ЦИТАДЕЛЬ МУЖЕСТВА

(Немного истории)

2.

…А впервые Брест, под названием Берестье, упоминается в Первой Новгородской (синодальной) летописи под 1017 годом. Впрочем, упоминание – это лишь указание, что он уже существовал. Основал же Брест, судя по всему, Владимир Святославович примерно в 983 году.

Географическое положение Бреста оказалось исключительно благоприятным. Удобные водные пути тянулись здесь как с севера на юг, так и с востока на запад – важный фактор для Средневековья. Благодаря этому обстоятельству город богател. И благодаря ему же он являлся предметом борьбы между князьями и королями региона. Чьи только войска ни приходили под его стены: русичи, поляки, литовцы, ордынцы, тевтоны, шведы, крымцы… Поэтому исстари Брест оставался сильной, хорошо укрепленной крепостью.

Однако перед могучим ордынским войском не устоял. Сеча здесь произошла лютая. Летопись сообщает, что позднее в районе Берестья невозможно было находиться «смрада ради множьства избьеных» непогребенных воинов.

Вскоре разорённая земля среднего течения Буга оказалась под властью Литовского княжества. Сюда не раз приходили крестоносцы, стремившиеся мечом окатоличить местные народы. Именно в Бресте в декабре 1409 года состоялась встреча польского короля Ягайло и великого князя литовского Витовта, которые разработали план совместной войны с Тевтонским орденом, точку в которой поставила Грюнвальдская битва.

Чем ещё знаменит Брест? С 1380 года здесь проводилась грандиозная ярмарка. Он стал одним из первых городов региона, где действовало так называемое магдебургское право – форма средневекового городского самоуправления. Здесь в 1596 году состоялось подписание Брестской унии – попытка объединения западной и восточной ветвей христианства, которая реально привела к результату обратному, а именно ещё более жёсткому их противостоянию.

В 1795 году Брест-Литовск отошёл к России. Казалось бы, покой снизошёл на благодатную прибугскую землю. Ан не тут-то было. Наступил 1812 год. Основные силы Наполеона наступали севернее Бреста. Однако город Великая армия оккупировала едва ли не в первый день войны. Однако именно Брест стал первым городом России, который удалось отбить у захватчиков – это произошло уже 25 июля войсками 3-й армии генерала Александра Тормасова. Боевые действия в районе города продолжались до самого конца нашествия «двунадесяти языков».

Всё тот же 1812 год подсказал русскому правительству необходимость укрепления западных границ империи. Одним из звеньев реализации плана стало превращение Бреста в мощную современную крепость. И её начали возводить по самым передовым фортификационным технологиям первой половины XIX века. Ради этого сам город перенесли на пять километров восточнее, а на его месте начали возводить форты, казематы, бастионы.

Первый камень в фундамент фортеции торжественно заложили 1 июня 1836 года. Открытие же её состоялось в апреле 1842 года. Могучий комплекс укреплений был обнесен земляным валом высотой 10 метров и длиной шесть с половиной километров. В пятистах казематах здесь мог располагаться 12-тысячный гарнизон, склады позволяли хранить необходимый для такого числа военнослужащих припас.  При обустройстве крепости вполне закономерно использовались некоторые постройки, которые имелись здесь ранее.

Помимо собственно гарнизона, некоторое время здесь размещался кадетский корпус, позднее военный госпиталь.

Ускорение прогресса вообще и его военной составляющей в частности – данность, не вызывающая сомнения. Крепость, построенная, скажем, в XI веке, не теряла своего значения на протяжении столетий. Самая современная и могучая цитадель, возведенная в середине XIX – устарела тотчас, едва на свет появились фугасные артиллерийские боеприпасы.

Крымская война дала новый импульс развитию фортификационного искусства. Именно она позволила расцвести таланту знаменитого российского инженера генерала Эдуарда Тотлебена. Решительно ломая шаблоны строительства оборонительных сооружений, Эдуард Иванович заслужил высокую оценку адмирала Павла Нахимова – «А без Тотлебена мы бы пропали-с».

Став после войны директором Инженерного департамента, генерал-адъютант Тотлебен в 1862 году представил записку «Общий обзор состояния крепостей Империи и Царства Польского, с приблизительным исчислением расходов, потребных на приведение как фортификационных сооружений, так и артиллерийского вооружения их в такое состояние, чтобы крепости при современном усовершенствовании военного искусства соответствовали своему назначению».

В соответствии с документом началась реконструкция ряда крепостей, в том числе и Брестской. Хотя средств на реализацию задуманного казна отпустила значительно меньше затребованных 48 миллионов целковых, работы начались. В крепости устроили два пороховых погреба на 5 тысяч пудов каждый, усилили валы, начали наращивать систему оборонительных сооружений. Здесь установили 757 артиллерийских орудий различного назначения.

В дальнейшем наращивание мускулатуры крепости продолжалось, то активизируясь, то едва тлея, вплоть до Первой мировой войны. Напомним, что в те времена значительная часть Польши входила в состав Российской империи, а потому Брестская крепость отнюдь не считалась пограничной. Тем не менее, она стала самой мощной во всей Российской империи. Собственно Цитадель окружили сложной системой фортов и других сооружений, образующих исполинский укрепленный район радиусом до 10 км.

.

Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=37866

Ещё о Бресте: http://starodymov.ru/?p=33954

Витовт: http://starodymov.ru/?p=35496

Грюнвальд: http://starodymov.ru/?p=34163

1812 год: http://starodymov.ru/?p=3841

Крымская война: http://starodymov.ru/?p=30392

Эдуард Тотлебен: http://starodymov.ru/?p=36409