1 февраля 1915 года – в России начались работы по созданию первого отечественного танка.

(Доработанная публикация, первый вариант которой подготовлен десять лет назад)

Назывался он «Вездеход» и сконструировал его Александр Пороховщиков. Испытания начались уже 18 марта 1915 года. Именно эта машина могла стать первой в мировом танкостроении, и только тугодумное руководство отечественного военного ведомства не смогло этого понять. Впрочем, чего уж наговаривать на отечественных экспертов той поры – в Великобритании, на что уж технически продвинутая на ту пору нация, а только и там военное ведомство идею использования бронированных огневых точек на тракторном ходу встретило в штыки. Правда, одумались островитяне раньше наших.

Как обычно и происходит, что-то новое встретило как сторонников, так и хулителей; причём, запретители в России слишком часто оказываются в большинстве. Конечно, наш первый танк нельзя назвать несовершенным. Однако первым – это уж несомненно! Когда тремя годами позднее на Западе появились первые английские танки, Александр Пороховщиков писал, что его изобретение предвосхитило появление «лоханей» (так он перевёл слово «танк»).

Приходится констатировать, что с закрытием проекта вообще произошла какая-то тёмная история. Некоторые исследователи полагают, что проект закрыли окопавшиеся в нашем военном ведомстве предатели и мздоимцы – закрыли именно для того, чтобы идеи и наработки Пороховщикова продать за границу. Так это или нет, каждый вправе считать по-своему, однако факт остаётся фактом: чиновники в военном ведомстве, от которых зависело принятие решение, перспективу «Вездехода» не оценили, проект закрыли, и с конструктора потребовали вернуть в казну потраченные на строительство машины средства.

Между тем, «Вездеход» по тем временам можно считать вполне перспективным проектом.

Следует подчеркнуть два обстоятельства. Первое. «Вездеход» предусматривал наличие вращающейся башни, в отличие от тех же английских «лоханей», у которых пушки и пулемёты располагались в выступающих по бокам спонсонах; или германского с курсовым орудием в лобовом броневом листе. Во втором варианте своей боевой машины Пороховщиков предполагал устроить двухэтажную пулемётную башню, в которой бы каждый сегмент вращался бы произвольно; правда, я с трудом себе представляю, как ты в ней смогли разместиться два пулемётчика. И второе: Пороховщиков разработал собственную многослойную броню – а мировое танкостроение вернётся к этой идее только шесть десятилетий спустя!

Приходится признавать вновь и вновь: наш последний царь Николай Александрович показал себя просто мастером делать ставку и опираться не на тех людей. Чтобы не оценить перспективу использования бронированной машины как таковой, нужно и в самом деле быть либо врагом, либо беспринципным мздоимцем, либо абсолютным дураком. Самого Николая Александровича я ни к одной из этих категорий не отношу, но, как говорится, муху не обманешь…

Вспомним, что государь обеспечил финансирование «царь-танка» конструкции Николая Лебеденко, который очаровал державного властелина заводной моделью своего монстра, и который, однако, показал свою полную несостоятельность. Ну а танк Василия Менделеева (сына знаменитого нашего химика), который поистине опережал время, так и не дошёл до воплощения в металл.

Вот так, если коротко…