1 августа 1944 года – началось Варшавское восстание.

Очень непростая тема, противоречивая и политически ангажированная, не до конца понятная. Конечно, я на стороне советской версии. А там… А там – кто знает, как всё происходило на самом деле.

По большому счёту, это восстание является образцом того, как тысячи и тысячи человеческих жизней приносятся в жертву политическим амбициям лидеров, которые отсиживаются в безопасном месте.

Если коротко, то суть дела такова. В июле 1944 года Красная армия в результате операции «Багратион» освободила Белоруссию и продолжила наступление по польской территории. О тех спорах, которые шли по поводу того, следует ли это делать, или ограничиться освобождением своей Родины, сейчас говорить не будем – просто примем данный факт.

Ни у кого не вызывало сомнения, что Красная армия освободит Польшу (генерал-губернаторство, как страна называлась по гитлеровской терминологии), и в ней к власти придут левые политические силы, а основой Вооружённых сил станут части Войска Польского, наступавшего в составе 1-го Белорусского фронта. В этих условиях эмигрантское «правительство в изгнании», которое располагалось в Лондоне, и руководство прозападной Армии Крайовой приняли решение поднять восстание в Варшаве и захватить власть. После этого в район восстания планировалось высадить польский десант, который бы обеспечил прибытие эмигрантского правительства, которое бы тут же признал Запад…

Однако руководство повстанцев не оценило соотношение сил. Гитлеровцы смогли разгромить восстание, и в результате этого погибло до 200 тысяч варшавян. Нет сомнения, что если бы планы восстания согласовали с командованием Красной армии и просоветским подпольем, которое также имело немалую силу, жертв отказалось бы куда меньше.

К слову, среди западных (или отечественных прозападных) историографов находится немало апологетов точки зрения, что наступавшие войска Красной армии специально остановились на подступах к Варшаве, давая возможность гитлеровцам уничтожить восстание. Совсем с больной головы на здоровую!.. Не посвящённое в намерения лондонского правительства, наше командование действовало по собственным планам, исходя из ситуации, сложившейся непосредственно на фронте. В частности, не следует забывать, что на польской территории ширина железнодорожной колеи отличается от нашей, что значительно затрудняло пополнение материальных ресурсов соединений, прошедших к тому времени с непрерывными боями несколько сотен километров.

.

О ситуации на фронте: https://starodymov.ru/?p=45699