РОССИЙСКОМУ ТЕАТРУ СЕГОДНЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 350 ЛЕТ!
27 октября 1672 года – в России состоялся первый спектакль.
Инициатором этого прорыва на ниве отечественного сценического искусства стал государь Алексей Михайлович. «Западник» по натуре, он немало сделал для того, чтобы приобщить Отечество к европейской культуре…
Впрочем, я тут немного призагнул. Базисная культура России оставалась та же – самобытная, православная, чуточку языческая, консервативно-домостроевская, с изрядной примесью ордынского влияния… В общем, своя, неповторимая и не слишком приветная к чужеродному воздействию.
Однако в правящей прослойке общества всё больше находилось людей, желавших приобщиться к культуре западной, более свободной от устоявшихся канонов. Я сейчас не стану рассуждать о том, что правильнее в той или иной парадигме – просто констатирую этот факт: потихоньку, исподволь этот процесс, зародившись в былые времена, проникал в российское общество. Конечно же, в ту его составляющую, которая традиционно называется правящей элитой – её представители больше общались с иноземцами, и могли подпасть под обаяние проявлений этой культуры: живопись, литература, наука, драматургия.
Это отдельная тема, и сейчас я её только обозначил, без развития.
Ибо повод для разговора нынче весьма торжественный: 350 лет отечественному театру.
Начну с того, что учредил его Алексей Михайлович, вошедший в историю как Тишайший (что можно считать непонятно откуда родившейся шуткой) – умеренный и последовательный преобразователь России, деяния которого вроде как затмились бурной эпохой его младшего сына Петра.
…Итак, осенью 1672 года в селе Преображенском по приказу Алексея Михайловича построили Комедийную хоромину – первое в России театральное здание. Сцены как таковой не надстраивали: часть зала отгородили раздвижным занавесом – здесь и происходило действие. В зале присутствовали только мужчины; для царицы и царевен отгородили противоположную часть зала, откуда дамы могли смотреть представление сквозь густую решётку.
Первым режиссёром стал лютеранский священник и государев лейб-медик Иоганн Грегори (между прочим, пасынок и ученик самого Лаврентия Блюментроста, сыгравшего огромную роль в становлении отечественной медицины). Почти все лицедеи поначалу также набирались из иностранцев. Женские роли, между прочим, исполняли мужчины – Домострой в ту пору ещё никто не отменял.
Когда я читал о нашей первой театральной труппе, задумался вот над каким вопросом. В источниках указывается, что представление проходило на немецком языке. Однако в описываемую пору немецким на Руси называли любой иностранный язык. Конечно, исходя из имени режиссёра логично предположить, что речь идёт о каком-то из германских наречий. С другой стороны, если учесть образование режиссёра, можно предположить и латынь.
В общем-то, по большому счёту, навряд ли это столь уж принципиально. Просто обратим внимание: актёры говорили по-своему, а зрителям текст переводил специально назначенный толмач.
…Самым первым в России спектаклем стал «Артаксерксово действо» – постановка по библейскому сюжету; сочинил пьесу сам же режиссёр. Современники утверждали, что длился спектакль едва не десять часов, причём, без антракта!.. Признаться, как-то с трудом верится, а с другой стороны, кто ж поймёт течение времени другой исторической эпохи!
Как бы то ни было, спектакль государю понравился, и он щедро наградил режиссёра, одарив четырьмя соболями стоимостью по сто рублей каждый (право, и тут мнится, это историческая аберрация).
Самое удивительное, что в середине ХХ века в одной из библиотек нашёлся текст пьесы, ранее считавшийся утерянным!..
Впоследствии при Хоромине открыли театральную школу, в которую уже начали принимать и природных русских начинающих актёров. Уже с их участием Грегори подготовил и поставил ещё несколько постановок на библейские или исторические благочестивые сюжеты.
О популярности затеи говорит тот факт, что вскоре Хоромину пришлось расширять.
Руководителем проекта, как бы мы сегодня сказали, государь назначил боярина Артамона Матвеева, своего друга детства, известного в истории государственного деятеля прозападной ориентации, организовавшего при Посольском приказе типографию, собравшего огромную библиотеку и участвовавшего в открытии первой в Москве аптеки. Более того, по одной из версий, которая представляется весьма правдоподобной, это как раз именно Матвеев, который к тому времени посетил ряд европейских государств, стал инициатором формирования труппы и подготовки первого спектакля, а Алексей Михайлович, которого задумка заинтриговала, построил для неё Хоромину.
Казалось бы, начало театральному делу в России было положено. Однако после смерти Алексея Михайловича его набожный сын Фёдор лицедейство прекратил, труппу разогнал, а Артамона Матвеева отправил в ссылку (из которой боярин вернётся себе на жуткую погибель).
А возродился театр уже при Петре, уже под созвучным именем Комедиальная храмина.
Вот такая короткая справка о юбилее отечественного театра – не какого-то конкретного, а Всемирно Прославленного Театра России как культурного достояния нашего Отечества.
.
Тут бы и остановиться, окончить дозволенные речи… Да только не удержался.
Наш современный театр сотрясают постоянные скандалы. И это приходится признавать, хотя и с бесконечной грустью.
Вот такое горькое окончание к юбилейному спичу.
.
Алексей Михайлович: http://starodymov.ru/?p=36513
Западное влияние на отечественную культуру: http://starodymov.ru/?p=36625
Иоганн Грегори: http://starodymov.ru/?p=39227
Лаврентий Блюментрост: http://starodymov.ru/?p=39817
Артамон Матвеев: http://starodymov.ru/?p=41379
Фёдор Алексеевич: http://starodymov.ru/?p=37712
К записи "Юбилей. Отечественному театру, как явлению культуры, исполняется ровно 350 лет. С праздником, театралы!" пока нет комментариев