22 октября 1915 года – в районе Домеснеса (под Ригой) был высажен русский морской десант в тылу германских войск.

Пикировка между военнослужащими разных видов Вооружённых сил по поводу того, кто больше воюет в период боевых действий – дело обыденное. Я, как сугубо сухопутный военный, считаю, что основная тяжесть войны ложится именно на пехоту-матушку и сродных с нею войск первой линии – танкистов, противотанкистов, сапёров… Но признаю, что представители других воинских специальностей могут (во всяком случае, попытаются) это утверждение оспорить.

Так вот, данный эпизод в целом играет на мою точку зрения, но подыгрывает и оппонентам.

К осени 1915 года основная тяжесть Первой мировой войны на Российско-германском фронте лежала исключительно на сухопутных войсках. Черноморский флот ещё как-то участвовал в боевых действиях – боевые корабли выходили к Босфору или к портам Болгарии и Османской империи. Что касается запертого в Финском заливе Балтийского флота, то тут сложилась картина иная. Вспомним матросский бунт на линкоре «Гангут» (о нём ещё пойдёт речь), вспыхнувший, по сути, из-за того, что матросы изнывали от бездействия, а офицеры напрочь оторвались от экипажей и не владели ситуацией. От тех офицеров, которые предлагали перейти к активным действиям, досадливо отмахивались: сидите, мол, и помалкивайте!..

Между тем, германская армия подходила к Риге – того и гляди, захватят эту важную военно-морскую базу российского (на тот момент) военно-морского флота!.. Защитников Риги требовалось поддержать. Так и родилась идея десанта, о котором идёт речь.

Инициатором и автором плана стал капитан 1 ранга Александр Колчак, на тот момент исполнявший должность начальника минной дивизии. Александр Васильевич наладил контакт с командующим 12-й Армией генералом от инфантерии Радко Радко-Дмитриевым, с которым договорились координировать действия. Следует отметить, что в пору Первой мировой войны командующие армиями обладали значительными полномочиями на самостоятельные действия.

Для того, чтобы помешать наступлению германских войск, в тылу наступавших с двух канонерских лодок был высажен десант морской пехоты и драгун. Высадку прикрывала группировка морских судов в составе линкора «Слава», авиатранспорта «Орлица», дюжины миноносцев и нескольких самолётов.

Ярые приверженцы Александра Колчака приписывают ему личное участие в операции. Это нет. Каперанг руководил операцией, но сам в ней не участвовал – что отнюдь не умаляет его вклад в этот успех. Командовал десантом капитан 2 ранга Павел Шишко.

Операция прошла успешно: германцам нанесён серьёзный ущерб, минёры подорвали несколько объектов береговой обороны, добыты документы об организации обороны. После чего десант благополучно эвакуирован.

Наши потери – четверо раненых.

В результате германцам пришлось выделить дополнительные силы для усиления обороны береговой линии. Командование российским Балтийским флотом приказало прекратить подобные авантюры. Данный десант так и остался единственным за всю войну.

Судьба Колчака нам известна – хотя бы благодаря фильму. А что касается Павла Шишко, в 1917 году он перешёл в морскую пехоту (Ревельский батальон смерти), впоследствии возглавил его, оборонял Моонзунд, заслужил уважительное прозвание «офицер, который не знает чувства страха», получил пять ранений, командовал танковым батальоном в составе Белой армии, и впоследствии эмигрировал, осел в США, где прожил ещё полвека…

.

Предыдущая публикация о событиях 1915 года: https://starodymov.ru/?p=49011

Александр Колчак: https://starodymov.ru/?p=48676

Радко Радко-Дмитриев: https://starodymov.ru/?p=23997