ХАТТАБ В ПОХОД СОБРАЛСЯ?..

(Публикация 1999 года)

Так называемый Конгресс народов Ичкерии и Дагестана (КНИД) готов отправить в помощь косовским албанцам отряд чеченских добровольцев. Об этом сообщило «Радио свободы», ссылаясь на заявление председателя Конгресса Шамиля Басаева. Эта новость на сенсацию, пожалуй, не тянет, но и будничной ее никак не назовешь. Как ни говори, незаконная полувоенная организация, возглавляемая отпетым террористом, откровенно готовит боевиков для боевых действий на территории другого государства. С точки зрения международного права ситуация складывается несколько щекотливая. А впрочем… Если уж НАТО, послушно застирывая сербской кровью платье Моники, творит откровенный беспредел на территории суверенного государства, нанося ракетно-бомбовые удары по пассажирским поездам и автобусам, телецентрам, жилым кварталам, церквам, мостам, объектам жизнеобеспечения, а заодно по ошибке (по ошибке ли?) и по соседней Болгарии, то почему бы этой организации, взявшей на себя роль международного держиморды, не принять под свое крылышко группу профессионалов – специалистов по захвату больниц и организации взрывов на вокзалах?

Наверное, есть необходимость внести некоторую ясность, что же это такое – Конгресс народов Ичкерии и Дагестана. Столь громко именует себя полувоенная организация, состоящая из наиболее радикально настроенных националистов названных северокавказских республик; да и не только их. Конгресс имеет собственные вооруженные силы, так называемый «исламский легион», в состав которого входят, по непроверенным, но довольно обоснованным данным, «несколько тысяч» человек. Абсолютное большинство из них – «бойцы, прошедшие чеченскую войну» (опять же цитата из материала «Радио свобода»). Именуют они себя скромно – «воины ислама». На вооружении имеют автоматы и пулеметы, ПТУРы. Имеется информация о том, что в последнее время у них появились переносные зенитно-ракетные комплексы типа «Стингер». Основные, наиболее подготовленные подразделения «исламского легиона» дислоцируются в горных районах Чечни на казарменном положении.

Этот-то Конгресс и сформировал из состава «исламского легиона» батальон для отправки в Косово. Численность данного воинского формирования – примерно 500 человек, отлично подготовленных, хорошо вооруженных, обеспеченных всем необходимым, в том числе современными средствами связи. (Так и хочется спросить: а на какие, простите, шиши они экипированы в республике, где 99 процентов населения безработные и экономика которой на ладан уже даже не дышит?). Сейчас элитный отряд террористов в полной боевой готовности  ждет ответ на свое извещение о готовности к действию, направленное в адрес руководства НАТО. Извещают об одном: воспользовавшись моментом, когда христиане молотят христиан, они желают поучаствовать в этом угодном Аллаху деле. Рискну высказать предположение, что батальон будет принят в тесные ряды самого сильного в мире альянса с распростертыми объятиями – потому что  руками батальона против населения маленькой Югославии можно будет творить все что угодно, оставляя образ «цивилизованного НАТОвца» чистым и незапятнанным. Впрочем, это лишь предположение автора – в конце концов, потворствовать террористам дело чреватое: неведомо, куда нынешний «карбонарий» обратит свое оружие завтра. Это не просто сентенция -  в данном случае она имеет вполне прикладное значение.

Дело в том, что наиболее вероятным кандидатом на должность командира добровольческого батальона является никто иной как небезызвестный Хаттаб.

Об этой одиозной личности можно снимать киносериал – и он будет похлеще, чем про «агента 007». Всюду, где появляется этот человек – а «наследил» он во многих регионах Азии – остаются трупы, трупы, трупы…

Эмир ибн Аль Хаттаб (Хоттаб, Хатаб, Хеттаб), он же «Ахмед однорукий» или «Черный араб», на сегодняшний день является одним из самых известных боевиков Чечни. Да и не только Чечни. Родом он из Иордании, выходец из достаточно богатой семьи. Ходят слухи, опять же непроверенные, что одна из сестер Хаттаба в Штатах содержит магазин по продаже оружия. Трудно сказать, что конкретно толкнуло этого человека на путь международного терроризма, но только отнюдь не бедность или желание отомстить за поруганное отечество, на которое никто не покушался и не собирается покушаться. Быть может, движет им именно то данное от природы качество, которое заставляет человека пренебречь домашним уютом и утехами гарема ради неких абстрактных, в данном случае,  религиозных, идей и броситься в бурную стремнину смертельной опасности, которое Лев Гумилев назвал пассионарностью?

Нынче Хаттаб проживает в Чечне, в селении Ведено. Во дворе его дома находится постоянная охрана из числа иноземных наемников – судя по всему, чеченцы, в интересах которых он убивает, не пользуются у него особым доверием. Он имеет несколько жен, в числе которых чеченка и даргинка из Дагестана.

В общей сложности Хаттаб воюет уже больше пятнадцати лет. Складывается впечатление, что ему все равно, где и против кого драться – главное, чтобы под зеленым знаменем Магомета. Он воевал в Афганистане против Советских войск, в Ираке против «Бури в пустыне», невесть на стороне кого против Израиля, был инструктором в лагерях афганских моджахедов в Пакистане, в Чечне против федеральных войск… Теперь вот собрался в Югославию. Парадоксы военной политики: в Ираке Хаттаб был как будто бы нашим союзником, зато в Югославии желает сражаться в рядах тех, кого убивал на Ближнем Востоке.

Причем, не просто убивал. «Ахмед однорукий» (его так называют из-за искалеченной правой руки) отличается изощренной жестокостью. Он не просто убивает пленных – он буквально упивается садизмом: ножом отрезает у людей уши, носы, снимает скальпы… При этом все тщательно записывает на видеопленку. Эти «кинодокументы» имеют вполне прикладное значение: Хаттаб их демонстрирует лидерам заграничных мусульманских организаций, чтобы «выколачивать» дополнительные субсидии для финансирования своей деятельности.

В Чечне Хаттаб возглавляет отряд иностранных наемников «Джамаат ислами». Сам «Черный араб» великолепно владеет всеми видами стрелкового оружия, имеет репутацию высококлассного специалиста минно-взрывного дела. Деятельность подчиненных строго контролирует, требует безусловного повиновения. У наемников, которые приезжают в Ичкерию из других стран и регионов России, он обычно отбирает документы, чтобы при всем своем желании они не смогли бы уехать. Впрочем, откровенно говоря, я не знаю, много ли находится людей, которые добровольно приехали бы к Хаттабу, а потом попытались от него сбежать. Потому что он платит – и платит по чеченским меркам очень неплохо. Благо, есть из каких ресурсов! Хаттаб и его люди занимается производством и реализацией наркотиков, похищением и «реализацией» людей, кроме того, он получает солидную валютную подпитку из казны экстремистских организаций ряда исламских государств, в первую очередь из Саудовской Аравии, Пакистана и некоторых других. Что же касается «курсантов», которые проходят подготовку в лагерях Хаттаба, они приезжают сюда из Таджикистана, Киргизии, Казахстана, республик Северного Кавказа – другими словами, из регионов, которые сегодня охвачены жестоким экономическим кризисом, и в которых, соответственно, люди готовы зарабатывать любым способом. Даже кровавым – особенно если под него подведут соответствующую идеологическую базу.

Ну а подвести идейную базу – это не проблема. Потому что в распоряжении Хаттаба имеется еще и так называемый «Исламский институт Кавказа» (ИИК), который фактически является филиалом международной экстремистской организации «Братья мусульмане». Уж что-что, а обосновать правомерность любых способов борьбы с неверными гяурами тут умеют. В институте насчитывается 40 преподавателей из числа афганцев и арабов и 160 слушателей, которые в течение двух месяцев изучают арабский язык и религиозные дисциплины. Основной задачей ИИК является насаждение  на Северном Кавказе ваххабизма. Задача-максимум – создание единого исламского государства от Каспийского до Черного моря. В качестве эталона для идейно-государственного устройства  взято афганско-пакистанское движение «Талибан». Для реализации замысла военным путем при ИИК имеется лагерь военной подготовки «Саид ибн Абу Вакас». Таким образом абсолютно все «студенты» выпускаются из института не только (не столько?) богословами, но и профессиональными террористами. Если учесть, что здесь обучаются юноши  из большинства республик Северного Кавказа, а также из Татарстана, Башкирии, некоторых других регионов России, которые затем возвращаются к себе на родину, право же, становится не по себе. Как их ни называй, а от фактов никуда не денешься: выпускники ИИК являются высокоподготовленными агитаторами-исламистами, диверсантами и террористами. К этому можно добавить, что в Чечне на поток поставлена незаконная выдача российских паспортов иностранным наемникам, которые благодаря этим документам также оседают в различных регионах страны; достаточно сказать, что только в 1993 году Ичкерия заполучила аж 25 тысяч бланков паспортов, значительная часть которых уже обрела своих владельцев. Аналогичная картина наблюдалась и в другие годы. Кроме того, чеченская оппозиция всемерно стремится использовать возможности соседних регионов для узаконивания проживания своих боевиков на территории России.

Выше уже говорилось, что по линии международно-исламистского терроризма идет активный международный обмен «кадрами». И здесь также не последнее место занимает связка Хаттаб – «Джамаат Ислами» – ИИК – «Саид ибн Абу Вакас». Для начала нужно отметить, что финансирование этой связки осуществляется мусульманскими организациями и фондами Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Иордании, Турции. Лучшие «студенты» ИИК направляются для продолжения «обучения» в Пакистан и Турцию. В лагерях и в институте обучение и воспитание осуществляют граждане Афганистана, Пакистана, арабских государств. Вместе с представителями республик разваленного Советского Союза в лагерях Хаттаба проходили и проходят подготовку и «обмен опытом» члены экстремистских организаций из Иордании, Саудовской Аравии, Китая, Египта, Малайзии, израильские палестинцы и другие.

Наверное, стоит чуть подробнее рассказать о системе военной подготовки, которую осуществляет Хаттаб на территории Чечни. Основная база Хаттаба расположена на территории бывшего пионерского лагеря в районе населенного пункта Сержень-Юрт на левом берегу реки Хулхулау, где сосредоточено семь учебных лагерей. Называются они по именам их руководителей. В центральном, которым руководит непосредственно «Черный араб», сосредоточено около 100 иностранных наемников и буквально несколько особо отличившихся боевиков-чеченцев. «Абуджафар-лагерь» специализируется на обучении методам ведения партизанской войны и стрелковой подготовке. «Якуб-лагерь» делает упор на освоение «курсантами» навыков использования тяжелого вооружения. Специализацией «Абубакар-лагеря» является подготовка диверсантов и террористов. «Давгат-лагерь» готовит профессионалов психологической и идеологической пропаганды… Всего здесь постоянно находится примерно 2 тысячи человек. В лагерях идут постоянные круглосуточные занятия с ежедневной боевой стрельбой, «курсантов» отлично кормят, обеспечивают всем необходимым…  (Ну как тут не вспомнить российскую армию, где несчастные полковые учения с боевой стрельбой воспринимаются едва ли не как сенсация государственного масштаба!). В лагере ИИК имеются собственные мечеть, общежитие, больница, столовая, пекарня, а также оборудуются радиостанция и телецентр, передачи которых можно будет принимать в Дагестане и Ингушетии. Кроме того, под опекой Хаттаба имеется школа-медресе в населенном пункте Харачой, где обучается 80 человек, в основном аварцы и даргинцы. Обучение в медресе осуществляют наемники-арабы; основная дисциплина – ваххабизм, ну а для более качественного усвоения материала упор делается на военную и физическую подготовку. Правда, «Однорукий» считает, что этого уже недостаточно и планирует перевести медресе в бывший дом отдыха на озере Кезеной-Ам и увеличить число «студентов» до 300 человек.

Говорить о том, насколько активно Чечня штампует террористов, можно еще долго. Без особой натяжки допустима  констатация, что в России, и в первую очередь в регионах с населением преимущественно мусульманского вероисповедания, создается единая жесткая управляемая централизованная система из высокоподготовленных профессионалов-террористов, в нужный момент готовых к проведению серии терактов. Первые симптомы такой безрадостной перспективы уже имеются. Скажем, 4 апреля сего года в Дагестане у Герзельского моста был задержан гражданин Чечни с двумя ручными гранатами. В Буйнакске, в районе одного из военных городков 136-й мотострелковой бригады 7 апреля  задержаны два вооруженных боевика, у которых изъяты автомат с глушителем с тремя магазинами, граната, а также – главное! – карта города с помеченными на ней промышленными объектами. Все задержанные признали факт своей подготовки в одном из лагерей Хаттаба. И сколько таких «стволов» и карт находится на руках у рассеянных по России воспитанников «Черного араба»? Пассивная позиция наших официальных властей и подчиненных им правоохранительных органов откровенно потворствует формированию этой разведывательно-диверсионной сети.

Логичен вопрос: а как же практически такая огромная масса людей свободно циркулирует сквозь границы? Ответ столь же логичен: деньги и исламская солидарность делают все. Скажем, наркотики в Чечню доставлялись (да и теперь, скорее всего, доставляются) через Азербайджан, на территории которого некие доброхоты предоставляют даже площадки для посадки легких самолетов. Пресловутый вагон с военным снаряжением для чеченского спецназа (уж не для «косовского» ли батальона?) весом в 25 тонн должен был попасть в Чечню из Литвы через  Дагестан, хотя по документам был адресован в Азербайджан…

Именно азербайджано-дагестанский маршрут наиболее активно используется исламистскими экстремистами для связи Чечни с мусульманским миром. Баку – Дербент – Хасавюрт – Чечня – вот принципиальная схема движения наемников туда и обратно. Для удобства поддержания этого «терророканала» Хаттаб даже закупил в Баку несколько квартир.

…Не претендуя на роль пророка, рискну высказать предположение, что в ближайшее время на территории Чечни каких-либо более или менее широкомасштабных боевых действий ожидать не приходится. Идет плановая подготовка международных террористов, запущенный и отлаженный Хаттабом механизм работает исправно, внутрироссийская пан-исламская «пятая колонна» формируется… И «Черному арабу» стало скучно. Ему снова захотелось пострелять.

По большому счету, для России с отъездом Хаттаба и его батальона ничего не изменится – начатое им дело будет продолжаться и без него. Зато в рядах американско-НАТОвско-всемирной жандармерии появится подразделение, девизом которого является лозунг «Убей немусульманина!». Неважно кого – вчера еврея, сегодня русского, завтра серба… Ну а послезавтра в этом ряду вполне может оказаться американец, француз или англичанин… Но ведь это будет только послезавтра – правда, господа «миротворцы»?

Николай СТАРОДЫМОВ

Постскрипум: 20-22 апреля группа чеченских боевиков в составе 15 человек во главе с Басаевым по маршруту Грузия-Азербайджан-Турция выезжала в Албанию для установления контактов с руководством ОАК (Освободительная армия Косово). Басаев намерен предложить свои советнические услуги командованию косовских боевиков. Планировалось обсудить вопрос о прибытии в Косово инструкторов и добровольцев из числа дагестанцев и чеченцев – боевиков. В конце апреля Басаев вернулся в Чечню.