Из Дневника Марии Фёдоровны

Вдовствующей императрицы.

Запись от 22 августа по нынешнему стилю

Привожу в сокращении и с незначительными правками

…Шервашидзе примчался, чтобы рассказать, что у Риги большая морская победа: несколько, не меньше восьми вражеских торпед стреляли в песок, а англичане полностью расстреляли наводящий ужас дредноут «Мольтке». Я не позволю себе радоваться, пока не услышу об этом официально. К сожалению, мы потеряли «Сивач» (правильно: «Сивуч») со всем экипажем.

.

Тут нужны уточнения.

Шервашидзе – князь, по всей видимости, Георгий Дмитриевич, гофмаршал при вдовствующей императрице, 70-летний царедворец. Так что правильно сделала Мария Фёдоровна, что решила дождаться официального подтверждения информации. На протяжении всей истории мы знаем сколько угодно примеров, когда поспешные доклады профессиональных придворных только внешне выглядят красиво, а на самом деле всё обстоит не так радужно. Но краснобай своё дело сделал: своевременно понравился начальнику, а когда истина вскрывается, его уж рядом нет.

Так вот, никакой «блестящей победы» в акватории Рижского залива у Русской армии и Балтийского флота не случилось. Германская группировка ВМФ превосходила весь Балтийский флот в два раза. Успех сражения для наших состоял в том, что германцам не удалось выполнить задачу и прорваться через проливы к Риге; кроме того, наши сумели воспрепятствовать высадке десанта вражеской морской пехоты в тылу наших сухопутных войск. А крейсер «Мольтке» получил всего лишь повреждения и отправился на ремонт. Так что общий успех оказался на стороне России, но победа отнюдь не «блестящая».

На мой взгляд, сражение вообще окончилось «вничью»: каждая сторона осталась «при своих». С другой стороны, читал я и другие трактовки результатов. Быть может, я рассуждаю сухопутными мерками?..

Ну а что касается восьми торпед, «стрелявших в песок», спишем на взаимное непонимание собеседников.

Общие потери сторон: у германцев затонуло – 6 вымпелов; получили повреждения – 7 вымпелов; потери – 65 человек;

С русской стороны: затонуло – 2 канонерки (в т.ч. упомянутый «Сивуч»); повреждены – линкор «Слава» и три эсминца; уничтожено два гидросамолёта, нанесён ущерб береговым сооружениям; потери личного состава – примерно 150 человек.

Следует отметить, что в сражении принимала участие британская подводная лодка, и действовала вполне успешно, оказав группировке Балтийского флота серьёзную поддержку.

.

Поскольку я о флоте пишу не так много, приведу фамилии морских начальников Балтийского флота, руководивших сражением:

Василий Канин, вице-адмирал, общее командование;

Пётр Трухачев, капитан 1 ранга (на тот момент), старший начальник;

Андрей Максимов, контр-адмирал (на тот момент);

Борис Дудоров, капитан 2 ранга (на тот момент), командующий авиационной группой;

Сергей Вяземский, капитан 1 ранга (на тот момент), командир крейсера «Слава», погиб через две недели;

Андрей Максимов, контр-адмирал (на тот момент), командир минной обороны;