21 сентября 1832 года – умер Вальтер Скотт, английский писатель.
Да-да, согласен, не английский, а шотландский. Он происходил из рода, который так и оставался на позициях этнической самостоятельности.
О творчестве Вальтера Скотта знает каждый представитель моего поколения. Ну а нынешние… Даже говорить не хочется.
Так вот, прежде, чем говорить о творчестве человека, память которого мы чтим, хочу обратить внимание читателей на два интересных обстоятельства касательно его предков.
Средневековье жило по своим законам. Один из предков Скотта совершил набег на владения соседа. И попал в плен. Сосед оказался человеком практичным: он поставил перед неудачником выбор – или суд и петля, или женитьба на его уродливой дочери. Как уже понял читатель, выбор был сделан в пользу жизни… Самое удивительное, что брак оказался счастливым, в нём родилось несколько детей…
И второе. Совсем близкий предок Вальтера, будучи сторонником казнённого короля Карла, поклялся не брить бороду, и остался в истории как Бородатый.
Произведения Вальтера Скотта – это шедевры, на которых мы воспитывались.
Вот лишь некоторые из них, которые я читал и которые помню.
«Пуритане»:
«Роб Рой»:
«Айвенго» (Наверное, в СССР мало нашлось бы мальчишек, которые не читали бы этот шедевр:
«Квентин Дорвард»:
Надо же… Наверное, я читал и другие произведения Скотта, а вот в памяти остались только эти…
А как романтично звучало “Легенда о Монтрозе”! Отношусь к тому поколению которое полностью перечитало еще в школьном возрасте весь “сериал” Вальтера Скотта”. Такие как “Антикварий” не шибко понравились, но “Ричард Львиное сердце”, на картинке книги мужик в доспехах, прикрытый от палящего солнца развевающимися “покрывалами” из нежных белых тканей до сих пор в глазах. А Саладдин, перерубающий своим мечом подброшенную в воздух шелковую ткань для нас был образцом мудрости, как Ричард – силы, когда он поднял вверх и отбросил от себя одного из “лыцарей. Такого силача сейчас и представить невозможно. Но, Квентин Дорвард, пожалуй самый лучший, как и его дядя, честных правил, неся в руке голову “арденнского вепря” признал, что победил не он, а его племянник. И без фильмов все это рисовалось в нашем вооброжении и обсуждалось во дворе. Точно, наше поколение все это знало, но мы так и не узнали “Приключения черепашек нинзя”
Да, тёзка, согласен! Я и хотел подготовить развёрнутый текст, на не успел. Творчество Вальтера Скотта оказало неизгладимое воздействие на всю последующую литературу романтической направленности. Когда я в романе “Путь меча” (Олди) прочитал эпизод, как один из персонажей разрубает подброшенный шёлковый платок, тут же вспомнил, что где-то это уже читал. Спасибо, напомнили, где именно!
И насчёт оценки тоже согласен: Квентин Дорвард – лучший, хотя и остальные хороши. Что бы мы знали о Ричарде и Салладине, если бы не Скотт?.. Да и вообще о Крестовых походах я, наверное, узнал именно из его произведений. И узнал в первую очередь о романтической стороне их