150 лет со дня рождения Георгия Гапона

Что собой представлял этот человек на самом деле, трудно сказать. Его поступки настолько противоречивы, настолько непоследовательны, настолько каждый последующий не вытекает из предыдущего, что просто теряешься в попытках объяснить логику его действий.

Одно несомненно: Георгий Аполлонович зарекомендовал себя человеком неординарным.

Он родился 17 февраля 1870 года. Георгию не исполнилось и двадцати, когда он, учащийся Петербургской духовной академии, уже зарекомендовал себя замечательным проповедником. Это его ораторское искусство сыграет в истории России свою роль – и каждый вправе сам решать, какую моральную оценку этой роли выставить, в какой политический колер раскрасить.

Следует обратить внимание и на другое качество Гапона – его искреннее сочувствие нуждам народа. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что он, опять же, в ученические ещё годы, разработал проект создания сети приютов для рабочих, а также колоний для социальной реабилитации преступников и бездомных – и этот проект руководство заметило, отметило и вроде как поддержало… Проект этот умозрительный, оторванный от реальности, основанный на книжно-идеальном представлении богоносном русском народе (см.: http://starodymov.ru/?p=27360 ), однако ж разработал же в искреннем стремлении решить проблему!..

Короче говоря, перед юношей открывалась перспектива сделать карьеру по духовной линии. Однако всё рухнуло по причине самой банальной, и в то же время возвышенной – Георгий влюбился, совершил грехопадение и был закономерно изгнан из академии.

Между тем, к тому времени он уже оказался в поле зрения внимательного взора полиции.

Следует отметить, что в царском политическом сыске служило немало умных неординарных людей.

В недрах этого ведомства родился хитроумный, как казалось на первый взгляд, план: создать сеть легальных рабочих кружков и через них контролировать революционные настроения масс, разлагать их изнутри, вносить сумятицу в умонастроения. Один из авторов идеи, полковник Сергей Зубатов, считал, что в России парламентаризм невозможен из-за крайней неоднородности, в первую очередь этнической, общества, а потому при падении самодержавия в стране неизбежно начнутся центробежные процессы.

Будущее показало, насколько Зубатов оказался прозорлив… Правда, не во всём… Будущее провидеть он сумел, а вот с мерами по его предотвращению – увы! – просчитался.

Так вот, в полиции точно оценили как потенциал Гапона, так и момент, когда предложить ему сотрудничество. Гапон принял у «охранки» деньги и принялся за осуществления своей программы: создание сети тех самых рабочих кружков, которую некогда задумал, судя по всему, пребывая в искреннем убеждении, что свершает благое дело.

Впрочем, быть может, то дело и в самом деле могло бы стать благим, сложись будущее иначе?.. Почему идея подконтрольных кружков проиграла?.. Только потому, что проповедники радикальной модели перехода к социализму оказались более умелыми и убедительными пропагандистами, чем «умеренные» краснобаи.

Короче говоря, 30 августа 1903 года собрался первый такой кружок, и на собрание пришло всего 18 человек. А через год под руководством Гапона действовало уже 14 отделений в других городах, в которых состояло свыше 10 тысяч человек. О чём это свидетельствует?.. Что идея упала на подготовленную почву – народные массы той поры можно сравнить с перенасыщенным раствором, который готов кристаллизоваться вокруг любой более или менее подходящей идеи.

А идея восьмичасового рабочего дня при наличии социальных программ – разве не могла стать привлекательной для пролетариев, занятых на производстве по полсуток, да при отсутствии медицинского обеспечения?..

Впрочем, сейчас я речь веду исключительно о деятельности расстриги Георгия Гапона.

…Десять тысяч жаждущих слова правды людей!.. Такую массу жаждущих справедливости горячих голов оказалось невозможно держать в узде, к тому же пламенные революционеры всех толков начали активно использовать легальные рабочие структуры для ведения собственной пропаганды… Соответственно, их деятельность начала всё больше выходить из-под контроля полиции, преврашаясь в рассадники революционных идей, за что автор идеи Зубатов поплатился отставкой…

Потом случилось 9 января 1905 года, Кровавое воскресенье (см.: http://starodymov.ru/?p=16584 ).

Судя по всему, Георгий Аполлонович опять же искренне верил, что для исправления положения рабочих достаточно передать петицию царю-батюшке. Я же думаю, что кровавая бойня оказалась одинаково выгодной как радикальным революционерам, так и радикально настроенным стражам государственных устоев, да и антимонархическим силам в высших эшелонах российской государственной структуры той поры. И те, и другие, и третьи полагали, что подобное «кровопускание» верящей в милостивого царя самой многочисленной части народа можно использовать в свою пользу. Так что деятельность Гапона оказалась выгодной и тем, и другим, и третьим – равно как и тем, и другим, и третьим он затем стал неугоден: смерть выполнившего свою роль лидера во время непосредственно расстрела устроила бы все заинтересованные стороны.

Да вот только всё сложилось иначе. Спасся Гапон, хотя и шёл в первых рядах манифестантов.

Знаете, я почему-то думаю, что если бы он в тот день погиб, его имя начертали бы на своих знамёнах все радикальные революционные партии – как человека, павшего за интересы народа. Однако он уцелел – и в результате в конце концов с ним случилось именно то, что случилось.

…О том, как простой люд относился к Гапону, свидетельствует следующий факт. Когда манифестацию начали расстреливать и разгонять, спасли Гапона именно простые рабочие, они же собрали для него деньги и помогли выехать за границу. Революционеры-эмигранты всех мастей жаждали заполучить столь популярного и авторитетного политика-священника в свои ряды, в то время как Синод его проклял, а полиция объявила в розыск…

После событий, которые принято официально называть «Первой революцией», в стране творился подлинный бедлам, хаос, разобраться в котором ох как непросто… И приведённый в предыдущем абзаце клубок противоречий – наглядное тому подтверждение.

В конце концов Георгий Аполлонович получил от властей – новые веяния! – прощение, и, воспользовавшись им, вернулся в Россию. Однако наступили новые времена, и кумир вчерашнего дня в них уже не слишком вписывался. Теперь революционеры, недавно превозносившие Гапона, дружно на него же и обрушились, обвиняя в предательстве общего дела и сотрудничестве с «охранкой». Поняв, чем ему грозит, Гапон пытался скрыться, однако эсеры нашли его и казнили.

Изложенное – лишь максимально упрощённый штрих-пунктирный потрет образа «попа Гапона».

Подчеркну: максимально упрощённый. А попытайтесь представить эту судьбу в развёрнутом виде!..

Мне, как писателю, иной раз хочется взяться и рассказать о  том или ином человеке подробнее. Так вот, о Георгии Аполлоновиче Гапоне я бы писать не взялся.

Довольно и сказанного в данной публикации.