СОВРЕМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

Размышления о книге и писательстве

1.

Бумажная литература умирает.

Умирая, она заражает отравляющими токсинами и литературу в целом.

Данные утверждения – объективная реальность. И приходится признать, что данному объективному процессу мы ничего противопоставить не можем. Это данность, которая существует вне зависимости от того, хотим мы этого или нет.

Ну а если взглянуть на ситуацию с другой стороны?.. Что ж плохого в том, что современные технологии вытесняют книгу в её традиционном исполнении и перемещают в виртуальное пространство, на электронные носители?..

Прежде всего, для читателя это значительно дешевле. Один раз купил электронную книгу, а потом знай только загружай в неё новые произведения, да стирай затем по мере прочтения. Уходят в прошлое книжные шкафы и полки, на которых плотными рядами теснились томики – разномастные у книгочеев, и подобранные под тон обоев у любителей пустить пыль в глаза. К слову, о пыли – книжная пыль, причинявшая немало неприятностей аллергикам, тоже является аргументом в пользу электроники. Но с другой стороны, на нас надвигаются многочисленные болезни, первоисточником которых является всё большая наша зависимость от компьютеризации – но это уже разговор из принципиально иной области бытия.

Следующий аспект проблемы. Мы являемся свидетелями такого феномена, как ускорение течения времени. Право же, я не знаю, как это объяснить с точки зрения науки, а вот с точки зрения своей собственной обывательской жизни ясно вижу, что работаю я всё больше, а успеваю всё меньше. Мне говорят, что это возрастное, что такое же явление существовало всегда, что чем старше человек становился, тем быстрее для него текло время. Может быть. Только не думаю, что объяснение столь прямолинейно. Ведь об ускорении течения времени доводится слышать не только от людей в возрасте, но и от молодёжи.

Вот вспоминаю я… В детстве и в молодости мы читали – читали все без исключения. Время было такое – читательское. Тогда родителей и педагогов в большей степени беспокоило ЧТО мы читаем. А сейчас вопрос стоит в том, что молодёжь не читает вообще ничего. Оговорюсь сразу: я не собираюсь сейчас сравнивать саму молодёжь – былую и нынешнюю. Просто веду речь об общих тенденциях. В транспорте наушники от плееров видишь куда чаще, чем книжки.

Так вот, сейчас интерес к чтению резко снизился относительно былых времён. Причина очевидна. В дни нашей молодости не имелось компьютеров и интернета, по телевидению транслировалась всего парочка каналов. То есть имелось время для простого чтения. С другой стороны, учебная программа – что школьная, что институтская – обязывала учащихся читать, что в нынешних условиях уже не является необходимым. К слову, думаю, что если бы сегодня провели простой опрос среди учителей, какую книгу и когда они читали последней, результат получился бы плачевным – учителя тоже стали читать значительно меньше…

Ну и ещё одно обстоятельство, объясняющее феномен того, что советский народ являлся самым читающим в мире. Идеологическая машина государства культивировала типаж современника обязательно образованного, грамотного, читающего. Можно сколько угодно клеймить прошлое, доказывать, что молодёжь воспитывали не на той литературе, что запрещали не тех авторов – быть может, и так, не стану ни спорить, ни что-то доказывать, не о том речь. То или не то читала молодёжь для поднимаемой темы вторично – главное, что она читала. Ну а тот факт, что чтение книг повышает общую культуру и стимулирует умение мыслить – с этим фактом спорить не сможет никто. Вернее, сможет спорить только тот, кто сам не читает.

Итак, коротко подведём итог. Раньше много читали вследствие того, что у людей имелось свободное время, и социальная среда в стране культивировала образ читающего человека.