«ПЛЕНЕНИЕ ШАМИЛЯ» ВЕРНУЛОСЬ В РОССИЮ

Уникальное художественное полотно «Пленение Шамиля» осталось в России. Контрабандный вывоз картины за границу предотвратили сотрудники российской Федеральной службы безопасности.

Информация о том, что художественный шедевр готовится к незаконной транспортировке за кордон, в ФСБ пришла из Тель-Авива. Сотрудникам израильских правоохранительных органов стало известно, что в их страну нелегально доставлен фрагмент картины Франца Рубо «Пленение Шамиля» для проведения экспертизы на предмет его подлинности.

Впрочем, экспертиза в данном случае являлась фактом чисто формальным – подлинность полотна не вызывала сомнения. По сути, данным актом цель преследовалась совсем иная: продемонстрировать потенциальным покупателям, что картина и в самом деле имеется в наличии. А в том, что таковые покупатели найдутся, обладатели полотна не сомневались. Поэтому преступники уже заранее продумали, как использовать вырученные деньги – пустить их на закупку оружия и финансирование активизации террористической деятельности международных бандитов, обосновавшихся на территории Чечни.

При этом затеявшие данную аферу главари рассчитывали на сумму, ни много ни мало, в 5 млн. долларов.  Сумма, конечно, немалая, но могла быть реальной. Если собственно художественное полотно оценивается специалистами примерно в 1,5 млн. «зеленых», то историческая ценность и криминальная история его могли значительно увеличить эту сумму.

Данное сообщение подтверждало и другую информацию, полученную ФСБ оперативным путем еще в январе, что «Пленение Шамиля» готовится к продаже за рубеж. Стало очевидно, что меры по предотвращению этого злодейства необходимо предпринимать незамедлительно. Вполне очевидно, что на официальным аукцион столь известное художественное произведение не выставишь – Россия тут же потребовала бы его возвращения и легко доказала бы свои права на него. Потому больше приходилось опасаться, что «Пленение Шамиля», минуя официальные торги, окажется в какой-нибудь частной коллекции и тогда отыскать его будет весьма проблематично.

…Наверное, есть необходимость напомнить читателям, что же это за произведение, вокруг которого разгорелись такие страсти и которое бандиты намеривались «загнать» столь дорого.

В 1886 году замечательный российский художник Франц Рубо (наиболее известное его произведение – московская «Бородинская панорама») написал полотно, названное им «Пленение Шамиля». Как известно, имам Шамиль, аварец по национальности, в тридцатые годы девятнадцатого века сумел объединить часть дагестанских и чеченские племена на борьбу против России. Возглавляемая им война длилась четверть века и в конце концов в 1859 году остатки войск повстанцев были блокированы в одном из высокогорных кишлаков Чечни. По преданию, оказавшись в безвыходном положении, Шамиль удалился на одинокую скалу и всю ночь размышлял о том, как быть дальше: сдаться на милость победителей или же продолжать борьбу, обреченность которой была уже очевидна. В результате раздумий он принял решение о капитуляции, чего ему, к слову, не могут простить чеченские сепаратисты-ортодоксы по сей день. От российской армии капитуляцию принимал князь Александр Барятинский, получивший в том же году звание генерал-фельдмаршала.

Этот-то момент и запечатлел на своем полотне художник. В центре его изображен Шамиль, за его спиной сохранившие ему верность мюриды, а перед имамом – группа российских офицеров. Считается, что большинство (если не все) написанные персонажи – подлинные лица. Картина большая – примерно 3,5 на 2,5 метра.

До 1995 года произведение находилось в основной экспозиции Грозненского художественного музея. Ну а в 95-м оно было похищено. Как и остальные полторы тысячи экспонатов. На сегодняшний день благодаря усилиям правоохранительных органов государству возвращено всего лишь восемь десятков из них. Остальные – в розыске, а некоторые, в этом, увы, нет сомнения, утрачены безвозвратно.

К слову, Министерство культуры России планирует со временем организовать экспозицию «Возвращенные шедевры», где будут выставлены художественные произведения, которые не были утрачены для народа безвозвратно лишь благодаря усилиям «силовиков».

…Как стало известно в результате проведенных следственных действий, похищенная картина хранилась в совершенно варварских условиях. Первоначально ее свернули в рулон краской внутрь, что категорически запрещено по нормам хранения. А потом, когда вызрело решение о переправке произведения за границу, его свернули плоско, наподобие скатерти или салфетки.

Результатом стало то, что картине нанесен колоссальный урон – по мнению специалистов, на реставрацию полотна уйдет как минимум два года. Более или менее неплохо сохранились лица Шамиля и некоторых других персонажей – в то время как, скажем, небо осыпалось едва ли не напрочь. Когда сотрудники ФСБ, стараясь действовать как можно аккуратнее, наматывали холст на специально для этой цели приготовленный стержень (иначе ее попросту невозможно было бы нести), на руках оставались крошки краски – картина продолжает неумолимо разрушаться.

Уже на Лубянке картину осматривал эксперт Министерства культуры России профессор Владимир Погодин. Увидев состояние полотна, он расстроился едва не до слез.

- Варвары! – бормотал он, оценивая сквозь увеличительное стекло степень разрушения картины. – Разве ж так можно?..

О том, как именно чекистам удалось перехватить готовый к вывозу за границу криминальный груз, рассказывать еще рано. Известно только, что для картины под днищем «КамАЗа» был подготовлен тайник, в котором холст должен был проследовать из Чечни через Дагестан в Азербайджан. Ответственным за эту операцию боевикам была обещана награда в 500 тысяч долларов.

…Сотрудники ФСБ вернули картину ее законному обладателю – Министерству культуры России. Акт о ее передаче подписали министр культуры Михаил Швыдкой и начальник Центра общественных связей ФСБ Василий Ставицкий. Для транспортировки шедевра, почти пять лет пролежавшего в земле, был выделен инкассаторский бронированный автомобиль. Криминальная сторона история картины на этом, будем надеяться, завершилась. Впереди – скрупулезная работа по возвращению полотну того вида, который оно имело до того, как попало в руки современным дикарям.

Николая СТАРОДЫМОВ.

(Материал подготовлен в 2001 году)