Публикация из газеты “Фрунзевец” от 27 июля 1989 года. Текст сканирован.

ИДЁТ СОЛДАТ ПО ГОРОДУ…

А что он о нём знает?

Майор

Н. СТАРОДЫМОВ

В воскресенье в цент­ральном парке культуры и отдыха имени ХХ-летия ВЛКСМ в Ашхабаде мне встретилась группа воинов, человек 12—15.

—            Товарищи, разрешите задать вам несколько вопро­сов.

Солдаты с интересом ожи­дают.

—            Сколько лет Ашхаба­ду?

Интерес на лицах гаснет. Некоторые отходят в сторо­ну, старательно прячут гла­за. Впрочем, отходят неда­леко — слушают вниматель­но. Из всех смог ответить па некоторые вопросы толь­ко один из них — рядовой Вячеслав Мухаметзянов.

—            Сто лет, — говорит он.

—            Когда Туркмения при­соединилась к России?

—            В 24-м году.

На самом деле эта дата относится к концу прошлого века.

—            Как раньше называл­ся Ашхабад?

Похоже, слово «Полторацк» никто из солдат не слышал. Не говоря уже об имени видного революционого деятеля Туркестана Полторацкого.

—            Кого из выдающихся людей Туркмении вы знае­те?.. — Тишина. И после паузы: — Кто такой Махтумкули?

Опять отвечает Мухамет­зянов:

—            Народный поэт.

О том, что это был также политический деятель, пол­ководец, мыслитель, не знал никто.

—            Какие у вас в подразде­лениях проходили мероприя­тия по повышению культур­ного уровня, знакомству с культурой края, где вы слу­жите?.. Были ли встречи с пи­сателями, поэтами, театраль­ными деятелями, учеными?.. Проводились ли экскурсии, культпоходы?..

Наконец откликается все тот же Вячеслав:

—            Культпоходы у нас бы­ли — два раза в цирк хо­дили. И раз в театр, правда, не помню, что смотре­ли.

Вот такая сценка на ули­це. Как о многом она го­ворит…

Можно долго рассуждать с причинах того резкого обо­стрения межнациональных отношений, которые мы сей­час наблюдаем. Не ошибусь, если скажу, что подробный анализ происходящего еще впереди. Но я хотел бы за­тронуть лишь аспект этой проблемы: знакомство людей с культурой других наро­дов.

Что знает солдат, кото­рый служит в Ашхабаде, об этом городе? Рядовой Сер­гей Михайлов, например, приехавший сюда служить из Курска, не знает ничего. Но если бы не знал один Михайлов, было бы полбе­ды. Беда в том, что абсо­лютное большинство солдат вообще ничего не знают о крае, в котором они служат, или же в лучшем случае зна­ют очень немногое. Каза­лось бы, почему? Ведь одна из первых бесед, которая проводится с молодыми вои­нами, так и называется: «Край, в котором ты слу­жишь». Более того, в любой части назовут немало меро­приятий по данному вопро­су. Все это так. Вот толь­ко об эффективности этой работы говорит сценка в на­чале данной публикации.

Дело, думаю, вот в чем. Юноша приходит в воинский коллектив. В его жизни происходят перемены, равных которым он еще не испыты­вал. Меняются климат, сис­тема взаимоотношений, пи­тание… А тут что-то расска­зывают об истории, нравах, традициях туркмен (узбе­ков, русских или молдаван). Какие тут раскопки древне­го городища или предприя­тие, выпускающее продук­цию, которая идет во столь­ко-то стран мира, если ноги устали на плацу, пальцы исколоты иголкой во вре­мя неумелого подшивания обмундирования, да к тому же хочется спать после не­привычно раннего подъема! Политработники же и акти­висты, поставив отметку в графе о выполнении, счита­ют этот вопрос закрытым. Об этом свидетельствует, в частности тот факт, что очень редко можно увидеть солдат в’ музеях, на выстав­ках, на ВДНХ ТССР, в те­атрах.

Вот что рассказывает сот­рудник Ашхабадского историко-краеведческого музея Дженет Коранова:

— Несколько месяцев у нас в музее действовала экс­позиция, к примеру, посвященная 40-летию ашхабад­ского землетрясения. Но во­ины за это время не приходили ни разу. Как я пони­маю, этим должны зани­маться политработники, но их я тоже не видела.

ВДНХ в этом отношении повезло больше. Однако, су­дя по записям в книге посещений, в основном здесь бы­вают пограничники.

Не часто посещают воины гарнизона и театры. Напри­мер. уже второй год в Ашхабаде действует молодеж­ный экспериментальный те­атр. О его репертуаре, например, говорит тот факт, что здесь поставили спектакль по известному произведе­нию А. Платонова «Джан» (кстати, поставили без пье­сы, прямо по тексту повес­ти), о профессиональном уровне артистов свидетель­ствует то. что он с успехом гастролировал во взыскатель­ной Москве, о чем на всю страну сообщила передача «120 минут». Так вот, заслуженная артистка ТССР Гульнабат Аширова, которая играет в этом театре, сказала, что на их спектаклях военных не видно. Хотя,, казалось бы, уж в молодежном экспериментальном они должны быть частыми гостями.

Будем говорить прямо: солдат самостоятельно в музей или театр ходит редко. И по самой простой причине: возраст не тот. Экскурсии же у политработников гарнизона не в чести. Нельзя сказать, что они не проводятся вообще. то, что их явно недостаточно. очевидно.

Как очевидно и другое – сами работники искусства и культуры не особенно стремятся в воинские коллективы. Их появления там настолько редки, что можно пересчитать по пальцам.

Так вот и служат солда­ты, ничего не зная о местах, где волею судьбы им дове­лось прожить два года. Во время увольнений толпятся они возле игральных автома­тов да перед кассами кино­театров, сидят в кафе или в видеосалонах. Увидят во время учений пастуха на ишаке, да посмотрят, как под руки ведут невесту с закрытым лицом. — и уже считают, что познакомились с жизнью, традициями и обычаями туркмен. И не солдаты в этом виноваты — или лучше сказать, не только они. Повторюсь, большая не­доработка здесь и шефов, но прежде всего офицеров. На­верняка, если кто-то нз них сам любит искусство, он и под­чиненных приведет иа понра­вившийся спектакль или вы­ставку.

На деле же офицеры, да­же политработники, сами не очень хорошо знают край, в котором служат, порой по многу лет. Например, я не знаю ни одного военнослу­жащего-нетуркмена, кото­рый прочитал бы эпос «Гер-оглы». Многие офицеры да­же не слышали о нем. А вель это произведение — краеугольный камень куль­туры туркменского народа.

Где-нибудь в небольшом отдаленном гарнизоне про­водить такую работу. без сомнения, непросто. Но в Ашхабаде сложились едва ли не идеальные условия для ознакомления с куль­турой туркменского народа. Опыт показывает, что ра­ботники искусства, ученые, как правило, охотно идут навстречу приглашениям по­литработников, принимают участие в различных совме­стных мероприятиях. Музеи, театры гостеприимно распа­хивают перед солдатами свои двери.

Заведующий музеем Тур­кменского театра драмы име­ни Молланепеса Имамкули Дурдыев, отвечающий за во­енно-шефскую работу, гово­рил по этому вопросу:

— Человек 30—40 мы всегда можем и готовы пус­тить ка спектакль бесплат­но. Но воины гарнизона пользуются этой возмож­ностью редко. Пограничники, те бывают. Они и к себе нас приглашают чаще. Так, в го­стях у воинов бывали на­родные артисты СССР Мухамед Черкезов, Соня Мурадова, народная артистка ТССР Лиза Караева, заслуженный артист ТССР Нуры Кещеков, артист Байрам Ке­римов…

Но это что касается ис­кусства. А ведь есть в Аш­хабаде единственный в стра­не Институт Солнца. Сразу за чертой города начинается территория Копет-Дагского заповедника. Интересные раскопки ведут археологи… Да разве возможно пере­числить все адреса, по которым могли бы обратиться политработники с просьбой о проведении какого-либо сов­местного мероприятия? Нет сомнения в том, что такая работа принесла бы пользу интернациональному воспи­танию солдат.

Я был свидетелем такого случая. В одной из частей в Подмосковье, где мне довелось служить, ушел в «са­моволку» солдат. Были при­няты надлежащие меры, и вскоре «беглеца» поймали. По-русски этот солдат не понимал (был он из Кирги­зии. из Ошской области), а потому политработник раз­говаривал с ним через пе­реводчика. Долго молчал «нарушитель» о причинах этого своего шага. А потом рассказал о письме от де­да, который написал, что коль служит внук под Моск­вой, то обязательно должен побывать в Мавзолее и пос­мотреть на «дедушку Лени­на». Вот н отправился па­рень выполнять дедов наказ. Посмеялись было в части над этим случаем, а затем призадумались и провели несколько мероприятий по предотвращению подобных казусов… Позднее организо­вали экскурсии и в Москву, на Бородинское поле и в другие исторические места. Потому что солдаты, неза­висимо от национальности, с удовольствием принимали участие в таких поездках. Так курьезный до анекдо­тичности случай заставил по­литработников внести кор­рективы в свою работу.

Но это в Подмосковье. В Ашхабаде же вряд ли кто из солдат сбежит в «самоволку», чтобы посмотреть на исторический памятник города — знаменитую «Горку». Но, думается, не стоит и ждать этого, для того что­бы внести нужные коррективы в свою работу. Время торопит…