13 февраля 1916 года – скандал в российском МВД.

Постараюсь со временем вернуться к данной теме и поговорить о ней подробнее. Ну а если коротко… На протяжении нескольких лет в руководстве МВД шла отчаянная грызня – министры не могли сработаться со своими заместителями, и они все строили друг другу грязные, недостойные козни. А тут ещё вмешался Распутин, который сам расставлял фигурки в министерстве, и это им не нравилось. Вот и зародилась идея «старца» убить, однако вместо этого все причастные к заговору вляпались в крупный скандал.

Вообще должен признаться, много читая о событиях той поры, прихожу к выводу, что т.н. «высший свет» империи до такой степени прогнил, что у царизма не оставалось ни малейшего шанса продлить свою агонию. Данный эпизод – одно из тому подтверждений.

Привожу фрагмент из биографической справки о Белецком Степане Петровиче из справочника «Энциклопедия секретных служб России». Я бы слово «старец» применительно к Распутину приводил в кавычках, но не стал заниматься отсебятиной и оставил как в оригинале.

.

[Биография Белецкого пространная. Но сейчас – о конкретном фрагменте её. После ряда перемещений по службе он оказался членом Сената без особых обязанностей].

…Сенаторская рутина тяготила деятельного Белецкого и при посредничестве князя М.М. Андроникова он добился благорасположения Распутина, а через него и императрицы. Завоевал благорасположенность и другого ближайшего лица супруги Николая II – фрейлины Анны Вырубовой, которую очаровал доскональным знанием всех интриг в высшем обществе и убедил в том, что только он сможет обеспечить безопасность старца.

Последнее обстоятельство имело решающее значение и в сентябре 1915 года Белецкий был назначен товарищем (заместителем) министра внутренних дел, заняв должность своего недруга В.Ф. Джунковского. Министр внутренних дел А.Н. Хвостов (также получивший свой пост благодаря протекции Распутина) впоследствии утверждал, что Белецкий был буквально навязан ему императрицей Александрой Фёдоровной.

Вскоре растущее влияние старца на все сферы государственной жизни стало серьёзно мешать министру Хвостову, и он задумал убить Распутина, поручив эту деликатную миссию своему заместителю. Поскольку Белецкий не торопился исполнять это щекотливое поручение, явно противоречившее его личным интересам, Хвостов решил связаться с Илиодором – заклятым врагом Распутина, жившим в это время в Норвегии. Выбранный министром на роль эмиссара репортёр Б.М. Ржевский по возвращении в Россию был немедленно арестован по распоряжению Белецкого и на допросе сознался в участии в организации убийства Распутина. Хвостов утверждал, что послал Ржевского лишь для того, чтобы выкупить у Илиодора рукопись изобличающей Распутина книги, а всё остальное является возмутительной интригой Белецкого, решившего свалить своего шефа и выслужиться перед старцем и императрицей.

Стараясь удержаться в зашатавшемся под ним кресле, министр внутренних дел в первую очередь постарался избавиться от своего вероломного заместителя и 13 февраля 1916 года добился его назначения иркутским генерал-губернатором. В Сибирь Белецкий не поехал, а в ответ дал интервью корреспонденту «Биржевых ведомостей», в котором достаточно подробно изложил собственное видение роли своего бывшего начальника в подготовке убийства Распутина, под конец с гордостью заявив: «Я понимаю борьбу с революцией, с врагами строя, но борьбу честную, грудь с грудью. Они нас взрывают, мы их судим и караем. Но нападение из-за угла, но возвращение ко временам Венеции с её наёмными убийцами должны не укрепить, а расшатать и погубить государственность».

Этим громким интервью Белецкий надеялся вновь заслужить милость распутинского окружения, однако вынос сора из избы вызвал острое недовольство правительства и 15 марта 1916 года он был уволен с должности иркутского генерал-губернатора с оставлением в звании сенатора.

В этом звании и застала его Февральская революция.

.

О дальнейшей судьбе Белецкого поговорим в другой раз.

.

Анна Вырубова: https://starodymov.ru/?p=46886

.