МАРТ 1941 ГОДА:

ДО НАЧАЛА ВОЙНЫ ОСТАВАЛОСЬ ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА

Март 1941 года… Приближалась мировая бойня, надвигалась, и всё явственнее это чувствуется из документов той поры. То есть она, конечно, уже шла, но только две главные военные силы Земли того времени ещё не сцепились между собой в смертельной схватке. В целом же – размежевание и формирование международных блоков продолжалось. Всё меньше оставалось на карте мира островков, не охваченных военной лихорадкой.

Взбурлили россыпью военных конфликтов извечно неспокойные Балканы… Ширилась война на океанских просторах… В Берлине продолжали увлечённо делать выкройки из необъятной шкуры русского медведя – ещё не убитого, но, по убеждению гитлеровского окружения, уже обречённого…

Готовились к грядущей войне и в нашей стране, хотя, как показали стремительно накатывавшиеся дальнейшие события, подготовку эту следовало бы осуществлять несколько иначе… Ну да только из будущего, когда известно случившееся, планы рисуются куда проще…

Та весна на Балканах началась и в самом деле очень бурно.

1 марта к т.н. Пакту трёх держав (Германия–Италия–Япония, иначе «Оси») присоединилась Болгария – соответствующий документ в Вене подписал премьер-министр Богдан Филов…

Ну что мне ни говори, а только вновь не могу удержаться от досадливой реплики. Общеизвестно, что Болгария обрела независимость во второй половине XIX века исключительно благодаря всесторонней помощи со стороны России. И с тех пор и по сей день София постоянно оказывалась в военных блоках, направленных против нашей страны… Снова, и снова, и снова не перестаю повторять: среди людей благодарность встречается – среди наций, увы…

Но это так, к слову… До того к упомянутому Пакту уже присоединились Румыния, Венгрия, Словакия; то есть государства, которые также желали откусить кусочек обречённой (по плану) моей Родины.

На территорию Болгарии тотчас ввели германские войска, на аэродромах разместились самолёты люфтваффе – плацдарм оказался прекрасный и своевременный. Скоро эти силы Гитлер и Муссолини используют для вторжения в Грецию и Югославию…

О Югославии нужно сказать особо. Поначалу ситуация здесь развивалась в благоприятном для Берлина русле. 25 марта белградский премьер-министр Драгиш Цветкович по примеру своего болгарского коллеги также подписал документ о присоединении к «оси». Однако буквально через два дня группа оппозиционно настроенных военных совершила переворот, в результате которого королём стал юный Пётр II Карагеоргиевич. Это оказалось на руку Великобритании и Греции, а потому Гитлер отдал приказ о подготовке вторжения в Югославию.

В ряде исторических исследований встречается мысль, что как раз изменение ситуации на Балканах, а именно переворот в Белграде и последовавшие за ним боевые действия в Югославии, вынудили германское руководство перенести срок нападения на Советский Союз с середины мая на конец июня. Что ж, мне лично данная версия видится вполне убедительной – сейчас со стопроцентной уверенностью утверждать или опровергать такое утверждение невозможно.

Как бы там ни было, а нам в той ситуации каждый месяц дорог был!

.

Но и это ещё не всё. 9 марта итальянские войска начали наступление из Албании на Грецию. Однако после незначительного начального успеха оно скоро остановилось. Как и на других фронтах, итальянцы особого боевого рвения не проявляли. Не прибавила им энтузиазма даже инспекционная поездка, с которой прибыл в войска дуче Бенито Муссолини!..

Только один показатель: в тех боях итальянская армия потеряла 60 боевых лётчиков из 130!

Как уже сказано, к границам Эллады начали через Болгарию подтягиваться союзные Италии германские дивизии. В этих условиях премьер-министр Греции Александрос Коризис согласился, наконец, на ввод в страну 58-тысячного союзного английского экспедиционного корпуса. Впрочем, по этому поводу Уинстон Черчилль выразил некоторый скепсис, сомневаясь, что данная запоздалая мера могла оказать существенное воздействие на ситуацию в регионе; однако ситуацией воспользовался – заполучить столь выгодный плацдарм в тылу Германии представлялось чрезвычайно выгодно.

Правда, следует оговорить, что в некоторых документах имеется информация, что и германские войска в Болгарию, и английские в Грецию начали вводиться ещё ранее названных дат.

Как бы то ни было, и до того сложная ситуация на Балканах запутывалась всё больше.

.

Наверное, есть резон коротко рассказать о деятельности в регионе советской разведки.

Германский посол в Турции в тот период Франц фон Папен в своих мемуарах впоследствии давал ей очень высокую оценку, считая софийский разведцентр лучшим среди всех остальных аналогичных структур Москвы. В означенный период резидентуру возглавляли Иван Дергачёв и Леонид Середа; а приняли они её у замечательного нашего разведчика Александра Бенедиктова. Они сформировали мощную разведывательную сеть, в которую входили генерал-майор в отставке Владимир Заимов, писатель Крыстю Белев, адвокат Александр Пеев, дипломат Янко Пеев, и даже член Высшего военного совета, начальник отдела Военного министерства Болгарии генерал-майор Никифор Никифоров, ряд других активных антифашистов. Многие из них позднее были разоблачены и казнены, не дожили до общей победы над гитлеризмом.

Именно по этой линии пришла в Москву информация о том, что Турция нападать на СССР не планирует.

В Венгрии советским резидентом служил Николай Ляхтеров. В Румынии разведкой руководил Григорий Ерёмин, который сумел привлечь к сотрудничеству немецких дипломатов супругов Курта и Марту Велькиш.

Продолжалась война и в Атлантике. Под датой 22 марта в отчёте Верховного военного командования Германии записано: «Командующий флотом адмирал Гюнтер Лютьенс сообщает в качестве командующего соединением линейных кораблей об успехе, достигнутом в ходе длительной операции тяжёлых боевых кораблей в Северной Атлантике. Потоплено в общей сложности 22 вооружённых торговых судна общим водоизмещением 116 тыс. т.». Это сделали два германских боевых корабля, прошедших Датским проливом 4 февраля 1941 года.

.

Ну а теперь есть повод поговорить о ленд-лизе. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что в тот период никто даже близко не мог себе предположить, насколько важный для судеб мира документ готовится к подписанию!

Соответствующий закон президент США Франклин Рузвельт подписал 11 марта 1941 года. Об этом документе и о том, как он реализовывался, прекрасно известно каждому, кто хоть немного интересуется военной историей, а потому останавливаться на нём вряд ли есть необходимость. Хочется обратить внимание только вот на какое обстоятельство. Обычно наше представление о союзнической помощи строится на кадрах видеохроники, где с заморских транспортов сгружают танки и самолёты. Никто не оспаривает: всё так и было. Однако собственно военная техника в поставках составляла лишь часть, и не самую, быть может, значимую, в общем потоке зарубежных поставок. Скажем, автомобилей Советский Союз получил почти полмиллиона единиц (включая 152 тысячи «студебеккеров»), что почти в два с половиной раза больше, чем выпустила вся советская промышленность (205 тысяч). Даже из далёкой Новой Зеландии в СССР в годы войны в больших количествах поступала овечья шерсть, которая шла на изготовление валенок и шинелей…

Сегодня трудно, даже невозможно утверждать, выстоял бы Советский Союз без помощи союзников или нет. Лично на мой взгляд, сдюжили бы, хотя потери оказались бы ещё более катастрофическими. При этом не следует забывать, что основным получателем американской помощи являлась Великобритания. Однако и отрицать факт, что ленд-лиз сыграл неоценимую роль в том, что Красная армия выстояла-таки, особенно в первый период войны, на мой взгляд, несправедливо.

Но всё это – в будущем! Пока война ещё топчется у советского порога, вызревает зловещим гнойником, оставляя призрачную надежду, что у человечества найдётся довольно антител, чтобы этот фурункул рассосался и обошлось бы без многомиллионного взаимоубийства.

.

Однако в Советском Союзе подготовка к отпору шла.

11 марта 1941 года был принят Уточнённый план стратегического развёртывания Вооружённых сил Советского Союза на Западе и Востоке, разработанный Генеральным штабом Красной армии. В этом документе тщательно проанализированы силы и средства, которые противники могли выставить против СССР. В частности, предусматривался вариант и войны на два фронта – против фашистского альянса на Западе и Японии на Дальнем Востоке.

Руководство Вооружёнными силами исходило из того, что на Западе главный удар враг нанесёт на южном направлении, в то время как со стороны Бреста следует ожидать вспомогательный удар. Контрмеры планом предусматривались именно исходя из данного предполагаемого расклада сил.

…Всякий раз, когда я знакомлюсь с документами, связанными с войной, вспоминаю замечательные слова старшины Федота из фильма «А зори здесь тихие»: «Война это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает».

Так вышло и здесь.

Возможно, вполне допускаю такой вариант, что Главное управление имперской безопасности, которое в тот период возглавлял группенфюрер СС Рейнхард Гейдрих, сумело провести столь успешную операцию по дезинформации советского военного руководства. Но возможно и иное: выявив утечку информации, гитлеровское руководство внесло коррективы в свои агрессивные планы, что в июне 41-го стало неожиданностью для Красной армии. В любом случае, выходит, что на тот момент Гитлер «передумал» Сталина…

.

Впрочем, имелись и успехи. В марте 1941 года в Москве проездом побывал министр иностранных дел Японии Иосуке Мацуоке. Он встречался с Иосифом Сталиным и Вячеславом Молотовым. Затем, посетив Берлин и Рим, Мацуоке на обратном пути вновь побывал в Москве. Он согласился на пакт о нейтралитете. Теперь основным направлением агрессии Страны Восходящего Солнца стало южное.

Предположу, какое обстоятельство лежало в основании этого Пакта. Гитлер полагал, что сам справится с СССР, а потому предложил Токио решать свои проблемы без оглядки на Москву. То есть Пакт о нейтралитете Японии каждая сторона расценивала по-своему. Судя по дальнейшей перспективе, от этого соглашения в выигрыше остался Советский Союз.

.

Что ещё любопытного произошло в марте 1941 года?

В СССР вышли из типографии первые топографические карты территорий, сопредельных с западными границами Советского Союза.

Адепты теории Резуна о готовившейся Сталиным агрессии против Европы считают сам факт существования этих карт подтверждением теории. Не выступая ни pro ни contra данной точки зрения как таковой, хочу только отметить, что само по себе существование карт сопредельных территорий ни о чём не говорит, и даже наличие вероятных планов действий на тот или иной случай также ни о чём не свидетельствует…

Зато создание Краковского гетто, которое открыто 3 марта 1941 года, говорит о многом.

В Советском Союзе состоялся выпуск почтовых марок, посвящённых первой годовщине Карело-Финской ССР.

«По многочисленным просьбам трудящихся» для женщин постановлением ВЦСП отменён выходной день 8 марта.

6 марта в газете «Правда» опубликована передовица «Мы все слуги государства», в которой утверждается равенство перед законом всех граждан, независимо от служебного положения каждого.

И ещё одна дата. В ночь с 7 на 8 марта 1941 года родился наш замечательный артист театра и кино Андрей Миронов. Прожил он не так долго, однако след в отечественном киноискусстве оставил заметный.

.

Предыдущая публикация по теме: http://starodymov.ru/?p=36596