Публикация из газеты “Фрунзевец” от 27 июля 1989 года. Текст сканирован.
ИДЁТ СОЛДАТ ПО ГОРОДУ…
А что он о нём знает?
Майор
Н. СТАРОДЫМОВ
В воскресенье в центральном парке культуры и отдыха имени ХХ-летия ВЛКСМ в Ашхабаде мне встретилась группа воинов, человек 12—15.
— Товарищи, разрешите задать вам несколько вопросов.
Солдаты с интересом ожидают.
— Сколько лет Ашхабаду?
Интерес на лицах гаснет. Некоторые отходят в сторону, старательно прячут глаза. Впрочем, отходят недалеко — слушают внимательно. Из всех смог ответить па некоторые вопросы только один из них — рядовой Вячеслав Мухаметзянов.
— Сто лет, — говорит он.
— Когда Туркмения присоединилась к России?
— В 24-м году.
На самом деле эта дата относится к концу прошлого века.
— Как раньше назывался Ашхабад?
Похоже, слово «Полторацк» никто из солдат не слышал. Не говоря уже об имени видного революционого деятеля Туркестана Полторацкого.
— Кого из выдающихся людей Туркмении вы знаете?.. — Тишина. И после паузы: — Кто такой Махтумкули?
Опять отвечает Мухаметзянов:
— Народный поэт.
О том, что это был также политический деятель, полководец, мыслитель, не знал никто.
— Какие у вас в подразделениях проходили мероприятия по повышению культурного уровня, знакомству с культурой края, где вы служите?.. Были ли встречи с писателями, поэтами, театральными деятелями, учеными?.. Проводились ли экскурсии, культпоходы?..
Наконец откликается все тот же Вячеслав:
— Культпоходы у нас были — два раза в цирк ходили. И раз в театр, правда, не помню, что смотрели.
Вот такая сценка на улице. Как о многом она говорит…
Можно долго рассуждать с причинах того резкого обострения межнациональных отношений, которые мы сейчас наблюдаем. Не ошибусь, если скажу, что подробный анализ происходящего еще впереди. Но я хотел бы затронуть лишь аспект этой проблемы: знакомство людей с культурой других народов.
Что знает солдат, который служит в Ашхабаде, об этом городе? Рядовой Сергей Михайлов, например, приехавший сюда служить из Курска, не знает ничего. Но если бы не знал один Михайлов, было бы полбеды. Беда в том, что абсолютное большинство солдат вообще ничего не знают о крае, в котором они служат, или же в лучшем случае знают очень немногое. Казалось бы, почему? Ведь одна из первых бесед, которая проводится с молодыми воинами, так и называется: «Край, в котором ты служишь». Более того, в любой части назовут немало мероприятий по данному вопросу. Все это так. Вот только об эффективности этой работы говорит сценка в начале данной публикации.
Дело, думаю, вот в чем. Юноша приходит в воинский коллектив. В его жизни происходят перемены, равных которым он еще не испытывал. Меняются климат, система взаимоотношений, питание… А тут что-то рассказывают об истории, нравах, традициях туркмен (узбеков, русских или молдаван). Какие тут раскопки древнего городища или предприятие, выпускающее продукцию, которая идет во столько-то стран мира, если ноги устали на плацу, пальцы исколоты иголкой во время неумелого подшивания обмундирования, да к тому же хочется спать после непривычно раннего подъема! Политработники же и активисты, поставив отметку в графе о выполнении, считают этот вопрос закрытым. Об этом свидетельствует, в частности тот факт, что очень редко можно увидеть солдат в’ музеях, на выставках, на ВДНХ ТССР, в театрах.
Вот что рассказывает сотрудник Ашхабадского историко-краеведческого музея Дженет Коранова:
— Несколько месяцев у нас в музее действовала экспозиция, к примеру, посвященная 40-летию ашхабадского землетрясения. Но воины за это время не приходили ни разу. Как я понимаю, этим должны заниматься политработники, но их я тоже не видела.
ВДНХ в этом отношении повезло больше. Однако, судя по записям в книге посещений, в основном здесь бывают пограничники.
Не часто посещают воины гарнизона и театры. Например. уже второй год в Ашхабаде действует молодежный экспериментальный театр. О его репертуаре, например, говорит тот факт, что здесь поставили спектакль по известному произведению А. Платонова «Джан» (кстати, поставили без пьесы, прямо по тексту повести), о профессиональном уровне артистов свидетельствует то. что он с успехом гастролировал во взыскательной Москве, о чем на всю страну сообщила передача «120 минут». Так вот, заслуженная артистка ТССР Гульнабат Аширова, которая играет в этом театре, сказала, что на их спектаклях военных не видно. Хотя,, казалось бы, уж в молодежном экспериментальном они должны быть частыми гостями.
Будем говорить прямо: солдат самостоятельно в музей или театр ходит редко. И по самой простой причине: возраст не тот. Экскурсии же у политработников гарнизона не в чести. Нельзя сказать, что они не проводятся вообще. то, что их явно недостаточно. очевидно.
Как очевидно и другое – сами работники искусства и культуры не особенно стремятся в воинские коллективы. Их появления там настолько редки, что можно пересчитать по пальцам.
Так вот и служат солдаты, ничего не зная о местах, где волею судьбы им довелось прожить два года. Во время увольнений толпятся они возле игральных автоматов да перед кассами кинотеатров, сидят в кафе или в видеосалонах. Увидят во время учений пастуха на ишаке, да посмотрят, как под руки ведут невесту с закрытым лицом. — и уже считают, что познакомились с жизнью, традициями и обычаями туркмен. И не солдаты в этом виноваты — или лучше сказать, не только они. Повторюсь, большая недоработка здесь и шефов, но прежде всего офицеров. Наверняка, если кто-то нз них сам любит искусство, он и подчиненных приведет иа понравившийся спектакль или выставку.
На деле же офицеры, даже политработники, сами не очень хорошо знают край, в котором служат, порой по многу лет. Например, я не знаю ни одного военнослужащего-нетуркмена, который прочитал бы эпос «Гер-оглы». Многие офицеры даже не слышали о нем. А вель это произведение — краеугольный камень культуры туркменского народа.
Где-нибудь в небольшом отдаленном гарнизоне проводить такую работу. без сомнения, непросто. Но в Ашхабаде сложились едва ли не идеальные условия для ознакомления с культурой туркменского народа. Опыт показывает, что работники искусства, ученые, как правило, охотно идут навстречу приглашениям политработников, принимают участие в различных совместных мероприятиях. Музеи, театры гостеприимно распахивают перед солдатами свои двери.
Заведующий музеем Туркменского театра драмы имени Молланепеса Имамкули Дурдыев, отвечающий за военно-шефскую работу, говорил по этому вопросу:
— Человек 30—40 мы всегда можем и готовы пустить ка спектакль бесплатно. Но воины гарнизона пользуются этой возможностью редко. Пограничники, те бывают. Они и к себе нас приглашают чаще. Так, в гостях у воинов бывали народные артисты СССР Мухамед Черкезов, Соня Мурадова, народная артистка ТССР Лиза Караева, заслуженный артист ТССР Нуры Кещеков, артист Байрам Керимов…
Но это что касается искусства. А ведь есть в Ашхабаде единственный в стране Институт Солнца. Сразу за чертой города начинается территория Копет-Дагского заповедника. Интересные раскопки ведут археологи… Да разве возможно перечислить все адреса, по которым могли бы обратиться политработники с просьбой о проведении какого-либо совместного мероприятия? Нет сомнения в том, что такая работа принесла бы пользу интернациональному воспитанию солдат.
Я был свидетелем такого случая. В одной из частей в Подмосковье, где мне довелось служить, ушел в «самоволку» солдат. Были приняты надлежащие меры, и вскоре «беглеца» поймали. По-русски этот солдат не понимал (был он из Киргизии. из Ошской области), а потому политработник разговаривал с ним через переводчика. Долго молчал «нарушитель» о причинах этого своего шага. А потом рассказал о письме от деда, который написал, что коль служит внук под Москвой, то обязательно должен побывать в Мавзолее и посмотреть на «дедушку Ленина». Вот н отправился парень выполнять дедов наказ. Посмеялись было в части над этим случаем, а затем призадумались и провели несколько мероприятий по предотвращению подобных казусов… Позднее организовали экскурсии и в Москву, на Бородинское поле и в другие исторические места. Потому что солдаты, независимо от национальности, с удовольствием принимали участие в таких поездках. Так курьезный до анекдотичности случай заставил политработников внести коррективы в свою работу.
Но это в Подмосковье. В Ашхабаде же вряд ли кто из солдат сбежит в «самоволку», чтобы посмотреть на исторический памятник города — знаменитую «Горку». Но, думается, не стоит и ждать этого, для того чтобы внести нужные коррективы в свою работу. Время торопит…
Добрый день, Николай Александрович!
Интересную и правильную тему Вы задели. Жаль что поздно. Не служат наши ребята в “чужой стране”. Но хотя-бы про область, куда “влип” рассказывать надо.И экскурсии. Сам я не избегал всех музеев в городах, куда попадал. Мне это нравилось, да и сейчас.
А вот Ашхабад. Мне повезло. В первый месяц я прочитал “30 тысяч поединков” Больше местной литературы не было. А вот в увольнение попал только на пятом месяце.. Так что краеведческий музей и ВДНХ посетил сразу, но не скоро, как хотелось-бы. Все наши экскурсии были на разгрузку овощей. Капуста-картошка понятно. Но когда весь день разгружаешь лимоны и финики, то точно не для армии. Нас использовали для заработка в чей-то карман. так что здесь офицерский корпус был на высоте, а Вы про политработу. О себе надо было думать. Ну и мы не упускали. За жаркий день я сьедал 6-8 лимонов без соли и сахара. Как грушу. Кусаешь и сок во все стороны. И не морщился. Про финики молчу. А ушлые местные ребята на соседнем пивкомбинате или молокозаводе налаживали обмен. Мы им через забор флягу лимонов, обратно фляга возвращалась либо полная пива, либо много сметаны. Одного напивались, другого нализывались как коты. Ну и прапорщику, чтоб нас не сдавал.
С уважением, Устинов
Спасибо, тёзка!.. Ну что ж, каждый рассказывает о том, что ему ближе, с чем сталкивался… Мы с Вами солидарны в главном: у нас у обоих есть стремление к познанию нового. А тем, у кого этого нет, вот тут бы и подключаться людям, которым по должности полагалось заниматься просвещением личного состава!.. Вы знаете, я считаю, что был неплохим политработником, и много делал, чтобы подчинённые подтягивались в интеллектуальном и познавательном плане. И таких политработников, которые со всей ответственностью относились к делу, было немало. Только рухнул СССР! Значит, в целом мы сработали плохо, не справились. Вот с этой колокольни я и оцениваю деятельность – и свою, и всего партийно-политического аппарата Советской армии.
Николай Александрович! Ну…мы сегодня уже виделись. Мне повезло, за 21 месяц службы (а по закону должен был служить 18, а еще точнее вообще не должен был быть призванным) я только про одного офицера могу сказать плохо и очень, это в учебке в Ашхабаде. Про другого, уже в Кизыл-Арвате -что и у медали бывает две стороны. Ко мне он относился хорошо, а другие его ненавидели. Это был замполит нашего второго батальона. И не считаю что наши политруки были плохими. Были указивки сверху. Но ведь был и принцип подчинения по старшинству. А вот мой замполит роты был моложе меня на год. Прекрасный человек. Навестил меня, когда я был в госпитале. Я как раз заканчивал налаживание второй цветомузыкальной установки. Он мне: -”И я такую же хочу”. Ничего не выйдет. Меня завтра выписывают. Он мне:-”Выпишут когда мне сделаешь. Не знаю что было раньше – “Формула любви” или я сам догадался, что делать надо не спеша и аккуратно. Вот так я неделю занимался отдыхом а не защитой рубежей Родины. Это не полемика. Не в рядовых политработниках дело, какого бы высокого ранга они не были. Развал точно произошел не из за таких как Вы. А вот обучать прекрасному надо точно. Сам принудительно занимался в студенческом кружке, в котором кандидат искуствоведческих наук прививал любовь к художественным картинам. Ему удалось при всем нашем возражении. И теперь не жалею. Имею привычку периодически просматривать картины разных художников через интернет. Особенно полюбился Богаевский со своей “Киммерией”. Снимаю стресс созерцая картины. Извините, что утомил
Согласен с Вами: жизнь – это не прямая автострада, а извилистая тропка, состоящая из нюансов. Это я о том, как вы лежали в госпитале до тех пор, пока “не сделаешь”.
Мои друзья знают, что я называю себя гарнизонным ребёнком. Потому и к театру, и к живописи, и даже к литературе я приобщился довольно поздно, и сужу о них не с точки зрения искусствоведа, а именно с позиции дилетанта: нравится – не нравится. Из-за этого критики-профессионалы мне неоднократно указывали: мол, тебе нравится (не нравится) не то, что правильно с точки зрения подлинного профессионализма. Особенно много мне доставалось от знатоков поэзии… Но это ладно – я сейчас о живописи. Мне многое что нравится в живописи. Например, я очень высоко ставлю творчество Павла Рыженко, умершего пару лет назад, и которого, на мой взгляд, совершенно несправедливо затирают (по совершенно, на мой взгляд, понятным причинам: он – за Россию, за её славную историю). А вот названную Вами картину не знаю, прямо сейчас посмотрю…
Удачи Вам, тёзка!
Здравствуйте, Николай Александрович! Извините что ввел Вас в заблуждение. “Киммерия” это Крым. И к нему есть цикл картин. Мне тоже”нравится-ненравится”.
Мои самые любимые:Корабли. Вечернее солнце, 1912,
Вечер у моря.
1941
«Южная страна. Пещерный город»
1908
Но не этим ограничиваюсь. Принцип ” одна неделя – один художник”. Но это не зацикливание на художниках. В мире много и другого интересного. В том числе и история тех мест где я служил в армии. Те вопросы, что Вы подняли “про Ашхабад” и незнание где служишь я наверстываю последние 5 лет. Когда то это было просто любопытно. А сейчас, видимо, приближение к старости. Вот и просматриваю Ваш сайт раз в неделю и не первый год в поисках “новенького”. И регулярно просматриваю все новости про Туркмению и Узбе”кию”. Где служил. Киргизия и далее мне не интересны. Там не бывал.
С уважением, Устинов
Посмотрел, спасибо… Увидел картины, и вспомнил, что видел их – во всяком случае, некоторые. Например, Пейзаж в горах… Своеобразная манера…