ОГНЕБОРЦЫ ЯМАЛА
Он устал. Он очень устал. Он до такой степени устал, что не обращал внимания на фотоаппарат. Он только что потушил очередной пожар – который в личном счету уже и не упомнить. И он еще не знал, что через несколько минут из кабины управления вертолетом выглянет бортинженер Андрей Морерь и выразительно покажет на дверь: готовься, мол, пора опять на борьбу с огнем.
Впрочем, чего ж это о старшем инструкторе десантно-пожарной группы Леониде Самусеве в единственном числе? Устали все – он от своих коллег по ремеслу неотделим. Да и вообще пожарные всюду, в том числе и в Заполярье – единое целое.
Спрашиваю у летчика-наблюдателя авиационной охраны оленьих пастбищ и поисково-спасательных работ Пуровского района Ямало-ненецкого автономного округа Сергея Пономарева: жизнь, мол, есть жизнь, если кто-то из ваших коллег загуляет или в гости к другу завалится, а где-то тундра полыхнет?.. Сергей Викторович меня искренне не понял: как это можно загулять в летний период, когда каждый день в зоне ответственности службы возникает до пяти пожаров? Несколько лет назад подобное стряслось: как-то в пятницу под вечер в тундре образовалось сразу 17 очагов возгорания, пока до утра понедельника раскачивались – и в результате округа горела до октября. Теперь такое исключено (хотя лучше перестраховаться и на всякий случай сплюнуть через левое плечо). Пожарные по контракту с авиакомпанией «Ямал» ежедневно вылетают для осмотра своей обширной территории. Где только закурится дымом горизонт, туда вертолеты и берут курс. Ну а дальше уже дело привычное: высаживается десант из нескольких человек, вертолет же летит дальше. Обычное дело.
Казалось бы: откуда может взяться столько огня в перенасыщенной влагой тундре? Ветеран-пожарный с тридцатилетним стажем огнеборства Виктор Пономарев поясняет, что основная причина летних возгораний – это сухая гроза; ну а мох прекрасное топливо. Начальник авиабазы Андрей Пономарев добавляет, что число пожаров за сезон достигает сотни; в этом же году горимость выше среднего.
Кстати, обилие Пономаревых в числе пуровских пожарных – явление отнюдь не случайное. Все они между собой родственники – отец и два сына. «Семейный подряд», – шутят по этому поводу авиаторы.
Ну ничего, говорю, мол, зато вот зимой в тундре гореть нечему… Ан нет, оказалось, что и в стужу у пожарных-тундровиков дел хватает. Правда, несколько другого профиля. Они занимаются поисково-спасательными работами, если кто-то заблудится на местных обширных безлюдных пространствах. Прошлой зимой, например, сумели отыскать пятилетнего мальчонку-ненца. Заблудившись в тундре, в течение трех суток он выжил при морозе, достигавшем 48 градусов! Правда, обморозился здорово, но медики в Новом Уренгое, куда его срочно доставили, заверили: жить будет!..
Впрочем, это к слову. «Кухня» же работы местных огнеборцев выглядит так.
После планового полета вернулся на базу в поселок Тарко-сале, скажем, вертолет, экипаж которого возглавляет Евгений Сипач. Авиаторы с неба заметили в тундре очаг возгорания. Евгений Николаевич сообщает об этом диспетчеру пожарной охраны – например, обаятельному сержанту Наталии Жерносек. Информация поступает начальнику местного аэропорта Виктору Полетаеву и командиру расположенной здесь же вертолетной эскадрильи Владимиру Иванову. На случай подобной форс-мажорной ситуации на местном вертодроме всегда стоит готовая к вылету дежурная винтокрылая машина. Тарко-сале – поселок совсем небольшой, экипажи подготовленные, пожарные опытные, потому взлетает «вертушка» быстро. И тут же, после короткого обязательного контрольного зависания, устремляется в указанный район. Именуется это лесо-авиационные работы по борьбе с лесными пожарами. Хотя тушить приходится не только лес, но и тундру.
С высоты дымный шлейф виден издалека. Ориентируясь по нему, вертолет подходит к очагу с подветренной стороны. Он не садится на грунт, зависает, едва касаясь поверхности колесами – мох рыхлый и тяжелая машина может попросту провалиться. Десантники-пожарные в несколько десятков секунд сбрасывают в дверной проем инвентарь, покидают борт сами и «вертушка» взмывает в небо – свое дело она сделала.
Бороться с тундровым пожаром можно только одним способом: прокопать в направлении распространения огня достаточно глубокую и широкую канаву. Дело, к слову, не такое простое. Ведь нужно оценить, на каком расстоянии и с какой стороны начинать рыть этот ров. Слишком близко к пламени – можно не успеть выполнить работу, упустить пожар на языке огнеборцев. Вырвется огонь за пределы рва – весь труд насмарку, площадь пожара охватывает значительно большую территорию и тогда нередко приходится вызывать подмогу. Такое, впрочем, бывает редко – опыт большой.
Обычно с работой управляются быстро. Однако на всякий случай группа десантников имеет все необходимое на трое суток полностью автономного пребывания. У них и «спальники», и продукты питания, и чайники-котелки, и сигнальные ракетницы, и лопаты-кирки-топоры, и радиостанция и даже ружья – всего не перечислить… Не знаю, существует для подобных бригад какое-то специально разработанное снаряжение – должно быть, наверное. Однако у пожарных Тарко-сале имущество выглядело как собранное по принципу «кто что сумел достать». Даже одеты они были кто во что придется – в комбинезоны, армейский «камуфляж»… Хотя кто ж его знает – может кому что удобнее, тот тем и пользуется…
Из кабины управления вертолета выглянул бортмеханик и выразительно показал на дверь. В иллюминатор было видно большое поле черной выжженной земли, по краю которого коротко бились языки красного пламени; над тундрой стлался густой дым. Леонид Самусев со своими товарищами начали собираться к высадке для ликвидации второго своего пожара за сутки. Вторая группа огнеборцев, старшим в которой был ненец Константин Пяк, справившаяся с одним очагом, оставалась в машине; впрочем, никто не обольщался – они свое наверстают скоро.
Николай Стародымов
К записи "Ямал: пожарные" пока нет комментариев