«ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ»
– ТРАМПЛИН ДЛЯ «ЗОЛОТОГО ЛЬВА»
В августе 1932 года в Венеции проходил самый первый международный кинофестиваль. Это был именно фестиваль киноискусства – не конкурс: кинематографисты ряда стран привезли свои картины просто продемонстрировать их, без изначально декларированной или прогнозируемой коммерческой составляющей. Даже ныне столь престижная статуэтка «Золотой лев» начала вручаться много позже, полтора десятилетия спустя.
Между прочим, инициатором проведения фестиваля стал, ни много ни мало, сам дуче Бенито Муссолини – сама по себе тема того, какой вклад внесли диктаторы в развитие мировой культуры, ещё ждёт своего исследователя.
В истории остался зафиксированным факт, что самая первая картина, показанная на этом, впоследствии традиционном, фестивале стала лента «Мистер Джекилл и доктор Хайт».
Но право, я бы не стал вообще вспоминать об этом фестивале, даже несмотря на международный День кино, который отмечался 27 августа. Дело в другом – тут есть повод погордиться.
По окончании фестиваля аккредитованные на фестивале журналисты провели опрос среди участников форума, и тут выяснилось, что зрительские симпатии с большим отрывом распределились в пользу советской картины «Путёвка в жизнь». Фильм мгновенно вошёл в число общемировых шедевров; его демонстрировали по всему миру (107 стран), а в 26 государствах его и вовсе закупили.
Право, считаю, что не будет большим преувеличением сказать, что советская картина в какой-то степени способствовала популяризации фестиваля!
…Конечно же, любители отечественного кино знают, что «Путёвка в жизнь» – первая отечественная звуковая картина; её сняли в 1931 году. Сюжет, опять же, всем известен: после окончания Гражданской войны в стране оказалось очень много беспризорников, многие из которых вливались в криминал… О том, как их перевоспитывали, и рассказывает картина.
Успех картины вдохновил кинематографистов ряда стран на съёмки фильмов с аналогичной идеей: о работе с «трудными» подростками. Но ни одна не имела успеха, даже близкого к советской. Наверное, причина в том, что нигде больше проблема не обрела такой остроты…
В нашей картине снимались в основном самодеятельные актёры. Например, марийский поэт Йыван Кырла, которому, к слову, на вокзале в Йошкар-Оле установлен памятник, именно в образе его героя из данного фильма. Среди остальных актёров можно назвать несколько имён, впоследствии ставшими гордостью отечественного кинематографа: Михаил Жаров, Николай Баталов, Рина Зелёная, Георгий Жжёнов, Василий Качалов…
Помните эпизод из биографии Остапа Бендера, который умудрился прийти за гонораром за сценарий фильма в промежуток, когда эпоха немого кино уже завершилась, а звукового – ещё не началась?.. Отцы Великого комбинатора пошутили, но ведь в тот период действительно всю технологию съёмок пришлось перестраивать. Но как?.. Никто ж не знал.
Как вот в данном случае.
Существовал социальный заказ. Имелся более или менее цельный сценарий. Но кому персонально доверить съёмки?.. Претендентов среди отечественных кинематографистов нашлось много – чиновники от культуры оказались в замешательстве, не зная, кому отдать предпочтение.
Тут-то на сцене и появился Николай Экк. Оказалось, что уже на протяжении нескольких лет он экспериментировал с записью звука, проблемой синхронизации его с видеорядом… Для того, чтобы наработать опыт, он снимал то, что мы бы сегодня назвали клипами. Их-то он и предъявил комиссии. Этот-то какой-никакой опыт и решил вопрос в его пользу.
О съёмочном процессе, о проблемах, которые приходилось решать, можно рассказывать много. Но стоит ли? – оставим это специалистам.
Но вот от чего невозможно удержаться!.. Запись звука осуществлялась на отечественной аппаратуре, на т.н. «тегефоне», который несколькими годами ранее разработал и опробовал инженер Павел Тагер. Тагер – выдающийся советский конструктор, о котором Валериан Куйбышев в выступлении на XVI съезде партии докладывал, что работы изобретателя сэкономили стране более двух миллионов золотых рублей.
О Павле Григорьевиче вообще следовало бы рассказать подробнее, в частности, как о создателе отечественного стереофонического кино. Но как-нибудь в другой раз ещё появится повод.
Так вот, о звуке… Поскольку фильм – о беспризорниках и воровской жизни, в нём звучало несколько «блатных» песен; в картине впервые звучали не только речь, но и песни. Режиссёр картины Николай Экк в какой-то момент задумался о том, что кому-то из власть имущих идеологов может показаться, что тут слишком много «блатоты». И тогда он предварил картину выступлением Василия Качалова, который прочитал стихотворение соответствующей замыслу картины тональности.
Однако эта небольшая творческая хитрость не помогла: худсовет от увиденного на экране пришёл в ужас, и картину категорически запретил. Плёнке грозила не пресловутая «полка» – отснятый материал могли попросту смыть!..
Ситуацию спасло то, что о факте съёмок звукового фильма знал сам товарищ Сталин. Его отношение к кино мы хорошо знаем; выслушав доклад о политической незрелости фильма, вождь решил посмотреть его лично. Усадив рядом с собой режиссёра, обронил, что посмотрит только одну часть, и по ней определит судьбу картины. Однако фильм Сталина захватил, он его досмотрел до конца.
Выходя из зала, он с недоумением произнёс:
- Не понимаю, что тут можно запрещать?..
Судьба картины была решена.
Сколько раз уже доводилось в публикациях о кинематографе упоминать о подобных фактах!.. На протяжении десятилетий перестраховщики из Госкино или какой другой контролирующей инстанции «на всякий случай» принимали решение по принципу «держать и не пущать», и только вмешательство Первого лица запускало картину в прокат.
…И прозвучал первый звуковой фильм в СССР. И произвёл фурор в Венеции… И начал триумфальное шествие по всему миру.
Думаете, финиш интригам?.. Как бы не так!..
В период Большого Террора Николая Экка вдруг пригласили… Ну, вы понимаете, куда, да и как именно «пригласили». И предложили: признавайся-ка, милостивый государь, по-хорошему, кто ты есть на самом деле.
Он и покаялся.
Так и так, я Ивакин Юрий Витальевич, прапорщик царской армии на финише Первой мировой, член полкового комитета в период развала армии в начале 17-го, при Временном правительстве воевал под командованием генерала Николая Юденича в Закавказье… Появилась возможность во избежание последствий сменить биографию – воспользовался ею…
Вновь, вновь и вновь приходится повторять и повторять: я не понимаю логику карательной машины той поры, по какому извращённому разумению она перемалывала людей или же миловала их. Нашего героя в «органах» слегка пожурили за сокрытие сомнительных фактов биографии, и с миром отпустили. Он продолжил работать… Но больше шедевров не выпустил.
За сим рассказ о фуроре, который девяносто лет назад произвёл советский фильм в Венеции, и завершим.
Ну и в завершение.
…По тексту разбросано несколько пунктов, по которым за человеком, оставшимся в истории как Николай Экк, закреплены исторические приоритеты. Вынесу их отдельным блоком.
Первый в отечественной истории звуковой фильм.
Первый в отечественной истории фильм, в котором звучат песни.
Первая в отечественном кинематографе попытка экранизировать Шекспира – не получилось.
Затем он снял первый советский цветной фильм – это «Груня Корнакова», который я не видел.
Он же снял первый отечественный стереофильм, который можно было смотреть без очков – это «Человек в зелёной перчатке».
.
О Венеции: http://starodymov.ru/?p=36944
Муссолини: http://starodymov.ru/?p=33253
День кино: http://starodymov.ru/?p=41197
Йошкар-Ола: http://starodymov.ru/?p=10095
Рина Зелёная: http://starodymov.ru/?p=37045
Николай Баталов: http://starodymov.ru/?p=31575
К записи "“ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ”. К 90-летию триумфа советского кино" пока нет комментариев