Публикуется по просьбе друзей в авторской редакции

Солнцем поцелованная

Читаешь прозу читинской писательницы Елены Чубенко. И поневоле в голову мысль закрадывается, что столь проникновение в душу человеческую  Елена Ивановна получила не только из своего сельского детства, но и многолетней работы следователем и судьей. Ведь перед судьями проходят тысячи разных характеров и судеб наших современников, с их такими разными, но в чем-то по-человечески похожими, проблемами.

Не я один, многие коллеги и читатели бывают удивлены, узнав, что эта писательница, внешне та напоминающая мадонну, простая и душевная в общении, в прошлом – следователь и судья. Ну никак не вяжется такая открытость и душевность с кителем и погонами! Но, подумав, понимаешь, что только большая личность на такой непростой работе, где раскрываются не самые лучшие человечески не качества людей, вставших на путь конфликта с законом,  способна сохранить доброту и сердечную и веру в человека. Сохранить талант неустанного восхищения умением человеческой души любить. И делиться этим талантом с читателями, понимающие, что сохранить талант писателя на стезе правоохранительной профессии –  гражданский и человеческий подвиг.

Выпускница Иркутского государственного университета, Елена Чубенко,  казалось бы, была обречена стать писателем с юности. Даром, что факультет выбрала, далекий от изящной словесности, юридический. Однако ждать времени, когда можно полностью отдаться любимому делу, ей пришлось долгие-долгие годы.  Вплотную литературой она занялась недавно, уйдя на пенсию с юридической работы, потом отдав несколько лет журналистике. И  вот, наконец, приняла решение, что нельзя делить служение литературе с чем-то еще. Но даже раньше Елена Ивановна умудрялась быть довольно  плодовитым прозаиком, а теперь-то читатель вправе ждать от нее еще большего творческого прорыва!

Не так давно Елене Ивановне довелось ненадолго вернуться в юность, город своей студенческой молодости – Иркутск. Она была приглашена на презентацию нового номера знаменитого литературного журнала «Сибирь», опубликовавшего ее прозу. Уезжала из Иркутска юной выпускницей, а вернулась известной забайкальской  писательницей, о творчестве которой говорят, что это поэзия в прозе. Найти поэзию в буднях дано не каждому, а пишет Чубенко о каждодневной жизни села, которое не обходят беды. Как и всякую российскую глубинку в наше смутное время. Но безысходности вы не найдете в провезе Чубенко! Совсем наоборот: не закрывая глаза на проблемы сельской жития-бытия, она показывает нам, что никакие беды  не в силах помешать сельчанам быть счастливыми и мечтать, видеть красоту повседневной жизни на лоне природы.

Талант видеть красоту в самом обыденном, даже будничном, наверное, каждому дается свыше. Но вот сохранить, не говоря уж о том, что приумножить, этот талант дано не всем. Елене Чубенко такой талант был дан, ею творчески приумножен, и им же она щедро делится с читателями своих книг.

Герои ее произведений живут с ней (да и с нами!) по соседству, это ее (и наши!) земляки и современники, хоть и разного возраста. А потому каждый персонаж, даже вроде не основной, имеет ту мету подлинности, которая отличает настоящую прозу от ходульности придуманных персонажей.

«С приходом Елены Чубенко в забайкальскую литературу появилось мерило – мерило совестливости, таланта, творческой порядочности», – пишет в предисловии к книге «Солнцем поцелованные» член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры Читинской области Елена Стефанович.

Предки Елены Ивановны – староверы, пришедшие в Улетовский район, где живет писательница и о котором часто пишет, из Красного Чикоя. Крепкая неколебимая вера в высшее предназначение человека, наверное, и является тем золотым запасом творческой прочности, что есть в активе Чубенко.

И вот еще один творческий взлет. Недавно читинцы смогли  увидеть фильм по рассказу Елены Чубенко, который стал  титульным для книги «Солнцем поцелованные». Нужна была пьеса для улетовского театра. И Елена Ивановна взяла за основу историю своей семьи, историю прабабушки и прадеда, у которых на войне погибло двое сыновей. Даже дочка Акулина в  этой семье воевала! У главы семьи где-то в побежденной Германии рос сын. О немецкой тайне деда Елисея Елена Ивановна узнала не так давно и была поражена. В жизни и вокруг нас столько тайн, что зачем их придумывать писателю? Пиши правду, наблюдай внимательно за жизнью – и будешь любим читателями…

Но, к сожалению, в наше время писатели часто в погоне за читабельностью пишут так называемый «экшн» – драки, убийства, битвы пришельцев с «ушельцами», Елене Чубенко это неинтерсно. Она занята тем, что выводит в разряд читаемых книг нашу жизнь. Жизнь – главный герой ее произведений. Проза Чубенко не уводит читателя от проблем повседневности в мир иллюзий и грез, но честно и мужественно, с надеждой и верой, повествует о жизни «маленького человека», это великой темы и традиции русской классики.

По языку проза Чубенко добротная и объемна, колоритна и окрашена самородными сибирскими словами и оборотами. Но при этом писательница счастливо избежала искушения впасть в перегруженность языка диалектизмами. Как правильно говаривал Виктор Петрович Астафьев, многих сибирских прозаиков погубило именно желание писать «по-сибирски». Проза Чубенко, хоть и богата яркими диалектизмами, но сохраняет классическую прозрачность и тот чистый целительный «воздух», который предназначен для читателя. А потому книги Чубенко можно не просто читать ради того, чтобы узнать содержание и сюжет, но и перечитывать, чтобы смаковать саму красоту и склад языка…

Возвращаясь к рассказу, ставшему фильмом, добавим, что события рассказа происходят в забайкальском селе Дешулан. В  разгар войны с фронта возвращается комиссованная на последних месяцах беременности девушка. Радость пожилых  родителей, потерявших на войне двух сыновей, при виде дочери быстро сменяется гневом.  Строгий отец не может простить дочери, что она принесла ребенка, что говорится, «в подоле». Староверческие семьи ведь отличаются особой моральной строгостью, и гнев отца Елисея так понятен. На фоне разыгрывающейся семейной драмы осудившего дочь отца Елисея, раскрываются сокровенные тайны молодости этого самого деда, отца беременной дочери. Воистину: не суди – да не судим будешь! Для Елены Чубенко в этом рассказе, как и во всех прочих, нет персонажей плохих и хороших. Ведь это живые люди, и идеальных среди них нет. Чубенко никого не осуждает, ведь это все ее родные люди! И у каждого из них своя судьба и своя правда.

И хотя кинокритики назвали фильм о забайкальской деревне времен Великой Отечественной войны (режиссер Николай Николаевич Гадомский) кинопамятником забайкальскому тылу, но для автора рассказа и пьесы этот фильм – художественно осмысленная семейная хроника. А для нас еще и летопись истории. Премьера  фильма «Солнцем поцелованные» состоялась в Праздник Победы.

В новую книгу Елены Ивановны Чубенко вошли рассказы и пьеса, написанные за последние два года. Ее предыдущие сборники «Дешуланские покосы», «О тех, кого я помню и люблю», «Вот так и живем», «Мы живем, потому что их нет», «На море-окияне» получили высокую оценку в литературных кругах. Елена Чубенко принята в члены Союза писателей России. В ее послужном литературном списке публикации в  региональной и центральной прессе, на страницах литературных журналов «Слово Забайкалья», «Литературная галактика», «Сибирь» (Иркутск), «Невский альманах» (Санкт-Петербург). Обложку этой добротно и красиво изданной книги (за что спасибо издательству «Родные просторы», Санкт-Петербург) украшает сцена из художественного фильма  «Грех рыжих убивать», поставленного по рассказу Елены Чубенко «Солнцем поцелованные». Солнцем поцеловапы не только герои рассказов Елены Чубенко. Солнцем поцелована и она сама, и щедро дарит солнечный свет авторам.

Эдуард Анашкин, член Союза писателей России.

Самарская область