ГЛАВНЫЙ ХРАМ ВСЕЯ РУСИ

5 декабря 1931 года взорван Храм Христа Спасителя

Николай СТАРОДЫМОВ

Тридцатые годы ХХ столетия для советского народа начинались бурно, под бравурные звуки фанфар. Это сейчас модно показывать тот период жизни страны с одной только стороны – культа личности и нарастающих репрессий. Однако жизнь ведь богаче и многостороннее привычных штампов и клише!

Народ созидал. 2 апреля 1930 года специальной комиссией была подписана служебная записка «О Беломорско-Балтийском внутреннем водном пути», на основании которой началось грандиозное строительство сети каналов, благодаря которым сегодня Москву именуют портом пяти морей. В июле того же года началась разработка неисчислимых богатств Таймыра, в частности, Норильского месторождения. 17 июня все того же 30-го в Сталинграде построен первый советский трактор (который отработал в поле, к слову, целых 37 лет). В январе издан указ о развитии в стране парашютизма, а в августе впервые выброшен массовый парашютный десант… В апреле следующего года начались исследовательские работы по строительству Байкало-Амурской магистрали. В июне родилась Военно-транспортная авиация. В октябре 1931 года произошло событие, которое тогда вряд ли кто в силах был оценить – в стране состоялась первая телевизионная трансляция. В октябре же пущен автомобильный завод им. горячо любимого товарища Сталина. В будущем году пущен Ярославский каучуковый завод, который впервые в мире начал производство этого искусственного материала в промышленных масштабах… Ну и так далее: начало работ по строительству метро, первый советский стратостат, зарождение стахановского движения, первый в Сибири онкологический центр в Омске, первый в мире промышленный угольный комбайн, впервые в истории за одну навигацию пройден Северный морской путь…

Правда, ледяное дыхание надвигающихся лихих времен уже начинает понемногу ощущаться. В апреле 1930 года родилась система ГУЛАГ – тоже событие вряд ли оцененное современниками. В том же месяце погиб Маяковский (убийство это было или самоубийство – для данной публикации не принципиально). В ОГПУ прошла чистка, в результате которой из органов изгнаны несогласные со взглядами наркома Ягоды сотрудники. В 1932 году вышел печально известный указ, который в народе окрестили «семь-восемь» (назван так по дате подписания – 7 августа) «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», по которому за колосок с поля можно было схлопотать 10 лет с конфискацией…

Вот такой завязался узелок. Успехи в экономике несомненны – одни итоги Первой пятилетки чего стоят! Столь же несомненно и «головокружение от успехов». Нарастание преступности. Усиление борьбы с ней. Народ в основной своей массе счастья своего не понимает, а потому его необходимо в светлое будущее загнать железной рукой. Все помехи, имеющиеся на этом пути, необходимо убрать все той же железной рукой. «Эй, кто там шагает правой – левой, левой, левой!»…

Среди наследия прошлого, мешавшего этому  бодрому «левому маршу», оставался «опиум для народа», вера в высшие силы, в высший разум, а главное – в высшую совесть. Ну а раз мешает – на свалку истории ее, эту религию! Ведь еще великий Ленин 19 марта 1922 года надиктовал: «Я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».

О борьбе с религией, которая развернулась в те годы, можно говорить много. Справедливости ради отметим, что богоборческие настроения начали нарастать в обществе значительно раньше, еще на рубеже XIX-XX веков. И проистекал нигилизм отнюдь не от революционеров, а от вечно всем и вся недовольной интеллигенции.

Одним из главных символом российского православия являлся Храм Христа Спасителя. У него в те времена, по всей видимости, не имелось ни малейшего шанса остаться в живых. Он был обречен…

Судьба у Храма Христа Спасителя (будем его называть просто Храм) изначально складывалась непростой. С ней связано немало легенд, в ней остаётся немало «белых пятен», имеется немало разночтений… А потому изложу общепринятую версию событий.

В день Рождества Христова, 25 декабря 1812 года Александр I в Вильно подписал манифест о строительстве в Москве Храма в память об избавлении России от полчищ Наполеона.  В день пятилетия изгнания французов из Москвы, 12 октября его заложили на Воробьевых горах. Однако вскоре выяснилось, что в этих местах строительство невозможно – почва слаба (во всяком случае, именно таковым стало официальное обоснование прекращения строительства). Спустя 15 лет Николай I утвердил новый проект, подготовленный знаменитым архитектором Константином Тоном.

Варварство по отношению к памятникам истории приписывают исключительно большевикам – это несправедливо. Для возведения Храма Христа Спасителя расчистили площадку – снесли славившийся изумительной красоты шатровой церковью Алексеевский монастырь, основанный митрополитом Алексеем еще в середине XIV века и переселившийся на это место пожара в 1514 году. Легенда гласит, что настоятельница монастыря прокляла закладывающийся Храм и предсказала, что он будет разрушен. По Москве поползли слухи, что при строительстве разрыли два кладбища – одно над другим, мол, на костях он возводится…

Между тем  строительство началось. При закладке Храма 10 сентября 1839 года присутствовали сам Николай Павлович и его сын Александр (будущий император-Освободитель). В основание фундамента уложили закладной камень, привезенный с места неудачного строительства на Воробьевых горах.  По старой традиции сюда же уложили «клад» – 30 золотых и 264 серебряных монеты различного достоинства (150 золотых и 132 серебряных рубля). Строился он долго, как, наверное, ни один другой храм в России. Освящение его состоялось лишь 26 мая 1883 года.

Это было грандиозное сооружение. Только под фундамент пришлось вынуть почти 25 тысяч кубометров грунта. В стены уложено почти 40 млн. кирпичей. Высота Храма такова, что в нем поместилась бы вся кремлевская колокольня Ивана Великого! Для отделки стен использовался камень, привезенный из разных концов страны и даже из-за рубежа. Бутовый камень доставлялся из подмосковного Григорово, белый мрамор из Протопопово, что под Коломной, гранит везли из Финляндии, лабрадор из-под Киева, порфир из Олонецкой губернии. Для отделки использовались также итальянский и бельгийский мрамор… Только на позолоту ушло около двух тонн золота (к слову, для покрытия главного купола использовался гальванический способ). Стены расписывали такие выдающиеся художники, как Верещагин, Карнеев, Маковский, Суриков, Прянишников и многие другие.

Не было забыто и событие, ради которого и состоялось строительство – победа над войском «двунадесяти языков». По стенам Храма расположены 177 мраморных плит, на которых золотом написаны фамилии всех воинов войны 1812-1814 годов, которые погибли или были ранены, а также получили награды.

И еще один факт. ОсвЯщение храма состоялось одновременно с началом освЕщения Москвы электрическим светом. Впервые в истории Первопрестольной площадь перед храмом украсилась фонарями с лампами накаливания, изобретенными за десять лет до того студентом Петербургского университета Александром Лодыгиным.

Надо сказать, что отношение к Храму у москвичей оказалось неоднозначным.

«Особенно красив он, если глядеть на него из Кремля. Золотой главный купол как маяк светит вам золотыми огнями и в солнечный день и в лунную ночь», – писал правитель канцелярии Комиссии по строительству Храма М. Мостовой.

«Холодом веет от высоких, преднамеренно гладких стен. Бедность замысла не скрашивается барельефами, опоясывающими здание…», – из дореволюционного путеводителя по Москве.

О воинствующем разнузданном атеизме, бушевавшем в нашей стране между великими войнами, сейчас известно многое. 23 января 1918 года был опубликован Декрет об отделении Церкви от государства. И началось… Повсеместно разрушались и осквернялись храмы, подвергались репрессиям священнослужители. Только в 1918-1922 годах и только по официальным данным были расстреляны и замучены 8110 священников. В 1925 году образовался Союз воинствующих безбожников. Только в пределах Садового кольца Москвы ликвидировали 242 религиозных учреждения. К 1936 году по стране осталась лишь малая часть православных церквей: в России 35 процентов от дореволюционного числа, на Украине 9, в Белоруссии 11… К началу Великой Отечественной войны на территории 25 областей РСФСР не имелось ни одного православного храма.

Повторюсь: Храм Христа Спасителя, этот кафедральный храм, одна из главных православных святынь страны, да еще расположенный у самого Кремля, не имел шансов уцелеть. И 5 декабря 1931 года прогремел взрыв… Проклятие настоятельницы Алексеевского монастыря сбылось.

К слову, именно в тот год родились будущие разрушители страны и партии, разрушивших Храм – М. Горбачев и Б. Ельцин.

…Многие москвичи и гости столицы не знают о том, что неоднократно прикасались к компонентам уничтоженного восемь десятилетий назад Храма. Станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд» облицованы тем самым мрамором, которым был облицован Храм. И мраморные скамьи на станции «Новокузнецкая» оттуда же. А по отношению к плитам, на которых были выбиты имена героев, отстоявших Отечество в 1812 году, был допущен верх кощунства: их раскрошили и этим щебнем посыпали дорожки в московских парках.

На месте разрушенного Храма планировалось построить гигантский Дворец Советов. Потом от затеи отказались и здесь появился знаменитый открытый плавательный бассейн «Москва», ставший крупнейшим в Европе, в котором можно было купаться круглый год.

…Сегодня на том же месте высится восстановленный в 2000 году Храм Христа Спасителя. Это не точная копия уничтоженного, хотя и очень близка к оригиналу. Прежде всего, Храм стал просторнее. Теперь здесь есть и отопление, и кондиционеры, и лифты, и все его великолепие нынче освещают 18,5 тысяч электрических ламп. Купол изнутри мерцает множеством звездочек – здесь отображена карта неба, каким оно бывает в Средней полосе России в рождественскую ночь.

Возрожденный из праха Храм Христа Спасителя олицетворяет собой слишком многое. В первую очередь это символ возвращения народа в лоно Веры. Это покаяние народа за допущенное варварство к великому наследию предков. Это Надежда на светлое будущее – на возрождение нашей страны, переживающей нынче далеко не лучшие времена. Это свидетельство Любви россиян к многострадальному Отечеству, сумевшему выстоять в обрушившихся на него бурях минувшего века.

При подготовке публикации использованы материалы из работ Ольги Жуковой, Елены Семлер-Болдыревой, Сергея Перевезенцева, Владимира Чивилихина. А фотографии сделаны во время приезда в Москву моей сестры Владлены Черненко с сыном Александром.