ГОНЧАР Александр Терентьевич

(Олесь ГОНЧАР)

3.04.1918 г., Полтавская губ., – 4.07.1995 г., Киев

Проза, поэзия, киносценарии

Участие в Великой Отечественной войне:

На фронт ушёл добровольцем в июне 1941 года; воевал, попал в плен, бежал, воевал, окончил войну в должности старшины миномётной батареи.

***

Боевые награды:

Орден Отечественной войны 1 ст.

Орден Красной Звезды

Орден Славы 3 ст.

Три медали «За отвагу»

***

Награды за литературную и общественную деятельность:

Герой Социалистического Труда

Герой Украины

Три ордена Ленина

Орден Октябрьской революции

Два ордена Трудового Красного Знамени

Орден Дружбы народов

Награждён рядом литературных премий, в т.ч. Сталинской, Ленинской, Государственными СССР и Украины

***

Основные произведения о войне:

«Знаменосцы» – роман-трилогия

«Фронтовые стихи» – сборник

«Человек и оружие» – роман

«Партизанская искра» – киносценарий и др.

***

О творчестве:

Тема войны будет сопутствовать ему всю жизнь. Да и как иначе? Из почти трёхтысячного студенческого батальона, ушедшего на фронт, в живых осталось 37 человек. Остальные погибли, защищая Белую Церковь у реки Роси. Кому, как не ему, знакомы ужасы плена. Харьков, оккупированный город, лагерь на Холодной Горе и каждодневная борьба за жизнь. Гибли от голода, нежелания покориться врагу, а кто-то выживал, предавая ближнего. Пленный хуже предателя. Такое отношение к попавшим в окружение солдатам – политика того времени. Никого не интересовали причины, виноват – и всё, без обжалования. Его определили в миномётчики на передовую. Это были смертники, пушечное мясо войны. Шансы выжить минимальные. Выжил, прошёл с боями Венгрию, Словакию, Чехию, Румынию. И он пишет о войне всю жизнь, иначе не может. В 1960-м выйдет роман «Человек и оружие». Уже название перекликается с произведением Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие», но у последнего речь идёт о потерянном поколении. Писатель Олесь Гончар говорит о великой созидающей силе человеческого духа. Произведение явно автобиографическое, построено на истории студенческого батальона, который практически прямо из аудитории без каких-либо особых навыков попал в самую гущу боёв за Киев. Роман о духовной стойкости человека в условиях войны.

Людмила Загоруйко.

(«Олесь Гончар, украинский советский писатель: биография, творчество»,

syl.ru от 21.02.2017 г.)

***

Примечание:

В период ослабления СССР стал одним из основателей украинской националистической организации Рух и ярым хулителем России.

.

«Бессмертный полк отечественной литературы»: https://starodymov.ru/?p=35744

.

Уже неоднократно писал о том, что с презрением отношусь к представителям «интеллигенции», которые весьма успешно пожинали гонорары в советскую пору, а потом, когда разрешили, стали её же усиленно хаять, пожиная прибыли уже с другой делянки. По мне, так откровенные враги заслуживают большего уважения, чем подобные хамелеоны.

Не раз я уже задумывался над тем, как же так, в какой момент и под влиянием каких обстоятельств фронтовики, которые труса не праздновали на фронтах войны («Слава» и три «Отваги» говорят о многом), вдруг начинали лить помои на родину, которую защищали? Как так получалось?.. Ведь Украина при Советской власти жила весьма неплохо относительно России; так почему же именно в её культурном слое вдруг образовалось столько перевёртышей?..

Темна вода…

Ну и ещё… Высшее советское руководство с какого-то момента начало сползать в проявления несостоятельности: задабривая наградами и премиями нац-кадры, оно надеялось купить их лояльность, а в результате взрастило целый пласт потребителей, уверовавших в свою вседозволенность. Впрочем, справедливости ради оговоримся, что подобная государственная недальновидность характерна не только для советского руководства эпохи упадка СССР.

Ну и ещё… В биографической реплике, которая приведена в разделе «О творчестве» автор пишет, что с романом «Человек и оружие» у него ассоциируется роман Хемингуэя «Прощай, оружие». Признаться, мне показалась эта привязка несколько искусственной – они слишком разные, эти произведения. Уместнее вспомнить бы роман Джеймса Олдриджа «Горы и оружие», хотя и тут параллель получается весьма относительная.

Ну и в заключение…

Некогда мне довелось общаться с человеком, который значительную часть войны прошёл в составе миномётного расчёта. Он тоже сетовал, что, де, миномётчики на передовой – смертники. Что тут скажешь?.. На мой взгляд, смертниками можно считать любого военнослужащего на переднем крае, и никак не проведёшь разграничительную линию, кто из них в большей степени рискует жизнью.