Из Дневника Марии Фёдоровны,
вдовствующей императрицы.
Запись от 21 декабря 1914 года (По русскому календарю).
Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=46798
«Сегодня в 10.30 приняла сестру милосердия из Красного Креста м-м С. … Чуть позже явился с визитом японский посол, которого я благодарила за организованным ими госпиталь. После этого был барон де Бейл, коллекция которого была украдена. Какая подлость! Вскоре после этого ко мне приходила Апраксина, и сидела у меня до тех пор, пока я не отправилась в Царское, чтобы повидаться с Ники, который лежит больной. У него простуда и небольшая температура. Он рассказал мне о своей интересной поездке. Хорошо всё же, что он теперь находится в постели – хоть немного сможет передохнуть после того напряжения, которое он испытал».
.
Как оно всё быстро переворачивается на геополитическом поле!.. Десяти лет не прошло после Русско-японской войны, а Япония уже открывает в Петербурге госпиталь для наших раненых солдат. Сколько же по этому поводу можно рассуждать!..
Не поленился, посмотрел, кто находился на этом посту в 1914 году. Это барон Итиро Мотоно, будущий министр иностранных дел Страны Восходящего Солнца и виконт. С 1907 по 1916 год он от имени своей страны подписывал все политические документы между нашими государствами. Кто его знает, как он относился к России. Но за то, что при его участии действовал госпиталь, спасибо!
.
Теперь что касается персоны «барона де Бейл». Вообще-то его фамилия по-русски звучит как де Бай или де Бей, но это не принципиально. У него по традиции представителей древнейшей французской аристократии (его предки участвовали ещё в первых Крестовых походах) целая низка имён, но на первом месте стоит Амур – так и станем его именовать: Амур де Бей.
Я ничего не знал и не слышал об этом человеке, пока с подачи приведённого фрагмента Дневника не кликнул барона. И раскрыл для себя совершенно удивительного человека. Будучи археологом по призванию, в какой-то момент он заинтересовался исторической темой «Наполеон в России». И с этого момента вплотную занялся собирательством всего, что относится к теме. Он собрал огромную коллекцию раритетов: картины, портреты, зарисовки, предметы быта, оружие… Многое он покупал за свои средства, чтобы в конце концов передать России для создания Музея войны 1812 года, который при царе-батюшке так и не открыли. Собранные бароном экспонаты хранились неразобранными в ящиках, разбросанные по хранилищам различных музеев…
Так получилось, что он в очередной раз приехал в Россию буквально накануне войны, и не смог выехать на родину. Он смог вернуться во Францию уже при Советской власти.
Удивительный человек.
Я не нашёл упоминания о том, что у него что-то похитили в 1914 году из коллекции. Но я благодарен этой фразе из Дневников, которая подтолкнула меня к тому, чтобы заинтересоваться личностью этого человека.
.
Дальше. Между строк читается, насколько достала Апраксина вдовствующую императрицу. Вы не находите?
См.: https://starodymov.ru/?p=46727
.
Ну и в завершение о том, насколько тяжкое нервное напряжение испытывал Ники – Николай II. В общем-то, в этом нет сомнения – пусть передохнёт пока. Потому что мы-то знаем, что вскоре он примет Верховное командование Россией в свои руки, и приведёт страну к краху. Пусть пока отдыхает.
См.: https://starodymov.ru/?p=45259
.
Вот так – десяток строк Дневника, и полторы страницы комментариев.
К записи "Из Дневников Марии Фёдоровны. Запись от 21 декабря 1914 года. О похищенной коллекции барона де Бей." пока нет комментариев