Начальная публикация серии: https://starodymov.ru/?p=44360

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=44745

Текст приведён в авторской редакции

«БАГРАМЯН ДЕЛО ГОВОРИТ»

В те праздничные дни в «Гвардейской славе» было опубликовано мое интервью с дочкой маршала Маргаритой Ивановной Баграмян. Приведу его полностью:

« На торжественные мероприятия, посвященные 50-летию нашей части, приехала Маргарита Ивановна Баграмян – дочь прославленного Маршала Советского Союза. Мне сразу бросилось ее сходство со знаменитым полководцем. Спокойные, размеренные движения, та же особенная стать, которая отличала ее отца…

-  Он всегда был примером для подражания в нашей дружной семье, – начала рассказ Маргарита Ивановна. – Во всем, даже в мелочах старались делать так, как отец. Для меня до сих пор остается загадкой, как уживались в нем требовательность и чуткость, отзывчивость и упорство, доброта и воля. А для многих его соратников маршал Баграмян был и остается образцом верного служения Отчизне и своему народу.

На долю Маршала Советского Союза Ивана Христофоровича Баграмяна в годы войны выпало немало испытаний. Это и бои на Украине, под Ростовом и Харьковом, под Москвой, Курская дуга и операция «Багратион», Прибалтика. И все же, мне кажется, июль 1942 года можно смело назвать переломным в судьбе будущего маршала.

-  Да, именно в июле сорок второго отец был назначен командующим 16-й армии Западного фронта. Под его командованием армия сначала отразила удар фашистов, а затем провела наступательную операцию, прорвав глубоко эшелонированную оборону севернее реки Жиздры. За успешные боевые действия армия тогда была переименована в 11-ю гвардейскую. Именно после этих успешных боев, в которых участвовала и ваша гвардейская часть. Иван Христофорович стал командующим 1-м Прибалтийским фронтом…

-  Да, те бои памятны ветеранам нашей части. Ведь ей противостояла 293-я пехотная «медвежья» дивизия – так именовали себя фашистские вояки…

- Раз речь зашла именно об этой операции, скажу, непросто она давалась Ивану Христофоровичу. Был момент, когда его судьба повисла на волоске… По замыслу командования Западного и Брянского фронтов 11-й гвардейской армии предстояло прорвать оборону противника южнее Козельска и развить удар строго на юг – на Хотынец. Но отец в наметках штаба фронта, касающихся задач его армии, видел уязвимые места. В частности, сомневался в возможности организовать тесное взаимодействие между фланговыми армиями двух фронтов. Он предложил свой вариант: подчинить 11-й гвардейской все силы, которые должны наступать с жиздринского плацдарма. Это и стало предметом особого разговора в Ставке. Вот что вспоминал об этом случае Иван Христофорович: «О замысле Орловской операции и предложениях командующих фронтами информировал генерал Антонов. Я сидел как на иголках. Сейчас Верховный утвердит план и обретет силу закона. Но как оспорить предложения командующих фронтами, уже одобренные Генеральным штабом?.. Верховный спросил: «Все согласны с данным решением?..» Я попросил разрешения высказаться. Сталин не без удивления, но доброжелательно посмотрел на меня: «Прошу». Снова были развернуты карты. Стараясь сдержать волнение, я изложил точку зрения… Сталин, до этого внимательно изучавший карту, поднял голову, вынул изо рта трубку, неторопливо разгладил усы. Все смолкли. Рейтер (командующий Брянским фронтом), бросил на меня осуждающий взгляд, словно хотел сказать: «Предупреждали же тебя: помалкивай. Не послушался, теперь пеняй на себя». И вдруг Верховный очень тихо и очень спокойно сказал: «А ведь Баграмян дело говорит. И, по-моему, с его предложением нужно согласиться. Что же касается заботы командарма о более благоприятных условиях для выполнения задачи, то это похвально. Ведь на него же ляжет вся ответственность в случае неудачи».  Охотников продолжать спор не нашлось…

-  Этот пример говорит о многом. И прежде всего о находчивости, смелости Вашего отца. Таких случаев в судьбе маршала великое множество…

-  Вы правы. Смелость, предприимчивость и находчивость всегда выручали Ивана Христофоровича. Что касается военных вопросов, то благодаря этим качествам он провел не одну блестящую операцию, завершившуюся разгромом противника. Как это было, например, под Витебском в ходе Белорусской стратегической операции. Тогда была уничтожена группировка в количестве 50 тысяч человек…

-  Иван Христофорович вышел из народа и до последних дней своих оставался близким и понятным ему. Его называют своим сыном в России, на Кавказе и в Прибалтике, на Украине и в Белоруссии. Латыши, литовцы, эстонцы, белорусы, украинцы и русские потому, что Баграмян принимал участие в освобождении их родной земли от немецко-фашистских захватчиков. Азербайджанцы – потому что маршал родился на территории их республики. Ну, а народ Армении – потому что испокон веков село Чардахлы считается армянским. И это понятно: Чардахлы дало стране двух маршалов – Маршала Советского Союза И. Баграмяна и главного маршала бронетанковых войск А. Бабаджаняна…

-  Военная судьба такова, что толком, по-настоящему люди познают друг друга не в тиши кабинетов, не в залах заседаний, а в отдаленных гарнизонах. Сколько помню отца, он всегда любил ездить по стране. Даже тогда, когда возглавлял группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР с 1968 по 1982 год. Расскажу о таком случае. Однажды Иван Христофорович вылетел в командировку в Закавказский военный округ. Когда все дела были завершены, направился в Бакинский аэропорт. Не знаю, каким образом местные жители узнали о вылете маршала, но только к его приезду в аэропорту скопилась группа в человек семьдесят. Одеты они были просто. Когда отец появился, все они бросились к нему навстречу. Впереди оказалась пожилая женщина, которая при всех обняла и расцеловала Ивана Христофоровича, как родного сына. Каждый человек подходил к нему, обнимал и пожимал руку. И всякий раз отец находил для них какие-то особые теплые слова. Потом уже в самолете кто-то спросил его: кто эти люди? Он ответил: «Это мои земляки. А на Кавказе по традиции всегда так встречаются, где бы не свели их обстоятельства.»

– Спасибо, Маргарита Ивановна, за содержательный рассказ. Думаю, он будет интересен нашим воинам…

- Я хочу поблагодарить командование за предоставленную возможность приехать в Вашу часть и встретиться с воинами в эти прекрасные сентябрьские дни, озаренные 50-летним юбилеем. От души желаю всем солдатам, офицерам и прапорщикам, а также членам их семей крепкого здоровья и большого человеческого счастья, новых успехов в ратном труде.»