выводу, что жить так больше нельзя. (Почему – речь пойдет ниже). Однако где взять тот рычаг, при помощью которого можно поставить на попа весь «динамовский» мир, не знало. Памятуя о том, к чему у нас в стране приводят непродуманные безальтернативные реформации, руководители спортивного общества пошли на беспрецедентный шаг: они предложили четырем независимым экспертным группам разработать стратегию его реорганизации. Образно говоря, изобрести некую динамо-машину, которая вывела бы «Динамо» из тупика, в котором Общество оказалось.

И вот «круглый стол», на котором обсуждались проекты, состоялся. Их представили: Арнольд Круглянский (группа «Мониторинг.ru»), Виктор Токаренко (Инвестиционная группа «C.A. & Co., Ltd») и Леонид Власюк (компания Информпроект-М). Руководитель четвертой группы признался, что к докладу не готов, однако выразил готовность участвовать в претворении чужих проектов в жизнь.

Заниматься сравнительным анализом предложенных вариантов, взвешивать все pro et contra, наверное, не стоит – этим должны заниматься более квалифицированные специалисты. А вот о вопросах, оставшихся открытыми, поговорить стоит – быть может, они подскажут людям, которые будут непосредственно заниматься реорганизацией «Динамо», слабые места концепции, которая ко времени выхода в свет журнала уже должна получить путевку в жизнь.

Итак, что такое «Динамо» сегодня? Почему нужно заниматься его реорганизацией? Что заставило руководство объявлять столь непривычный для нас конкурс проектов? На эти вопросы достаточно подробно ответил основной докладчик – председатель Общественно-государственного объединения Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо», заместитель Директора ФСБ России Владимир Проничев; его дополнили и остальные выступавшие.

Итак, по порядку. Московское пролетарское общество «Динамо» учреждено 18 апреля 1923 года по инициативе группы сотрудников ОГПУ. Вслед за тем подобные организации начали возникать и в других регионах страны. 23 июня 1931 года завершилось превращение «Динамо» в единую всесоюзную структуру. Это Общество можно смело назвать первопроходцем на пути становления физкультурно-спортивного движения страны. С самого начала «Динамо» действовало на принципах самофинансирования и хозрасчета, создавая для покрытия своих материальных нужд мелкое кустарное производство и торговую сеть. И постепенно Общество превратилось во всесоюзный могучий комплекс с собственной материально-технической базой спортивного назначения со всей необходимой инфраструктурой. Причем, структуру уникальную: ни у нас в стране, ни за рубежом ничего подобного никогда не существовало и не существует поныне.

Спортивные достижения Общества весьма внушительны. Динамовцы за историю своего существования завоевали 306 золотых олимпийских медалей, 2760 человек стали чемпионами мира и Европы. На последних Олимпийских играх в Сиднее они завоевали 55 медалей из 88, завоеванных всей сборной (хотя тут цифирь несколько лукавит – часть командных наград числят себе в заслугу несколько спортивных обществ одновременно). Динамовскую символику носят 80 региональных организаций, 3874 первичных спортивных коллектива, членами которых являются более 1.300.000 человек.

На сегодняшний день Обществу принадлежит: 27 стадионов, 17 спорткомплексов, более 50 охотничьих и рыболовецких хозяйств, горнолыжная база и т.д. – всего более полутысячи  спортивных сооружений. В числе прочих один из докладчиков упомянул племенное хозяйство, на что тут же под общий смех последовала реплика с места: «“Динамо” всегда славилось своими жеребцами»… «Динамо» владеет 24 промышленными предприятиями, среди которых: 13 выпускают швейную и трикотажную продукцию, 3 занимаются деревообработкой, изготавливая, в частности, бильярдные столы, 2 – металлообработкой и т.д. Основные фонды всего этого хозяйства составляют 370 млн. рублей, годовой бюджет 200 млн. рублей…

Впрочем, наверное, пора остановиться. Потому что за всеми этими цифрами стоят проблемы, проблемы, проблемы… И главная среди них: Общество «Динамо» на сегодняшний день назвать единой структурой, занимающейся развитием физкультуры и спорта, довольно проблематично. В результате всех государственных катаклизмов минувшего десятилетия первичные организации оказались в положении тех щенков, которых учат плавать: бросили в воду – и спасайся всяк кто как может… Так и случилось. Кто всплывал, кто тонул, кто барахтался, ожидая доброго дедушку Мазая со спасательно-финансовым кругом.

Дело в том, что деятельность любого спортивного общества можно схематично разделить на две части: приходную (коммерческую) и расходную (уставную). Другими словами, прибыли от коммерческой деятельности общества должны расходоваться на развитие спорта. Что касается «Динамо», в стародавние времена так и было: поскольку Общество являло собой единый организм, совокупные прибыли от его деятельности суммировались, а потом централизовано распределялись между всеми его составляющими.

И вдруг система в одночасье рухнула: одновременно прекратилось финансирование низовых организаций «сверху», равно как исчез контроль за их деятельностью… К чему это привело? Достаточно зайти на любой стадион и посмотреть, во что он превратился.

Всеобщая физкультурно-массовая работа по сути исчезла. Чиновники от спорта на местах пустились во все тяжкие, чтобы извлечь из спортивных объектов максимум выгоды – для себя, естественно, не для спорта и уж подавно не для физкультуры. Местные власти повсеместно стремятся подмять их – и объекты, и чиновников – под себя… Масштабы расхищения спортивной собственности приняли катастрофический характер.

Все эти всероссийские околоспортивные катаклизмы в полной мере характерны и для Общества «Динамо». По сути, оно оказалось на грани развала. Большинство стадионов построено полвека и более назад, они устарели морально и физически, не отвечают международным стандартам – нынче они или просто рассыпаются от бесхозности или превратились в рынки. Да и вообще вся инфраструктура Общества дышит на ладан. Напрочь прекратили свое существование динамовские конный спорт, прыжки в воду, тяжелая атлетика, в упадке плавание. В глубоком кризисе некогда известная на весь свет тренерская школа «Динамо».

Половина промышленных предприятий Общества убыточны – в первую очередь из-за низкой загрузки имеющихся мощностей. Производимая ими продукция неконкурентоспособна. Износ основных средств составляет более 70 процентов. Общая задолженность динамовских промышленных предприятий на середину прошлого года составила почти 50 млн. рублей.

Все это может привести к тому, что Общество «Динамо» попросту лишится прав собственности на львиную часть своей недвижимости. Вот тогда для него и произойдет подлинное крушение.

Ну а может так и надо? В самом деле, нужен ли нам подобный монстр, который не в силах сам себя прокормить и уберечься от самораспада? Зачем его нужно сохранять, реанимировать?..

Руководители Общества и авторы проектов считают, что «Динамо» как целостную структуру необходимо обязательно сохранить. (Дабы не быть заподозренным в лоббировании интересов одной из групп, не считаю нужным в каждом конкретном случае четко называть авторов высказываний. Да не так уж это и важно, в самом деле…). Более того, они уверены, что при правильной политике в течение 30 месяцев Общество может осуществить кардинальный прорыв в своем развитии… Перемножив месяцы и дни, нетрудно убедиться, что на перестройку «Динамо» времени нужно почти в два раза, чем на переустройство России – и то ладно… Как тонко подметил один из участников обсуждения, генеральный директор компании «Прайманн» Руслан Кряжев, для создания нового бизнеса нужно три года, а тут уже есть готовая структура, которую только нужно правильно использовать…

Однако каким путем реанимировать «Динамо»? За счет чего? В этом пункте все авторы проектов единодушны: за счет коммерческой деятельности, конечно! За счет предоставления льгот Обществу. За счет размещения заказов на его предприятиях. За счет развития торговли…

Об этой, последней, к слову, тоже нужно сказать несколько слов. Товарный знак «Динамо» зарегистрирован и является собственностью Общества. Другими словами, право на выпуск продукции с его символикой имеют лишь его «родные» предприятия, либо предприятия, купившие у него таковое право. Да и торговать продукцией с голубой буковкой «Д» можно лишь в определенных местах. Между тем на практике картину мы видим совершенно иную. На всю страну «Динамо» имеет лишь 28 магазинов в 21 субъекте Федерации: 17 из них торгуют оружием, 7 – спортивными товарами, 3 – товарами народного потребления, ну и так далее, вплоть до торговли арестованным имуществом. Вместе с тем в ряде городов имеется немало магазинов, которые незаконно реализуют товары с «динамовской» символикой.

Иными словами, в хозяйственной деятельности Общества царит полнейшая неразбериха. «Снизу» нет объективной информации о доходах, а «сверху» за ними нет четкого контроля. Поэтому первым делом инициаторы реформы считают необходимым провести всеобщую инвентаризацию «динамовского» имущества.

«А также инвентаризацию наших спортсменов», – напомнил представитель Санкт-Петербурга Валерий Зинчик. Справедливо напомнил, к слову: во всех проектах человеческий фактор был представлен довольно слабо. Один выступавших в прениях ветеранов «Динамо» высказал недоумение, что докладчики ни словом не обмолвились о необходимости создания страховой компании для спортсменов.

Затем, согласно центральной доминанте проектов, необходимо разделить имущество Общества на три основные категории: перспективные, условно-перспективные и бесперспективные. От последних безусловно избавиться…

Вот тут опять возникает вопрос. Ладно, с перспективными все понятно, к ним уже отнесено 10 объектов (в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде), в которые можно вложить мало, а потом только снимать пенки. Со второй категорией, допустим, тоже – они затрат требуют больше, отдачи от них ждать придется дольше, однако доходы со временем все же будут… А вот как же объекты третей категории, от которых следует избавляться? Ведь в их число как раз и попадут объекты, которые и составляют основу массового физкультурного движения! Это в первую очередь стадионы и спортивные сооружения в небольших населенных пунктах. В советские времена, когда, при всех царивших тогда недостатках и показухе, именно массовому физкультурному движению придавалось большое внимание, а потому эти стадионы строились в центре или наиболее посещаемых местах поселков и городков. И как сегодня с ними поступить? По сути дела предлагается отдать в руки местных властей или коммерсантов. Ну что ж, те быстро найдут им применение, построив на освободившихся площадях особняки или торговые палаты, а бассейны превратив в закрытые клубы – и тогда у людей, которые и хотели бы заниматься спортом, исчезнет последнее прибежище для реализации их желания. Не случайно же представитель Краснодара Леонид Ересько попенял авторам прожектов, что они берут за основу исключительно московский опыт и хоть бы кто из них обратил внимание на то, что делается в регионах.

Вернемся к обсуждению. Итак, реформаторы предлагают оставить в своем ведении лишь то, что будет приносить прибыль, а от остального избавиться. Логика удобная, конечно, однако это несколько не вяжется с Уставом Общества, где понятие «массовость физкультурного движения» провозглашено одной из главных задач. В самом деле, массовость и рентабельность, при уровне жизни в нашей стране, – понятия трудносовместимые. Между тем, с точки зрения морали такая позиция весьма сомнительна. Ведь все, подчеркнем: все объекты строились на средства, заработанные «Динамо», нынче же предлагается эксплуатировать лишь те, от которых есть реальная выгода; что ж получается – возьми себе, боже, что мне негоже?

Впрочем, следует признать, что декларации о массовости, патриотическом воспитании, молодом поколении, подрастающей смене присутствовали во всех проектах. Именно декларации. Потому что едва заходила речь о хозяйственной деятельности, они оттеснялись на задворки, ибо реальных доходов, как ни говори, эти отвлеченные понятия не приносят…

На следующем этапе реорганизации предлагается воссоздать единый общий бюджет всего Общества «Динамо». И тут вновь начались столкновения мнений. По какому принципу формировать и по какому принципу расходовать совокупный бюджет? Понятно, что старые механизмы тут не годятся – сейчас каждый старается считать свою копейку и не торопится с нею расставаться… Захотят ли упоминавшиеся выше 10 рентабельных объектов делиться с остальными пятьюстами своими доходами? Каковым должен быть механизм перераспределения средств внутри Общества? Понятно, что взяться одновременно за восстановление всех объектов по всей стране не хватит никаких средств. По какому принципу и кто будет определять, кому, когда и сколько выделить? Предлагается снести нынешний московский стадион в Петровском парке и на его месте возвести новый, отвечающий всем европейским стандартам – кто будет оплачивать этот грандиозный проект?.. На эти вопросы ответов не прозвучало. Зато вновь прозвучала анонимная реплика с места: опять, мол, отнимать и делить – доколе, мол… Высказывалось и другое сомнение: если средства пойдут в «общий котел», местные власти вообще прекратят оказывать какую-либо помощь низовым подразделениям «Динамо» – и кто, мол, от этого выиграет…

Отдельным блоком шла речь о льготах, на которые возрождающееся «Динамо» считает вправе надеяться. Среди них, например, такие. Поскольку Общество действует в первую очередь в интересах государственных «силовых» структур, участвуя тем самым в обеспечении безопасности страны, оно могло бы иметь скидки в налогообложении. (Не претендуя на роль вещателя истины в последней инстанции, замечу: убежден, что абсолютно все спортивные общества и организации должны таковые льготы иметь – правда, при строжайшем контроле со стороны государства, чтобы льготы «расходовались» исключительно по назначению). Леонид Ересько из Краснодара привел по этому поводу такой пример: из 8 млн. зарабатываемых краевым Советом «Динамо» 7,5 уходит на налоги – какое уж тут развитие базы?.. При размещении заказов на пошив обмундирования, спортивной одежды и другой продукции, которую производят предприятия «Динамо», предпочтение должно отдаваться именно им – это предложение Веры Багмет, директора одной из «динамовских» трикотажных фабрик было принято с большим одобрением. Необходимо также предоставить льготы для потенциальных инвесторов Общества…

Короче говоря, пока речь о льготах, споров не возникало. Более того, автор одного из проектов заявил безо всяких экивоков: не будет льгот – Общество развалится.

Зато разногласия возникли вокруг другого вопроса. Как известно, в состав «Динамо» входит 13 участвующих ведомств – ФСБ, МВД, СВР, ФСНП и другие «силовые» структуры. Соответственно, представители их участвуют в рабочих органах Общества. В каком качестве они должны пребывать в это время? Одни участники обсуждения считают, что представители на время работы в центральных органах «Динамо» должны оставаться при погонах и считаться прикомандированными, другие возражают, что погоны нужно снимать и пребывать в качестве откомандированных… Вопрос, конечно, интересный. Однако, думается, не столь уж принципиальный.

Куда важнее другое. По словам Владимира Проничева, Общество «Динамо» «выполняет задачи государственной важности по совершенствованию физической и специальной подготовки военнослужащих и сотрудников органов безопасности и правопорядка, развитию детского и юношеского спорта, массовой физической культуры и служебно-прикладных видов спорта». Пожалуй, эти слова правильнее было бы поставить в прошедшем времени. В настоящем, судя по всему, они совершенно неактуальны. А на будущее… Увы, предложенные проекты не внушают большого оптимизма и на будущее: тщательно выписанные радужные варианты того, как следует зарабатывать деньги, в тот момент, когда переходят к тому, как их тратить, заметно тускнеют. И на этом фоне главный лозунг реорганизации – «“Динамо” – чемпион!» – выглядит не слишком убедительно. Право же, складывается убеждение, что авторы проектов в первую очередь озабочены тем, как из марки «Динамо» выжать дополнительные (впрочем, почему уж дополнительные? – каждодневные!) доходы. Ну а как эти доходы использовать… Были бы доходы, а как их использовать, найдется.

Разваливать созданное другими нетрудно – за истекшее десятилетие мы в этом не раз убеждались.

Одно бесспорно: новое руководство спортобщества решило взяться за дело всерьез и надолго. И уже сам по себе этот факт внушает надежду на лучшее. В конце концов, не зря говорят, что любой, самый дальний путь начинается с первого шага. Возрождающееся «Динамо» этот шаг уже сделало.

Николай Стародымов

(Материал подготовлен в 2001 году)