ЛУЧШИЕ КНИГИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(Личная точка зрения)

Должен оговориться, что не люблю превосходные степени ни в чём. В том числе и в вопросах искусства. Ну как можно сказать: это самая лучшая книга, это самая совершенная скульптура, это самое безукоризненное живописное полотно… Не бывает таких! Они могут представляться самыми совершенными только данному конкретному человеку в данный конкретный момент.

Я очень высоко ставлю живописное творчество Павла Рыженко, но это не мешает мне восхищаться «Незнакомкой» Глазунова или «Гуру» Рериха. На мой взгляд, невозможно не восхищаться «Поцелуем» Родена, но ведь имеется ещё превеликое множество других ваяний замечательных мастеров скульптуры…

Говорят, что человек за свою жизнь должен прочитать только десять книг, правда, искать их он должен всю жизнь. Так вот, ниже я выскажу своё мнение о книгах, которые зацепили сильнее всего мою душу.

“ДОН-КИХОТ”

Величайшей пародией я считаю роман «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса Сааведра. Впрочем, насколько могу судить, такого мнения придерживаюсь не я один. Никто, кроме, разве, учёных, ни за какие коврижки не станет читать «рыцарские романы», и знаем мы о тех романах и их героях исключительно потому, что нам о них сообщил Сервантес.

Но «Дон-Кихот» также и великая трагедия, хотя, конечно, в этой разновидности литературы слово «величайшая» невозможно присвоить ни одному произведению – трагедий слишком много, что в жизни, что в творчестве.

Право, если бы литературный Дон-Кихот погиб во время какого-то своего сумасбродства, если бы он умер от болезни, так и оставаясь в неведении по поводу своих истинных приключений, на мой взгляд, это было бы менее драматично, чем описал дон Мигель. Однако автор пошёл по самому жестокому пути. Буквально перед порогом кончины сеньор Кехана прозрел и увидел мир таким, как он есть на самом деле. Вот это и стало подлинно трагическим финалом! Накануне собственной смерти вдруг понять, что ты не был героем в том виде, как представлялся самому себе, что не являлся защитником веры и людей, а служил лишь посмешищем для миллионов и миллионов читателей – такой кончины и врагу не пожелаешь, не то что милейшему и благороднейшему человеку!

И что бросается в глаза, комментаторы романа именно на этой трагедийности образа Дон-Кихота внимание акцентируют далеко не всегда. А на мой взгляд, именно данный поворот сюжета является самым эмоциональным (трагическо-эмоциональным) в романе.

А ещё это одна из ведущих книг мира по числу нарицательных образов – как одушевлённых, так и нет. Разве не так? Сам Дон-Кихот, Санчо Панса, Дульсинея и даже Росинант – эти имена знает абсолютное большинство жителей Земли, даже те, кто книгу в руках никогда не держал. Впрочем, ладно, слово «абсолютное» из предыдущего предложения убираю, есть ещё дикари на нашей планете, не знающие литературы вообще, и не обязательно они проживают в Амазонии или в австралийской пустыне, немало их встречается и вокруг нас… А ведь в книге есть ещё Рыцарь Печального образа (согласимся, что этот образ в нашей разговорной речи имеет другой оттенок относительно самого Дон-Кихота), и Сухопутный остров, и ветряные мельницы, и шлем Мамбрина – все эти образы прочно вошли в наш язык.

Ещё что обращает на себя внимание – это то, что в книге много афоризмов. В своих публикациях я несколько раз использовал такой, например: «Предательство, быть может, кому-то и выгодно. Но предатели презираемы всеми».

К слову, первый том романа вышел в 1605 году и в тот же год его доиздавали-допечатывали ещё четыре раза – история мировой литературы много знает подобных примеров?.. И на сегодняшний день (если верить Википедии – и нет причин ей не верить) роман стоит на третьем месте по тиражу – после Библии и Гарри Поттера (таковы реалии сегодняшнего дня).