Доклад Ефремовские чтения 2023

Три идеальных женщины глазами Ивана Ефремова

Путь совершенства и путь войны.  От эволюции биологической – к социальной. Женщина будущего

основа для доклада – Программа Анны Гранатовой «Шкатулка с визитками». / Выпуск 65.  Иван Ефремов.  Три идеальных женщины.

Часть-2

Часть 1: http://starodymov.ru/?p=42888

Сима Металина

Итак, образ Симы.  Гимнастки. Сима символизирует баланс между физическим и духовным. Сима символизирует совершенство и красоту человеческого тела. Сима символизирует также бескорыстную любовь к своему профессору Гирину, в которого она как раз влюбляется. Она влюбляется в учёного, в нейрофизиолога, в человека с профессией будущего. Здесь я бы хотела сказать, что можно говорить о том, что вместе, конечно, они меняют друг друга. То есть происходит некое изменение бытия, когда Сима оказывается в паре с Иваном Гириным, то меняется как бы бытие и у того, и у другого человека. И можно говорить о том, что с этим человеком каждый может быть самим собой. То есть вторая половина как бы возвышает и развивает другую свою половину, но если мы так вот будем говорить по-простому. И что ещё важно для Симы и Гирина, как партнёров, как, в общем-то, такого дуэта, они находят некий общий смысл деятельности. Они вместе пытаются что-то сделать, несмотря на то, что они из разных профессий. У них есть общее, что их объединяет – это путь познание мира. Не случайно они вместе потом едут в Индию. Они и едут для того, чтобы изучать определённые индийские практики, которые позволяют человеку увеличивать собственные ресурсы.

И с одной стороны, когда мы видим их знакомство, у нас возникает такое, знаете, Ощущение, что встретились два полюса, встретились очень разные люди. Гирин  – интеллектуал, человек сильный, но одновременно, не обладающий ни гибкостью, ни подвижностью Симы. Он как раз такой достаточно мужественный, грубоватый, может быть, даже. И Сима – гимнастка, которая обладает подвижностью, гибкостью, энергичностью. И у меня возникает такая прямая аналогия с Инь и Янь по индийской философии.

И ещё я хочу сказать, что если мы берём вот этот пример из «Лезвие бритвы», то это возможно будет единственное произведение у Ивана Ефремова, где он сможет создать образ гармоничной пары, потому что ни в «Таис Афинской», ни в «Часе быка», мы уже ничего подобного не увидим. А в этом произведении в «Лезвие бритвы», мы как раз видим дуэт биологического совершенства и интеллектуального совершенства. И мы увидим, что в этом варианте, что ещё очень важно, люди закрывают взаимопотребности друг друга. Не будет наверное преувеличением и не будет каким-то таким с моей стороны открытием, если мы обратимся к абсолютному большинству семейных пар нашего и зарубежного общества. Как раз вот эти пары, которые создаются исключительно для продолжения рода любой ценой, в этих парах не закрываются базовые потребности друг друга. Они как раз и отличаются дисгармонией. Человек встаёт перед таким своеобразным выбором: либо действительно встать на путь биологической эволюции и платить за это чем угодно, либо может быть даже и отказаться от этого пути, но при этом закрыть свои экзистенциальные и другие потребности в паре. Я опять-таки обращаюсь к Маслоу эта фундаментальные потребности, такие как безопасность, комфорт, нормальное питание, сон, крыша над головой. Ну и потребности социальные – это как раз любовь, забота друг о друге, взаимоподдержка, общение с интересными людьми. Ну и, наконец, это третья потребность, это уже верх – это самореализация. Вот самореализация – это самый сложные, наверное, вариант, потому что самореализацией, как максимальное раскрытие своих собственных способностей возможно разные путями, и очевидно, что она требует определённых ресурсов. Так вот, когда мы говорим о самореализации в паре, то здесь получается такая интересная фишка. То есть женщина реализует себя благодаря мужчине, вот благодаря его возможностям, она может себя раскрыть. Ну и он может себя реализовать только за счёт женщины. Здесь речь идет именно о такой, глубинной что ли, экзистенциальной потребности, когда меняется бытие у людей, когда женщина выходит на новый качественный уровень, не на уровень, так сказать, новой материальной обеспеченности, а выходит на новый уровень возможностей, на новый уровень раскрытия своих талантов и потребностей.

Если мы опять-таки берём «Лезвие бритвы», то мы видим, что Сима и Гирин и едут в Индию для того, чтобы там узнать новые техники повышения человеческих возможностей. То есть вряд ли бы она смогла туда поехать без его связей, денег и так далее, но ей это интересно. Ну, и сам Гирин тоже отправляется в Индию, потому что он, как нейрофизиолог, всё-таки нуждается в какой-то такой обратной связи. И вот это близость женщины, которая может его морально, и поддержать, и вдохновить. Она может дать ему какую-то такую внутреннюю, что ли опору и эмоциональную даже какую-то стабилизацию. Как бы рядом с ней ему хочется находиться.

И вот здесь не случайно эта индийская тема нас заставляет говорить о том, что есть женщины особого типа – это женщины-югини, небесные и земные югини.  И это совсем не те женщины, которые сидят на коврике в позе лотоса, потому что это достаточно многозначное понятие. И если мы обратимся к индийской философии, в том числе к тому, что сегодня называется тантрой, а слово тантра будет звучать у Ефремова неоднократно, то во многом югиня – это спутница или свита Шивы. То есть это югини, как символ Шакти, как символ жены Шивы. Но одновременно это может быть и так называемая ведьма, колдунья, чародейка. И это может быть просто женщина, занимающаяся йогой. Ну, и одним словом, здесь целая галерея вот этих югинь, но, так или иначе, эта женщина незаурядных способностей. И это те женщины, которые могут визуализироваться в медитативном созерцании, которые предполагает определённый культ, в том числе, и культ, связанный с чтением мантр и возлияния на огонь. Но это могут быть югини, напоминающие ведьм и неких даже животных с зооморфными чертами. Полубожественные такие югини, которые в мифах, например, наделены способностью летать. Это также могут быть югини, которые принадлежат к определённым кланам богинь-матерей. И этих югинь в Индии следует почитать в определённые лунные сутки. И их ритуальные практики включают как раз передачу тантрического учения, включая и устную передачу. И здесь можно говорить, что есть разные гипотезы относительно возникновения вот такого женского странного образа сверх женщины, образа женщины-югини. Есть одна из версий, что это местные женские божества, которые почитались в среде племён, и они были включены в такую большую, что ли мифическую традицию. И некоторые имена югинь об этом, в общем-то, и свидетельствуют. Но одновременно можно говорить, что югинями считались жрицы, позже возведённые в статус божества. Ну и одновременно можно говорить, что предшественниками югинь являются некие мифические существа из индийского эпоса, ну, например, апсары.

Апсары – это небесные танцовщицы. И, кстати говоря, у Ефремова, если мы возьмём «Таис Афинскую» и тот эпизод, где героиня достигает Индии, следуя по пути Александра Македонского, то там как раз это будет звучать. Когда речь зайдёт о том, что в Индии есть апсары и можно найти некие аналоги между этими абсарами и гетерами.

Сима и Гирин из «Лезвия бритвы» представляют собой такой удивительный союз красоты, любви, мудрости, интеллекта. И здесь я хочу вспомнить одну из фраз Ефремова, правда, звучит она в другом произведении, она звучит в «Часе быка», но это фраза является лейтмотивом, которую следует променять ко всем трём произведениям,  о которых мы сегодня говорим. И эта фраза звучит так: «Любовь у нас может быть только в совместном пути». Совместный путь между мужчиной и женщиной, только совместный путь может раскрыть и реализовать такое понятие как любовь.

Что же за совместный путь мы видим у Симы и Гирина. Что же за совместные пути будут у героинь других произведений Ефремова. Так вот, на мой взгляд, здесь мы опять можем вернуться к некой индийской традиции. Мы можем вспомнить сейчас индийский эпос и вспомнить, конкретно, Бхагавад-гиту, где принявший аватар Кришны, один из высших богов индийского эпоса – Вишну говорит буквально следующее, что есть три пути у человека: это путь познания, путь любви и путь незаинтересованного деяния.

На мой взгляд, мы можем рассмотреть все три произведения и «Час быка», «Лезвие бритвы» и «Таис Афинская» через призму вот этих утверждений: путь познания, путь деяний и путь любви. И вот здесь как раз Сима и Гирин, если мы говорим о «Лезвие бритвы» символизируют, на мой взгляд, путь познания. Гирин – учёный, доктор наук, нейрофизиолог, но и Сима, несмотря на то, что она-гимнастка, но тем не менее она интересуется тем, как функционирует человеческий организм, как организована культура тех или иных народов. То есть и для неё это путь познания. И, опять-таки, если мы будем проводить какие-то аналогии с индийским эпосом, то мы можем вспомнить воплощение богини Шахти, это не только богиня, не только жена Шивы, этого вообще женская энергия (это я сразу обговариваю). В «Часе бык» слово Шахти встретим.

Так вот Шахти имеет три воплощения. Шахти может быть в виде трех богинь, по одной из версий, это как раз уровень развития индийской мифологии на стадии индуизма. Так вот на стадии индуизма Шахти принимает облики или богини Сарасвати – богини науки и искусства. Или она принимает образ Лакшми. Лакшми – это богиня о любви как раз, роскоши, благородства и процветания. Или же Шахти будет принимать образ Дурги. Дурга-это воинствующая, сильная богиня с мечом, с копьём, которая символизирует силу и символизирует преобразование. Как интересно получается, что вот эти три пути, о которых говорится в Бхагавад-гите: путь любви, путь познания и путь деяния. Фактически эта идея отражена через вот этих трёх богинь, трёх женщин, которые являются разными ипостасями одной и той же богини Шахти. То есть Сарасвати ассоциирована со знанием, с путём познания, Лакшми  – с путём любви, ну и Дурга – с путём деяния. Смотрите, как интересно, мы можем провести вот эти параллели и аналогии и с тремя произведениями Ивана Ефремова. Мы видим, что если мы берём «Лезвие бритвы» то это такой стержневой мотив как раз познания и знания. Если мы берём «Таис Афинскую», то стержневым является путь любви, а если мы берём, соответственно, «Час быка» и образ Фай Родис, то это путь преобразования или деяния. Можно попробовать найти аналогии между нашими героинями и, соответственно, вот этими индийскими богинями. Можно сказать, что Сима, символизирующая искусство во многом ассоциирована как раз Сарасвати, потому что она является представителем как раз пути познания, и она представляет собой пластическое искусство, она – гимнастка.

Танец будет характерен абсолютно для всех трёх героинь: для Симы, для Таис Афинской, для Фай Родис. Таис Афинская – это профессиональная гетера, она танцовщица. И её танец на лошади, танец Амазонки вдохновит Александра Македонского. Ну, а Фай Родис будет танцевать, когда решится позировать для скульптуры. Так что все три девушки танцуют и для Ефремова это было важно. Было важно, что женщина – это представитель пластического искусства такой динамично меняющейся энергии.