(Отрывок из романа “Кривоустовы”)

Архимандрит Елисей (Плетенецкий) был поистине выдающимся деятелем Украины. Его избрали в настоятели Киево-Печерской лавры в сентябре 1599 года. И церковь не ошиблась в этом выборе. За восемь лет, в течение которых Елисей руководил обителью, он успел сделать удивительно много. В его эпитафии  говорится, что он «великую церковь, обветшалую, от развалин предохранил, монастырские волости древние возвратил, а новые устроил, снабдил оные всем и определил везде священников». Достойная оценка жизни. Достойная, но не полная. Нельзя забывать, что протекало время, когда на православие в западнорусских землях шла жесткая психологическая атака по трём направлениям: униатство, католицизм, протестантизм. На руководящих постах должны были стоять люди твёрдые, как кремень. Стоило только дрогнуть кому, допустить в вере своей лишь трещинку – и ржа сомнения разъедала священника.

Елисей оказался из числа тех, кто устоял перед соблазнами, не склонился перед дьявольскими искушениями. Более того, он не оборонялся – он активно выступал против униатства. Настоятель заботился об улучшении монастырской жизни, содействовал строительству школ, в которых молодежь воспитывалась в патриотическом и православном духе, уделял внимание устроенной  при лавре богадельни «госпитали для убогих», в те голодные годы велел из церковных запасов кормить каждого просящего… Он наладил в монастыре производство бумаги и организовал типографию, наладил печатание книг – религиозных и учебников. Елисей превратил лавру в прибежище национальных учёных, давая им кров в обители.

Елисей всемерно содействовал сохранению и развитию духа православия, единения русских земель. И в то же время он демонстративно сторонился политики. Наверное, он просто не желал навлечь на лавру гнев светских властей. Ведь Киев находился под юрисдикцией Польской короны, а не Великого княжества Литовского, где власти были традиционно более веротерпимы.