НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ – КОРМИЛЕЦ НАДЫМА

Буквосочетание «НИГО» жителям Ямало-ненецкого автономного округа, и в первую очередь города Надыма, хорошо известно. Ну а для непосвященных объясним, что НИГО – это: во-первых, название крупной многоотраслевой фирмы, специализирующейся на обеспечении региона продуктами питания; во-вторых, сокращение имени и фамилии создателя, вдохновителя и организатора данной фирмы, Николая Гоголя; и в-третьих, организация-юбиляр, которой 13 ноября исполнилось ровно 10 лет.

Поначалу НИГО было небольшим частным предприятием, которое занималось поставкой в Надым продуктов питания и так называемых сопутствующих товаров – холодильного оборудования, моющих средств… Постепенно фирма разрасталась, расширяла ареал обитания… Основная заслуга в этом, несомненно самого создателя ее.

- Николай Николаевич – это настоящий генератор идей, с четким чувством перспективы, – говорит о своем шефе генеральный директор ЗАО НИГО Нина Щурко. – С ним интересно работать…

Похвалить руководителя – дело святое. Вот только от фактов не уйдешь: успехи, которых добилась фирма, и в самом деле впечатляют.

Итак, что такое НИГО? До недавнего времени это была единая структура, состоящая из ряда подразделений. Однако не так давно, после вступления в силу новых документов, регламентирующих налоговую политику в регионе, было принято решение о необходимости разделиться на ряд относительно самостоятельных фирм, объединенным общим руководством. В их числе: пять предприятий розничной торговли, 10 магазинов, 2 из которых расположены в н.п. Пангоды, НИГОстройинвест, транспортное предприятие, своя хлебопекарня, цех по переработке мяса… Кроме того, в ряде городов, в том числе и в Москве, действуют представительства НИГО… Всего во всей этой разветвленной сети трудится примерно 250 человек.

Основные трудности организации торговли в регионе проистекают от климатических особенностей и расстояний. Почти все продукты приходится завозить, как здесь говорят, “с Земли”. А это не так просто, как может показаться непосвященному. Самый дешевый вид транспорта – это морской и речной. Однако он же и самый медленный – продукты по воде движутся очень долго. С авиацией все наоборот: быстро, но слишком дорого. Железнодорожная сеть в регионе развита очень слабо, до Надыма рельсы еще не дотянулись; проложенное при Сталине и заброшенное после его смерти полотно 501-й стройки практически полностью разрушено… Так что базовым видом транспорта для поставки продуктов для НИГО является автомобильный. При перевозке товара по воздуху его стоимость возрастает в полтора раза, а то и больше, в то время как по шоссе – всего на 15-20 процентов.

Казалось бы, выгода налицо – как для торгующих структур, так и для покупателей. Ан не тут-то было, палка тут, как всегда, о двух концах.

Ямало-ненецкий округ изобилует многочисленными водоемами, причем, далеко не всегда через них переброшены капитальные мосты. Зимой через реки можно проехать по льду, летом воспользоваться понтонной или паромной переправой. Последнее, к слову, удовольствие тоже не из дешевых: за проезд каждой машины по наплавному мосту прошедшим летом приходилось платить по 600 рублей, а за паром 8600 (против «додефолтовских» 1670). И все это автоматически отражается на ценниках в магазинах…

Однако это еще полбеды. А вот как быть осенью и весной, когда переправа через реки на какое-то время становится невозможной? Казалось бы, на этот период необходимо попросту заранее запасать необходимые продукты на складах… Логично. Но и тут есть свои проблемы. В Надыме очень жестко работают городские структуры, которые контролируют качество завозимых съестных товаров. И при проверках магазинов особое внимание обращается на то, чтобы на полках не оказалось продуктов с просроченными сроками хранения – при обнаружении таковых, штрафы выписываются безоговорочно (эх, везде бы так!). Ну, допустим, с макаронами, крупами или консервами, тут еще более или менее дело обстоит благополучно; ну а как быть со скоропортящейся продукцией – с молочной, рыбной, мясной?.. Их-то впрок не заготовишь!

Местное же производство продуктов питания оставляет желать лучшего. Так, скажем, местный маломощный молокозавод не в силах удовлетворить запросы торговли, себестоимость его продукции довольно высока, в то время как дизайн упаковки не имеет должного товарного вида. Правда, есть и некоторые успехи: в последнее время стало полегче, так с овощами, в первую очередь с помидорами. Дело в том, что под Надымом работает большое тепличное хозяйство, с которым НИГО заключил договор на поставку витаминной продукции.

Впрочем, требования к организации торговли жестки не только извне, но и внутри НИГО. Скажем, одно из требований, которое предъявляет руководство к торговым предприятиям – это максимальный ассортимент товаров. Когда из Москвы, Екатеринбурга, какого еще города (к слову, НИГО ориентируется исключительно на продукты отечественного производителя) для фирмы отправляется железнодорожный вагон, в нем насчитывается до 400 видов товаров. Николай Гоголь требует, чтобы при появлении на московских прилавках чего-то новенького, что может найти покупателя на Ямале, через две недели этот товар был и в Надыме. Сначала пробная партия, ну а если она разойдется, заключаются более долгосрочные договора… Впрочем, чего-чего, а диктата внутри «государства НИГО» нет. По словам директора ООО НИГО-4 Татьяны Мудрик, каждое предприятие розничной торговли самостоятельно определяет, сколько и какой продукции ему требуется для успешной прибыльной работы.

Впрочем, ряд положений, о которых шла речь выше, характерен не только для НИГО, но и для основных конкурирующих торговых структур Надыма: Надымгазторга и «Дриада». А вот то, о чем сейчас еще будет рассказано, относится только к детищу Николая Гоголя.

Речь пойдет о проводимых им акциям благотворительности.

Главная головная боль нашей страны нынче – Чечня. Не оставляет она без своего внимания и Надым. Начальник УВД Надыма и Надымского района майор милиции Василий Лупич рассказал, что каждые полгода отсюда на три месяца отправляется отряд милиции нести службы на блокпосту в районе станицы Щелковской. Так вот, НИГО всякий раз готовит для такого отряда большой набор продуктов. Для ветеранов Великой Отечественной войны товары в торговой сети фирмы отпускаются с 15-процентной скидкой. Принимает участие НИГО и в мероприятиях по благоустройству города. Особое место в благотворительной программе занимает работа с детьми и молодежью. Нина Щурко рассказала, что НИГО финансирует слеты юных поэтов, а также танцевальных и фольклорных коллективов, ежегодные конкурсы «Невеста года», научно-технические конференции для особо одаренных детей «Старт в науку»… Одаренных детей вообще необходимо поддерживать, считает Нина Васильевна. Скажем, в городе проживает талантливая девушка по имени Аня Солтанова, которой прочат большое музыкальное будущее. НИГО взялось поддерживать материально юное дарование. А местному фольклорному танцевальному коллективу «Искорки» за счет фирмы были пошиты концертные костюмы.

В Надыме ежегодно проводят благотворительные марафоны, доходы от которых поступают в фонд помощи детям. НИГО всякий раз перечисляет на его счет определенные суммы. Кроме того, детище Николая Гоголя шефствует над местным Обществом инвалидов; в рамках этого шефства проведен ремонт Детского дома.

…О прошлом и настоящем юбиляра мы поговорили. А что же у него в будущем?

В НИГО говорят, что пришли на Север навсегда. А потому, несмотря на несомненные успехи, почивать на лаврах не собираются. Задача, которую здесь перед собой ставят – добиться, чтобы надымчане по ассортименту товаров не чувствовали своей оторванности от более обжитых районов. Ну и вообще глобальная цель: выстроить в Надыме огромный центр, войдя в который, можно было приобрести абсолютно все. Судя по активности, с которой развивается НИГО, эта мечта вполне может стать явью.

Николай Стародымов