Петербургский дневник, 26.1.2026 г.

Борис Подопригора

Разворошённый январь

В январе самое эмоциональное определение в англо- и франкоязычной аналитике – это tousled/еbouriffé, то есть, «разворошённый» или «всклокоченный».

Ситуация вокруг Украины кажется менее «всклокоченной», чем у соседей. Постпред США при НАТО Уитэкер считает, что урегулирование на Украине не за горами. Хотя подождём с оценкой очередного вояжа Уиткоффа с Кушнером в Москву, а также переговоров в Абу-Даби. По медийной версии, камень преткновения – это статус ЛДНР: территория РФ или свободная экономическая зона? Попутное яблоко раздора – наш вклад в восстановление Украины. Впрочем, англичане призывают «беречь единство Европы, а не Украину».

Самая чувствительная проблема Украины – её отключение от электросетей. Это – «облако» над полем боя. На самом поле продолжается наше продвижение при не ослабевающих взаимных ударах. Напомним: потери украинских войск в прошлом году составили более полумиллиона человек. Скачок может произойти, если мы возьмём областной центр: Запорожье, Сумы или…

После Венесуэлы внимание мировых СМИ переключилось на Гренландию и Иран. На очереди – Куба. В преамбуле – триединая задача, примиряющая Запад. Это «контроль за ценами на энергоносители, сохранение приоритета доллара и отпор экспансии Китая». При этом Гренландия – это вроде как упреждение России и Китая в контроле над Арктикой, где – 47 процентов мировых запасов нефти, и за 70 процентов – газа.

США напомнили, что они на 70 процентов финансируют НАТО и задают повестку всем заметным международным объединениям от ООН до ФИФА. Тем более, что от последней Трамп получил символическую награду.

В Гренландии присоединение к Штатам одобряют «целых» 6 процентов от 57 тысяч островитян, соблазняемых подкупом. Приблизительно такая же пропорция и во всей Европе. В Англии, Франции, Швеции и Дании – «за Америку» – 1-4 процента, в Польше и Прибалтике – около 12-15 процентов. В Штатах 40 процентов выступают исключительно за мирное присоединение, до 10 – за аннексию любой ценой. Остальная половина считает, что у Трампа должны быть иные приоритеты. Тем более, что проблемы «наркомигрантов» и налогообложения скорее затуманены, чем решены. Поэтому есть надежда, что Трамп не вечен… Пусть он и решил войти в историю как «расширитель штатов». Кто из патриотов США будет против?

А чтобы европейцы не артачились, Трамп ввёл 10-процентные пошлины против «евросоюзников»: Дании, Швеции, Франции, ФРГ, Нидерландов, Финляндии, а заодно Англии и Норвегии. Кстати, они поначалу направили в Гренландию до 50 «защитников» при собственно американском контингенте в 150 солдат. Правда, немцы и норвежцы (всего 15 «ландскнехтов») через день сбежали.

На силовую акцию Трамп скорее всего не пойдёт. Но в Гренландии усилится военное присутствие США. Ради общезападного примирения Трамп пообещал своим европейским критикам привилегии во всём западном полушарии. Ибо «коллективный Запад заждался наглядных побед». Подробности Трамп не раскрыл, если не считать предложения о создании «Совета мира» (который встанет над ООН), угрозу Кубе и общие назидания Китаю.

Тема Ирана двусмысленна. В пользу замирения – неясность, чью сторону займут главные оппоненты тамошней власти – так называемые, базари (торговцы и иже с ними) – после атаки «шайтанов» на их страну? Каким станет ответный удар, прежде всего, по Израилю?

Но удар по Ирану, пусть и не сейчас, вероятен. Для Израиля, главного союзника США на расширенном Ближнем Востоке, это шанс рассчитаться с историческим визави перед выборами 2026 года. Для Трампа – тоже шанс получить поддержку произраильских кругов в конгрессе и элитах демократических штатов. Вся Европа надеется на то, что Иран для Трампа важнее, а Куба – ближе. Дестабилизация Ирана, тем более непредсказуемая смена его курса – может привести к ещё одной точке нажима на Москву.

В остальном «всклокоченности» больше, чем логики. Финны считают, что «чем больше у России врагов, тем более свободны Европа и Америка», а Трамп – «лишь новатор в международных отношениях». Очень старается Дания, во всех грехах обвиняющая Россию. Ещё недавно Дания бравировала тем, что исторически остерегалась любого с нами конфликта. Европа лебезит перед Трампом в надежде на смену гнева (пошлин) на милость. Концептуальность её подхода – в ненависти к Москве. Это подтверждается участившимися захватами судов, подозреваемых в «работе на Россию». А это каждый раз – casus belli.

Отвлечёмся. Эти цифры, конечно же, зависят от другого – численности населения и прочего. Но… На образование Китай в 2026 году выделил свыше 1 трлн долларов. Американцы – на то же – около 500 миллиардов. Россия – далеко до 100 миллиардов…