18 сентября 1765 года – в России вышел Указ о правилах винокурения.

Первым делом традиционно отмечу: дата не бесспорная, и дата не единственная. Историки вопроса приводят разные источники… Но, опять же, традиционно оговорюсь: на мой взгляд, в подобных текстах сама по себе дата – не принципиальна; главное – собственно вопрос.

Итак, история изготовления крепких спиртных напитков в России уходит в далёкую историю, и в ней много чего намешано противоречивого. Вина, наливки, настойки, водки, спирт – всё это во времена оны трактовалось несколько иначе, чем сейчас (имею в виду собственно определения). Опять же, имело большое значение, изготавливается ли нечто хмельное для своего употребления, или же для реализации на продажу.

При подготовке романа «Кривоустовы» я пытался разобраться в вопросе, да не сумел. Но поскольку данное ответвление от темы не являлось вопросом для романа принципиальным, махнул рукой и не стал заострять внимание – отметил только, что Иван Воейков имел с этого промысла личный гешефт. А вот теперь, в связи с указанной датой, решил-таки поинтересоваться.

Как известно, Екатерина II большое внимание уделяла дворянству, считая его опорой трона, и потому стремилась заручиться его лояльностью. Но при этом не забывала и о важности пополнения казны. Мы знаем выражение «пьяный рубль», так вот, Екатерина ввела «пьяный полтинник».

Суть реформы Екатерины состояла в том, что она разрешила дворянству, а затем и некоторым другим категориям граждан империи гнать крепкие напитки, но при соблюдении определённых правил. Каждый дворянин имел право выгнать водки (оперирую современным понятием) строго определённое количество (это количество измерялось в вёдрах) – в зависимости от классного чина. То же относилось и к купцам и мещанам – признаться, тут я не совсем понял градацию, кому сколько дозволялось, но это не принципиально: главное, что дозволялось, но ограниченно, в пределах нормы. Для своего употребления ограничения не то вовсе отсутствовали, не то оставались весьма свободными… А вот на реализацию, на сбыт продукта тарханам и кабатчикам – вот тут и вводились строгие ограничения. Каждый производитель хмельного продукта представлял в соответствующие контрольные органы соответствующие разрешённому количеству ёмкости (кубы), которые клеймили; за это владелец винокурни платил в казну акциз – пятьдесят копеек в год. Это может вызвать улыбку, но подобное же правило вводилось и для придворных фрейлин – им также разрешалось гнать самогон в определённых количествах.

Частных винокурен в России в ту пору было настолько много, что государственные заводы производили лишь четыре (четыре!!!) процента от общего производства крепкого хмельного по стране.

Но вот что для меня осталось загадкой, так это как данный вопрос решался у крепостных крестьян. Поборники старины нам сегодня доказывают, что труженики полей при царе-батюшке не употребляли крепких напитков. Между тем, летописи убедительно свидетельствуют, что это не так. Данное утверждение относится только к старообрядцам, которые и в самом деле придерживались трезвого образа жизни, что же касается остального крестьянства, то тут подобных ограничений не особо придерживались. Отсюда и вопрос: что – не гнали?.. Думается, тут всё решалось на уровне управляющего имения или старосты деревни, с которыми как-то договаривались…

Итак, 260 лет назад Екатерина II предприняла попытку взять под контроль винокурение.

Актуальная тема для России.

.

Екатерина II и её реформаторская деятельность: https://starodymov.ru/?p=40889

Роман «Кривоустовы»: https://starodymov.ru/?cat=674

Повесть об Иване Воейкове: https://starodymov.ru/?p=26728