110 лет прошла первая авиационная неделя в России
(Публикация в развитие темы: http://starodymov.ru/?p=32792 )
Это событие, состоявшееся в апреле–мае 1910 года, невозможно переоценить. В 1909 году в России не имелось ни одного отечественного авиатора, а к исходу 1910 года их насчитывалось уже полсотни! В значительной степени такой прорыв стал возможен именно благодаря авианеделе, организованной Всероссийским аэроклубом под Санкт-Петербургом.
В рамках недели совершали демонстрационные полёты на аэропланах шесть авиаторов, среди которых только один был русским – Николай Попов установил рекорд высоты, подняв биплан «Райт» на высоту 600 метров.
Спустя месяц, 21 мая в результате аварии самолёта он получил тяжёлые травмы, в результате чего летать больше не смог. Николай Евграфович уехал лечиться за границу, на Родину больше не вернулся. В годы Первой мировой во Франции он стал рулевым дирижабля. Ну а когда война окончилась… Всеми покинутый, покончил с собой в январе 1930 года…
Сколько наших соотечественников, оказавшихся за рубежом, не смогли приспособиться к тамошней жизни!..
Впрочем, это случится потом!
А пока, в апреле 1910 года, в гатчинском небе перед восхищёнными взорами зрителей разворачивается подлинный праздник воздухоплавания!
(Фото – из интернета)
Дело было на Коломяжском ипподроме, а не в Гатчине. Это уточнение от Александра Лукьянова
Вообще с нашей библиографией про авиацию надо работать предельно осторожно. А при отсутствии на руках архивных источников лучше вообще не пользоваться. Сам я в этом убедился, когда начал работь над рукописью по истории оборонного общества. Почти всё, что взял про авиацию из библиографии, пришлось в итоге вымарать как фейк и экстренно идти в архивы за подлинным фактажём и одновременно налаживать контакты с историками авиации!
Отсюда: http://voenspez.ru/index.php?topic=15352.msg477601#msg477601
Уточнения в адрес Н.А. Стародымова от летописца отечественной авиации Александра Лукьянова (г. Санкт-Петербург):
1. Первым русско-подданным дипломированным авиатором, никогда не бывавшим в России, является Карл (Шарль) Ламбер – первый европеец, получивший бревет на Райте (от 07.10.1909 года по новому стилю).
В 1909 году некоторые русские учились летать во Франции, но бреветов (дипломов) не получали – это НЕ БЫЛО обязательным для выступлений.
Например, Алексей Ван-дер-Шкруф учился в школе Вуазена и пытался летать в Одессе летом 1909 года, но поломал аппарат, купленный Одесским аэроклубом. Неофициальный (первый в России!) полёт по прямой состоялся 12.07.1909 года – задолго до французских гастролёров, официальный – увы, был неудачен.
2. 34 дипломированных русских авиатора было к исходу 1910 года. Плюс – Ламбер, то есть ну никак не полсотни!
3. На самом деле, Первая СПб авианеделя была организована частным лицом – коммерсантом Беккелем, более известным в области автоспорта. Аэроклуб лишь принял осторожное участие в этом мероприятии – по роду деятельности состриг купоны, так сказать.
4. В рамках авианедели пять авиаторов, а не шесть. Дело в том, что Баронесса так и не смогла полететь.
5. Полёты – они на Коломяжском ипподроме Петербурга, не в Гатчине!
Все даты – по старому стилю, кроме особо выделенных. Поэтому до 110-летия время ещё есть, в мае дело было – по новому стилю. Проверять надо всё-таки факты уважаемым литераторам!