Рвйцентр Тарко-сале
Водитель Андрей дороги не знал, а потому проскочил нужный поворот. В результате дополнительная петля оказалась в добрые полсотни километров. Не расстояние для Сибири. Да-да, в населенный пункт Тарко-сале от Губкинского ведет аж целых две дороги, прямая и та, здорово разбитая, на которую по незнанию выскочили мы… Наличие сразу двух дорог между пунктами А и Б – уже само по себе роскошь для здешних мест. К тому же совсем недалеко находится железнодорожная станция Пуровск, через которую ходят пассажирские поезда на Тюмень и далее, как здесь говорят, «на Землю». К слову, добраться в расположенный на другом берегу реки Пуровск можно по наплавному понтонному мосту, ну а зимой прямо по льду.
Административный центр Пуровского района Тарко-сале – поселок. Хотя по населению он превосходит тот же Губкинский, который имеет статус города. Впрочем, наверное, такие парадоксы не столь уж редки на всей Руси великой.
Встретил нас Тарко-сале жарой и мошкой. Глядя на купающихся в реке людей, на загорающих мальчишек, даже не верилось, что Полярный круг совсем недалеко. Правда, местные жители «успокоили»: в конце августа уже можно ждать первые заморозки, ну а там уже и до зимы недалеко. Ну а мошка – когда нет ветра, который ее относит, люди здесь ходят с сорванными веточками деревьев и привычно отмахиваются от мелких летающих кровопийцев. К тому же, как оказалось, организм быстро адаптируется к ним и укусы перестают быть столь болезненными.
Чем поразил Тарко-сале – невероятно запутанной планировкой. Как будто кто-то специально решил построить лабиринт поселкового типа. И по змеящимся между домами (здесь их называют балки – с ударением на последней гласной) ездит невероятное множество автомобилей, в том числе с московскими номерами. Утверждают, что на 30 тысяч жителей поселка приходится 6 тысяч машин. Уж не знаю, насколько этому верить, быть может это байка для приезжих, но машин и в самом деле очень много. Причем, значительная часть среди них – такси, причем, такси здесь, если учесть размеры райцентра, довольно дорогое. В Тарко-сале действует круглосуточная служба вызова «извозчиков», хотя совершенно непонятно, как этим видом сервиса можно зарабатывать на столь ограниченном пространстве – что ж они, друг друга, по очереди, катают?..
Как и вообще в регионе, данный населенный пункт в основном молодежный. В нем целых 8 детских садиков – а свободных мест в них нет, очереди зашкаливают. И школы переполнены. Перегружен и интернат, в котором обучается 150 ребятишек коренных национальностей – новое здание его должны ввести только к середине учебного года. Молодежи, жаловались нам, кроме посещения кафе и других питейных мест, досуг занять особенно нечем…
Между тем деятельностью администрации во главе с Анатолием Острягиным, люди довольны.
- Он будет тебе досуг организовывать, что ли? – одна из местных жительниц, когда ее подруга негативно высказалась в адрес администрации. – Как его организуешь, так и будешь отдыхать… А уж как Острягин и его команда работают – дай Бог каждому.
И та согласилась. Вообще об Анатолии Ивановиче хорошо отзывались практически все.
Русские первопроходцы в свое время описывали эти места так: «Край суровый и богатый весьма. В лесах красного зверя несчетно. Реки и озера полноводны, рыбою обильны». Поголовье зверя с тех пор значительно сократилось, да и рыбы в бассейне реки Пур, на берегу которой стоит Тарко-сале, поубавилось. Однако крест в этом отношении на районе ставить не следует. Здесь имеется большая звероферма – аромат от нее разносится довольно далеко. К слову и на гербе Тарко-сале красуется какой-то пушной зверек, не то лиса, не то песец – кто это такой, доподлинно никто ответить не смог. Действует здесь и рыбозавод, правда, в магазине местная рыба выглядит сиротинкой среди привозной скумбрии и других обитателей дальних морей.
Когда-то в местном заливе гнездилась целая флотилия разномастных речных судов самого разного назначения. Сейчас на большинство из них больно смотреть – подают признаки жизни из них немногие. Кому повезло с хозяевами, ожидают лучших времен на стапелях во дворе некого предприятия (как их только выволакивают на воду-то, вот что любопытно? – до нее несколько десятков метров сплошного песка). Кто-то неприкаянно упокоился на плаву в затоне. Несколько попросту валяются, проржавевшие, разбитые, на берегу – какая ж сила их сюда забросила?.. Зато спуски к воде густо облеплены плотными рядами разномастных частных «гаражей» для личных лодок и катеров. Борьба с браконьерством тут ведется, и строгая. Ну да только разве это по-нашему – жить у реки и быть без рыбки?..
На борту небольшого кораблика стоит молодой парень. Оказалось, что он учится на преподавателя географии и экологии в пединституте в Тюмени, а сюда приехал на лето, помочь отцу.
- Мы с этим катером ровесники, – рассказывал Иван Крюков. – Раньше он рыбозаводу принадлежал, а потом его отец выкупил и мы сейчас торговлей занимаемся…
Вдоль берегов Пура, да и других рек, имеются отдаленные поселки, а также живут местные жители – ханты, манси, селькупы… Зимой, по снегу и льду, они нередко наезжают в города и поселки, чтобы купить что нужно. Ну а летом необходимые товары им привозят такими сухогрузами. Взять, к примеру, поселок Красноселькупск – если посмотреть по карте, вроде бы не так он и далеко от Тарко-сале, для вертолета полчаса лету. Да только «вертушкой» особенно не налетаешься – каждый гвоздик золотым получится. Вот и везут необходимое по реке – спускаются в низовья, в Тазовскую губу, а потом по реке Таз поднимаются до Красноселькупска.
- Раньше у нас спокойно было, – делится Иван, – а в последнее время воровать начали… Вот и приходится катер охранять…
Рассказывать о том, что в этих местах добывают газ и нефть – все равно что напомнить о местных морозах. И все же… Из 175 месторождений, разведанных в Ямало-ненецком автономном округе, 114 расположено на территории Пуровского района. Зато мало кто знает, что здесь залегают практически неисчерпаемые запасы великолепного кварцевого песка, этого сырья для производства стекла высокой степени прозрачности; имеются кирпичное и керамическое сырье, диатомит, пески для бетона… Правда, не используется это все – ну да когда-то и до них руки дойдут.
Военный комиссар района полковник Сергей Ефимов сетует на то, что в район в последнее время начали активно завозить наркотики. Причем часто раздают их бесплатно – формируют ряды будущих клиентов. Для борьбы с этой бедой уже создан общественный комитет против наркотизации. Пока этой организации удается противостоять натиску, однако ситуация, будем говорить прямо, обостряется.
А еще в Тарко-сале действует кадетский класс при средней школе №2. Здесь преподают такие предметы как эстетика, танцы, парашютное дело. Дети под присмотром преподавателей занимаются с 7.40 до 19 часов. От желающих попасть в класс нет отбоя.
…Рассказывать о населенном пункте – дело трудное. Кто в нем живет, обязательно найдет неточности в рассказе постороннего; ну а для тех, кто там не бывал… Нет, лучше самому побывать и увидеть все это: опускающееся за реку солнце, тесноту кораблей в затоне, парящих в небе под куполами парашютов мальчишек из оборонно-спортивного клуба «Десантник»…
Николай Стародымов
К записи "Ямал: Тарко-Сале" пока нет комментариев