«ЭХ, ДОРОГИ…»
Рассказывают, что где-то за границей на шоссе установили стенд с надписью, отдающей «черным» юмором: «Не спеши, водитель! К патологоанатому всегда успеешь». Мрачное напоминание, да только, похоже, для Ямало-Ненецкого автономного округа достаточно актуальное: кому довелось поколесить по местным дорогам, не мог не обратить внимание на то, сколько вдоль них памятников, обозначающих места гибели людей. Скажем, шоссе от Ноябрьска до Тарко-Сале совсем еще молодое, ему чуть больше десяти лет, а поминальных пирамидок на обочинах – десятки и десятки. Говорят, нынче по стране устанавливать такие запретили. Если это так, данное постановление на север от Тюмени еще не распространилось. И кто его знает, что правильнее: с одной стороны, такие памятники, конечно, отвлекают внимание водителей, но с другой – заставляют их лишний раз призадуматься о бренности бытия.
Вообще транспортные коммуникации в округе – большая проблема. Вечная мерзлота, обилие воды летом и снега зимой, бурные весенние паводки, бесконечные болота – короче говоря, дороги тут строить очень трудно. Как тщательно ее, окаянную и столь необходимую, ни укрепляй, а весной, глядишь: поплыла, родимая, проседая и растаскивая покрывающие насыпь бетонные плиты. Между тем, восстановление порушенного – удовольствие довольно дорогое.
Скажем, от «нулевой» точки газопровода до Надыма трассу построили – замечательную. Автобус со сменой рабочих едет споро – лишь колеса постукивают на стыках плит. А под откосом тут и там валяются и сами плиты, только отслужившие свой век, вдребезги разбитые.
Рабочий-газовик Сергей Цигун рассказывает, что на этой дороге сотрудники ГИБДД не появляются никогда: тут скорость движения транспорта контролируют представители администрации автотранспортного предприятия. И штрафуют водителей «КамАЗов» и «Икарусов» – дай Боже как, не у всякого милиционера рука поднимется так строго наказывать своего. Причина проста: нужно беречь дорогу и подвеску машин.
Дело вот в чем. Здесь, под Надымом, сходится несколько веток газопроводов от разных месторождений. И отсюда начинается магистральный газопровод, который тянется в Европу. Головная компрессорная станция и называется «нулевой» точкой. Затем на определенном расстоянии друг от друга располагаются «первая», «вторая» и т.д., которые поддерживают в трубах необходимое давление. Однако головная и есть головная – нагрузка на нее приходится максимальная.
К слову, «нулевая» точка выполняет в регионе и еще одну, достаточно неожиданную, функцию. Здесь находится вертолетная площадка, которой при необходимости пользуются пилоты винтокрылых машин. Дело в том, что за каждую посадку в аэропорту Надыма, как и в любом другом аэропорту, нужно платить, причем платить немалую сумму. Вот и приспособились вертолетчики: если нужно кого-то подбросить в Надым или наоборот, забрать, пользуются этой площадкой. Далековато от города, километров 30, зато раскошеливаться не приходится. Ну а уж как отсюда добираться, это уж, брат, твои проблемы.
Но это к слову. Итак, головная компрессорная станция – хозяйство сложное, функционирует круглосуточно. Потому и смены здесь многочисленные, автобусы и автомобили ездят постоянно; кроме того, рядом с трассой располагаются уникальная теплица, единственная в мире, выращивающая на столь высокой широте такие урожаи, цех по изготовлению стеклопакетов… Короче говоря, нагрузка на дорогу немалая. Ежегодно по весне приходится менять немало разбитых плит, которыми она выложена. Ну а для того, чтобы выбраковка была поменьше, и ограничивают скорость движения транспорта. Экономика должна быть экономной.
С юга, со стороны Тюмени, в Ямало-Ненецкий округ можно попасть по единственному асфальтированному шоссе. Километрах в двадцати севернее административной границы стоит большой пост ГИБДД и отсюда же отходит дорога на стотысячный Ноябрьск. Миновать эту развилку можно только зимой, по “зимнику”, да и то с большими трудностями. Старший смены на посту ГИБДД офицер милиции Тощев считает, что в таком положении есть большие плюсы: в регион труднее завозить, в частности, наркотики.
- Теперь нам обещают построить здесь специальный терминал для досмотра грузов, тогда заслон будет еще надежнее, – делится он.
Однако таких капитальных дорог в регионе немного. Едешь по трассе, а от нее регулярно ответвляются так называемые «отсыпки». Это дороги-времянки, которые ведут к буровым. Делаются они просто: завозится много-много песка и высыпается прямо на болото, а потом образовавшуюся насыпь разравнивают-укатывают бульдозером. В ряде мест в европейской части России подобные дороги называются «грейдерами». Поддерживать такую дорогу в рабочем состоянии, конечно, тоже стоит денег, да только и бросить потом не жалко.
Вообще в Ямало-Ненецком округе дорожному строительству уделяется большое внимание. Достаточно сказать, что для прокладки автомобильных трасс здесь привлекаются даже военнослужащие железнодорожных войск. Хотя основная нагрузка, конечно, приходится на такие организации, как, например, «Надымдорстрой», НАСТ, «Ноябрьскдорстрой», Механизированная колонна № 15 и другие.
Ну а зимой с дорогами – иные проблемы. Чтобы по ним могли ездить машины, снег укатывают, делая так называемые «зимники». Под них можно использовать не только дороги, так сказать «официальные», но и, например, старые заброшенные насыпи, оставшиеся от железной дороги, которую строили здесь при Сталине и «заморозили» после его смерти. В сильные морозы инспекторы ГИБДД строго следят за тем, чтобы в путь одиночные машины не отправлялись – не дай Бог, что-то с одной из них случится, так чтобы хоть человека спасти. С заглохшими машинами тут не церемонятся – в кювет их, чтобы движению не мешали. Старожилы рассказывают, что раньше у местных водителей был железный закон: увидел голосующего человека – обязательно остановись. Ну а теперь нередко останавливаться боятся – все больше стало появляться лихих людей…
Местность тут равнинная, изобилующая озерами, реками и ручьями; здесь их столько, что многие не имеют даже названий – на дорожном указателе так и значится: «Ручей». Автомобильные дороги озера огибают, через небольшие речки и ручьи перекинуты мосты. Ну а через Обь, Таз или Пур мост не перекинешь! Однако выход был найден. Между Салехардом и городом Лабытнанги, например, ходит паром. А в ряде мест, например, между райцентром Тарко-Сале и Пуровском, где расположена железнодорожная станция, летом устраивают понтонный мост. Понятно, что это необходимость. Однако тут таится еще одна проблема, которую разрешить в обозримом будущем не представляется возможным. Переправа грузового транспорта по понтонному мосту минувшим летом стоила 600 рублей с машины, а за паром, скажем, из Коротчаево в Тарко-Сале приходилось выкладывать по 8600 целковых; можно себе представить, насколько поднимается себестоимость тех же завозимых в регион продуктов, при подобных накладных расходах!
…Да, дорог в регионе не хватает. Нужда же в них велика. А значит, и работы дорожникам достанет надолго. И как хотелось бы взглянуть на карту автомобильных трасс региона, которая будет издана лет, эдак, через сто! Нет сомнения, что руками нынешних дорожников-работяг они к тому времени сложатся в единую разветвленную сеть. Так что подождать осталось совсем недолго.
Николай Стародымов
К записи "Ямал: Об автодорогах" пока нет комментариев