ГИЛЬОТИНА НА СЛУЖБЕ РЕЙХА

Восемьдесят лет назад, в 1943 году в гитлеровской Германии прокатилась волна казней инакомыслящих. Среди казнённых – самые разные люди: были те, кто и в самом деле активно боролись (или пытались это делать) с фашистским режимом, были те, чьи протесты из дня нынешнего выглядят наивными и не представляющими угрозы нацизму, ну а кто-то и вовсе попал, как говорится, «под раздачу» всего-то что-то сболтнув лишнего не там и не тем.

О некоторых жертвах той волны репрессий против инакомыслящих хочется рассказать особо. Но главное, что хочется особо подчеркнуть, это то, что многие из них казнены на гильотине.

Придя к власти, Гитлер заказал промышленности изготовить два десятка таких агрегатов для убийства, и использовали их в первую очередь как раз как средство казни идеологических противников существующего строя. Несколько механизмов осталось в Берлине, а остальные переданы в низовые подразделения Службы имперской безопасности и отправились на оккупированные территории Европы. Всего с их использованием гитлеровские палачи казнили сорок тысяч человек.

Об истории собственно гильотины я уже рассказывал, а потому – только одна реплика. По моему мнению, в факте использования столь архаичного, пусть и модернизированного, механизма для обезглавливания человека проявлялась натура Гитлера, его склонность к театральным эффектам. Наверное, это нечто из области психиатрии.

…В апреле 1943 года острейшие лезвия из великолепной германской стали отсекли головы двоим людям по фамилии Хампель – по приговору берлинского Народного суда были казнены муж и жена, Отто и Эльза.

О степени тяжести совершённого ими преступления, о соответствии ему наказания каждый вправе решать сам. На протяжении нескольких лет муж и жена изготавливали открытки, в тексте которых содержалась критика нацистской власти. Таких карточек они изготовили примерно две сотни, и разносили их по городу, оставляя в людных местах или подбрасывая в почтовые ящики. История свидетельствует, что почти все они, эти открытки, тут же оказались в распоряжении гестапо – доносительство и гипертрофированное законопослушание немцев считается их национальной чертой. Вот за эти открытки супруги Хампель и казнены.

Что тут сказать!..

Любое государство обязано защищаться – это аксиома. В период, когда государство ведёт войну, степень ответственности граждан за законопослушание и ведение антиправительственной пропаганды повышается – это несомненно. Ну а если при этом армия начинает терпеть поражения – тут уж и вовсе защитные механизмы включаются на полный накал. В том числе и превентивные, нацеленные на то, чтобы придушить в зародыше самоё мысль о любой форме протеста, даже самой невинной. Я не выношу оценку, правильно это или нет, остановлюсь на понятии «объяснимо» с точки зрения государственной безопасности.

А вот о поступке супругов Хампель хочется поговорить особо.

Не вызывает сомнения, что изготавливали открытки и распространяли их Отто и Эльза по велению души. С точки зрения холодного разума их деятельность вызывает недоумение. В самом деле, не могли же взрослые люди рассчитывать, что их карточки могут оказать хоть какое-то воздействие на государственную машину рейха!.. Это ж даже не листовки, которые подпольно печатались и распространялись более или менее массово – в данном случае о массовом распространении антифашистской продукции даже речи не шло. Опять же, не могли супруги не понимать, насколько рискуют в обществе, в котором система всеобщего доносительства оказалась отлаженной до совершенства. Почему же они шли на такой риск при осознании мизерности отдачи?..

Ответ, наверное, звучит наивно и банально. Они просто не могли молчать. Они хотели хоть как-то бороться, хоть как-то высказывать свою точку зрения, своё отношение к событиям. Холодным разумом этого не понять – для того, чтобы понять, нужно горячее сердце.

…Об антифашистской организации, которая вошла в историю как «Красная капелла», все наслышаны. Это была заблаговременно созданная разведывательная сеть, во главе подразделений которой стояли либо кадровые разведчики, либо люди, которые прошли уже какую-то предварительную подготовку. При относительной самостоятельности ячеек этой структуры, их деятельность координировалась, принимались профессиональные меры по обеспечению безопасности членов сети… И даже после разгрома «Красной капеллы», случившегося в конце 1942 года, отдельные ячейки её сохранились и продолжили свою работу.

Как писал впоследствии шеф абвера адмирал Канарис, деятельность «Красной капеллы» унесла жизни двухсот тысяч германских солдат. Уж по какой формуле он определил именно это число, не станем уточнять, но примем за данность: деятельность организации можно расценить как высокоэффективную.

В начале 1943 года руководителей подразделений сети «Красная капелла», которых к тому времени удалось арестовать сотрудникам германской службы безопасности, казнили. Казнь организовали по-немецки педантично, как на конвейере: на повешение каждого приговорённого отводилось четыре минуты, на отсечение головы – три.

Так вот, о «Красной капелле» мы более или менее наслышаны. А вот об антифашистской организации «Белая роза» знаем куда меньше.

Организовала её группа студентов Мюнхенского университета, и лидерами её стали брат и сестра Шолль – Ханс и Софи. Вскоре у них появились единомышленники в некоторых других университетах Германии – в Гамбурге, Кёльне, некоторых других, и даже в Берлине. Молодые люди поставили дело куда более серьёзно, чем Хампели: они массово распечатывали настоящие антифашистские листовки, которые распространяли повсеместно.

Последняя листовка, отпечатанная студентами и увидевшая свет, начиналась словами:

«Наш народ потрясён гибелью солдат под Сталинградом. Гениальная стратегия ефрейтора мировых войн бессмысленно и безответственно погнала триста тридцать тысяч немцев на погибель. Спасибо, фюрер!»…

18 февраля 1943 года Ханс и Софи Шолль были арестованы. 22-го состоялся суд Народного трибунала… Софи в заключительном слове сказала: «Вы знаете так же хорошо как и я, что война проиграна». Председатель суда, Роланд Фрейслер, имевший репутацию «судьи-вешателя» или «кровавого судьи», ответил, что если с подобными преступлениями не бороться, это приведёт к 1918 году… Из дня сегодняшнего мы знаем, что агония рейха продлится до Мая 1945 года.

В тот же день брат и сестра отправились на гильотину.

Палач, который осуществил казнь, Иоганн Райххарт, впоследствии писал, что никогда больше не видел, чтобы кто-то умирал так храбро, как Софи.

Памятник красавице Софи выполнен в символическом виде – голова на отсечённой шее…

Несколько строк следует написать об упомянутом палаче. Иоганн Рейххарт стал продолжателем родового ремесла – его предки лишали жизни приговорённых судом на протяжении как минимум восьми поколений. Иоганн служил палачом в Веймарской республике, но поскольку в ту пору казнили мало, а оплата начислялась сдельно, за каждого умерщвлённого, ему пришлось подрабатывать, заниматься бизнесом, но не слишком успешно. Ну а с приходом к власти Гитлера дела Райххарта пошли на лад. К ремеслу он относился с душой, а потому несколько усовершенствовал гильотину, что позволило ускорить её действие. Пытался он усовершенствовать и виселицу, однако его «рацпредложение» не было принято.

Всего Иоганн Райххарт казнил более 3000 человек, 250 из которых – женщины. Почти все – посредством гильотины. После войны помогал американским коллегам казнить германских нацистских преступников.

Прожил долгую жизнь. Немного посидел в тюрьме, недолго – в психиатрической лечебнице. Жена от него ушла, сын покончил с собой…

Но вернёмся от палача к его жертвам.

Самым юным участником германского Сопротивления, казнённым на гильотине, стал Хельмут Хюбенер, который также занимался распространением листовок. Ему исполнилось всего-то 17 лет. О смягчении приговора ходатайствовали не только адвокаты и церковь, но даже – как ни трудно в это поверить – берлинское гестапо!.. Однако Народный трибунал оказался непреклонен – осенью 1942 года парня казнили.

Вспомним также т.н. «Кружок Баума».

Неотъемлемой частью Великой Отечественной войны стало идеологическое противостояние Германии и Советского Союза. Каждая сторона предпринимала шаги по дискредитации противоборствующей стороны.

Грандиозной акцией, которую организовало в Берлине Министерство пропаганды рейха, стала выставка «Советский рай», проходившая в мае-июне 1942 года. Если предельно коротко выразить идею выставки, её можно сформулировать так: «Вот с этим варварством борется наша армия». Здесь всё соответствовало приведённой идее и первоначальному замыслу: экспонаты показывали убогую и жуткую жизнь в СССР; при этом реальные экспонаты, как водится, соседствовали с фальшивыми… В общем, кому интересно, материала об этой выставке в интернете много.

Так вот, в период работы выставки в Берлине появились листовки, суть которых можно выразить примерно так: «Ну а фашизм-то что дал немецкому народу?»… Эту акцию провели активисты организации «Красная капелла».

А вот члены «кружка Баума» пошли дальше. Они попытались утроить пожар и сжечь выставку. Она располагалась в одном из берлинских парков в специально под неё устроенном палаточном городке… Задумка не удалась – сработала служба безопасности, ущерб выставке оказался минимальным… А вот устроителей диверсии вычислили быстро… Прошли аресты, 33 человека приговорили к смертной казни. В том числе, руководителя организации Герберта Баума, которого отправили на гильотину (по другим данным, умер под пытками).

Выше указано, что в период работы выставки «Советский рай» в Берлине появились листовки антифашистской направленности. Их изготовлением и распространением занималась Лиана Берковиц по поручению лично Харро Шульце-Бойзена.

Вскоре Лиану арестовали, а также арестовали её мужа. Парадоксы судьба: родители Лианы эмигрировали из СССР в 1923 году, а теперь их дочь поддерживала бывшую (или несостоявшуюся) Родину борьбой с фашизмом… А её муж, антифашист по убеждению Фридрих Рехмер, в это время лежал в госпитале, куда попал в результате тяжёлого ранения, полученного на Восточном фронте.

Как уже сказано, по делу о поджоге выставки казнили 33 человек. Приговорили к казни и Лиану Берковиц. Однако, поскольку она оказалась беременной, суд ходатайствовал перед фюрером о помиловании. Однако Гитлер оказался непреклонен и оставил приговор в силе, правда, с отсрочкой до рождения ребёнка. Так что Лиану казнили (по некоторым данным, опять же, на гильотине) уже в августе 1943 года; а её новорождённая дочка вскоре умерла невесть по какой причине…

А вы читали роман Ремарка «Искра жизни»?.. Автор посвятил данное произведение памяти своей родной сестры Эльфриды Шольц. Вот уж поистине, кто попал «под раздачу» и оказался на гильотине ни за понюшку табака, так это она!.. Хотя… Хотя непросто всё это…

Эльфрида не состояла ни в каких организациях Сопротивления, не участвовала ни в каких протестных акциях, и уж подавно не организовывала диверсий. Простая портниха, она занималась индивидуальным пошивом одежды.

Как-то летом 1943 года она строила платье очередной клиентке. Вполне закономерно обсуждали вести с фронта – вермахт в ту пору терпел поражения… Дата разговора точно не зафиксирована, возможно, он происходил уже после Курска… Как бы то ни было, Эльфрида резко высказалась по поводу происходящего… На женщину тут же донесли. И оказалась она под арестом. А вскоре предстала перед суровым Народным трибуналом.

Приговор ей выносил всё тот же упоминавшийся выше Роланд Фрейслер, судья-вешатель. Помимо того, что этот «служитель закона» не знал жалости и милосердия, носитель столь славного имени отличался хамским поведением во время заседаний по отношению к подсудимым.

Так вот, этот блюститель законности не счёл нужным скрывать, что отыгрывается на несчастной за то, что не может дотянуться до её брата, Эриха-Марии. 16 декабря 1943 года Эльфриду казнили.

…Данную публикацию я начал с того, что всего нацисты на гильотине казнили до сорока тысяч человек. Я рассказал только о нескольких судьбах из этого скорбного списка.

…О допустимости и правомерности применения смертной казни дискуссии ведутся давно. Но в данный момент речь не об этом. Речь о том, что в разные времена и способы казни применялись разные. Казалось бы: атрибут Великой Французской революции – гильотина – и должна бы остаться там же, в донаполеоновской эпохе. Ан нет же: оказалось, что следующий претендент на общемировое господство, Адольф Шикльгрубер, повелел извлечь идею машины для убийства из запасников истории, и использовать в интересах рейха.

Очень хочется верить, что эта попытка останется последней.

.

Гильотина: https://starodymov.ru/?p=40177

О праве государства на самозащиту и смертной казни: https://starodymov.ru/?p=31092

«Красная капелла»: https://starodymov.ru/?p=42012

«Белая роза»: https://starodymov.ru/?p=42670

Идеологическое противоборство в период Второй мировой войны: https://starodymov.ru/?p=35801

Эрих-Мария Ремарк: https://starodymov.ru/?p=35157