1.

Право, не могу понять, почему жизнь и «подвиги» Степана Тимофеевича до такой степени превозносятся!.. Ладно, в советскую пору его выставляли как борца за освобождение трудящихся царской России, и погибшего в этой священной борьбе… Да и то…

Но ведь и в народе он пользовался популярностью – сколько песен и былин о нём сложено, сколько произведений искусства в самых разных жанрах о нём создано… Ни единый другой бунтарь не пользовался такой всенародной славой; а уж разбойников на Руси всегда хватало…

Вспомним хотя бы когда-то нашумевший, а сегодня подзабытый замечательный роман Василия Шукшина «Я пришёл дать вам волю…». Ведь даже Василий Макарович вынужден признать жестокости разинцев – и при этом с какой симпатией относится к атаману!..

Что ж за феномен такой?..

Признаться, я так и не могу ответить на этот вопрос. Но при изложении его биографии постараюсь оставаться объективным, и в суждениях не скатываться в крайности.

…Казачество – уникальное явление в истории, в первую очередь отечественной. Оно формировалось на протяжении веков, и зарекомендовало себя организованной могучей силой, с которой приходилось считаться всем окрестным народам. При этом у каждого казачьего объединения (донского, запорожского, яицкого, гребенского…) имелась своя специфика, и особенности внутреннего порядка, равно как и взаимоотношения с соседними народами…

Но главное, о чём сейчас пойдёт речь, на протяжении веков они представляли собой самостоятельные самоорганизующиеся структуры, которые сами определяли политику войну и мира.

Однако ничего незыблемого не существует – как поэтично сказал классик, ничто не вечно под луной. Раздвигавшее границы Московское царство начало включать в свою орбиту, а затем и вовсе поглощать одну за другой казачьи области. Если говорить объективно, это видится неизбежным… Тем более, что и раньше полностью самостоятельно та же Область Войска Донского существовать не могла – собственного промышленного производства она не имела, а потому нуждалась хотя бы в порохе и военных припасах, продовольствии… Всё это поставлялось баржами по Дону из Воронежа в Раздоры.

Царство и Дон нуждались друг в друге!.. И более сильное Царство постепенно всё больше начинало диктовать свои порядки Дону.

Теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны.

Казачество всегда гордилось своей вольностью. Но вот только беда: сама по себе вольность не кормит. Донские казаки сельским хозяйством не занимались; прежде всего, какое тут хлебопашество, коль Дикое поле рядом – налетят кочевники, всё потравят… А потом пришлые из коренной России крестьяне едва не мистически верили, что если распахать землю, тут же объявится помещик, который их перепишет и определит в крепостные…

На протяжении веков казаки кормились набегами!.. Потом – хлебом, который приходил из России…

И вот тут мы подошли к противоречию, аналогичному тому, с которым и сами сталкиваемся в нынешней жизни.

Человек так устроен, что желает от государства получать некие блага, но при этом чтобы то самое государство не вмешивалось в наши дела. Казаки-донцы баржи с хлебом и вином принимали, но вмешательству в свои дела всячески противились. Повторю: это естественное отношение человека к власти! Дай мне положенное – а в остальном не мешайся!..

Но кем «положено»?.. Кто определил, что тебе (мне) положено, а что – не включается в этот список?.. Мы привыкаем к получаемым благам, и болезненно реагируем на факт, если нас их вдруг лишают.

…Московское царство, прибравшее к рукам Донское казачество, хоть и оставило ему некоторые вольности, но всё же постепенно прогибало его под себя. Ладно, внесу поправку: пыталось прогнуть. Оно ведь известно: Кто девочку ужинает, тот её и танцует…

.

Донское казачество: http://starodymov.ru/?p=31875