Опубликовано по просьбе друзей в авторской редакции
(Автор – Эдуард Анашкин.
О нём и его творчестве: http://starodymov.ru/?p=24905 )
Книги воспоминания о Валентине Распутине.
I
Два года назад была учреждена Национальная литературная премия имени Валентина Григорьевича Распутина. Премия учреждена в память о выдающемся русском писателе, публицисте, общественном деятеле В.Г.Распутине.
Учредители премии – Российский книжный союз и правительство Иркутской области. Соучредители Премии – Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Госкорпорация Ростех.
Премия учреждена с целью поиска и поощрения талантливых авторов, способных создавать литературно-художественные произведения высокого качества в традициях российской классической прозы и внести существенный вклад в сохранение и развитие российской и мировой художественной литературы, продолжая традиции творчества В.Г.Распутина. основными требованиями, которые предъявляются к работам номинантов, являются неоспоримые художественные достоинства текста и общечеловеческие нравственно-патриотические ценности.
- Мне показалось очевидным – Распутин один из лучших русских прозаиков современности, человек с удивительно цельной и зрелой гражданской позицией, воплощение совести просвещенного человека,- пояснил Сергей Вадимович Степашин президент Российского книжного союза. Я нашел полную поддержку среди иркутян, нас безоговорочно поддержали в Министерстве культуры РФ, в администрации президента, в разных общественных организациях. И всего за год без лишних споров и согласований мы сумели провести колоссальную организационную работу, собрать заявки и выбрать лауреатов.
На премию выдвинулось 104 соискателя из 38 регионов России и шести зарубежных стран: Германии, США, Израиля, Украины и Эстонии. В шорт лист попало 12 авторов. Из них выбрали шесть лауреатов.
Победителей Национальной литературной премии имени Валентина Григорьевича Распутина объявили в Иркутске 15 марта – в день его рождения.
Первым лауреатом премии признан иркутский писатель Анатолий Байбородин за создание сборника повестей и рассказов «Деревенский бунт».
Познакомился я с Анатолием Григорьевичем, когда был приглашен лично Распутиным в 2013 году на праздник Дней русской духовности и культуры « Сияние России». С его творчеством уже был знаком, и что можно сказать? Только одно – сильный писатель. К слову, только что закончил читать его новую книгу «Сокровища Сибири». Издана она в прошлом году в Москве, издательством «Вече». В книгу вошли художественно – публицистические, фольклорно-этнографические очерки и статьи о русской народной культуре, литературе, изобразительном искусстве Сибири. Лауреатами премии также стали Александр Донских с книгой «Солнце всегда взойдет», Михаил Попов с романом «На креслах всходних», Александр Семенов со сборником повестей и рассказов, Валерий Хайрюзов со сборником повестей и рассказов « Отцовский штурвал», Михаил Щукин с романом « Каторжная воля».
Торжественная церемония вручения премии в иркутском академическом драматическом театре имени Николая Охлопкова собрала большое количество не только иркутян, но и любителей творчества В.Г. Распутина с других областей и соседней Бурятии.
Открывая праздничное мероприятие, губернатор Иркутской области Сергей Георгиевич Левченко сказал в приветственном слове:
- Сегодня знаменательный день для всех любителей литературы, для всех жителей Прибайкалья. Сегодня день рождение нашего знаменитого земляка Валентина Григорьевича Распутина. Идея об учреждении премии была высказана год назад. Нас поддержали мгновенно, на всех уровнях, начиная с Правительства и Администрации президента России. Разные общественные организации сразу откликнулись для наполнения премии, чтобы у нас была гарантия, что премия будет постоянной. Благодарен всем, кто принимал в этом участие.
Сергей Вадимович Степашин выразил огромное уважение Валентину Распутину и поделился мнением о его творчестве.
Президент Российского книжного союза сказал:
- Валентин Григорьевич Распутин представлял собой русскую совесть, просвященного и православного человека. Когда он писал о деревне, он писал не о населенных пунктах, а о потерянных корнях нашего народа, о людях без памяти, не любящих свою землю, такой силы произведения я встречал только у Достоевского. Я очень рад, что нам удалось воплотить в жизнь эту идею о присуждении национальной литературной премии имени вашего великого земляка.
Слово взял и Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим:
- Валентина Григорьевича нет с нами три года. Это время, наполненное глубокими воспоминаниями и переживаниями. Сегодня присутствуем при удивительно радостном событии. Вручается премия, носящая такое название, которое Валентин Григорьевич бы сам одобрил, – национальная литературная. Для него это было весьма важно – национальная. Он был человеком, который любил национальное достоинство нашего народа.
А в заключении праздничного мероприятия Заслуженный артист России Николай Нестеров исполнил песню «Мой Иркутск», которую очень любил Распутин.
II
Однажды, зимой, вечером мы с Валентином Григорьевичем, взяв по пластиковой бутылке пошли к святому источнику за водой. Дело было в Переделкино.
Шли разговаривали, прошли дачу Бориса Пастернака и я задал Распутину вопрос:
- Валентин Григорьевич, в вашем рассказе « Уроки французского» есть фраза, которую я запомнил наизусть: « Откуда мне было знать, что никого и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед. Не жди тогда пощады, не ищи заспутничества, для других он выскочка, и больше всего ненавидит его тот, кто идет за ним следом».
- Эдуард, это же зависть. Она всегда была и есть. Хотелось бы, чтобы этого не было. Но, это невозможно. Вроде росли, учились в одной школе, а потом кто-то выбивается вперед. И со мной такое было, тем более что в школе я ничем не отличался от других. А потом что-то получаться стало…
Прошли еще не немного. Слышно было, как проносились электрички и поезда.
- А почему ты мне задал такой вопрос? – спросил Валентин Григорьевич.
Я что-то замялся.
- Рассказывай, честно… Что-то гложет? Наболело?…
- Сирого да бедного обидеть проще простого Валентин Григорьевич, имей лишь маленькую власть да большую деньгу. И ни на копейку – совести.
Какой-то прохвост взял и передал уже опубликованный мой рассказ «Фашист» в еженедельнике « Литератная Россия» в журнал «Сенатор» Совета Федерации якобы на конкурсе. А я не знал о существовании такого журнала, ни сном ни духом не знал о конкурсе.
Скорее, ради галочки «массовке» – чиновнику, даже от культуры! Очень важно показать горячий интерес масс к его задумке ( ныне это называется проектом). Рассказ не только напечатали, но компетентное жюри признало лучшим, а автора – одним из победителей конкурса. И опять же наверняка кто-то из экспертов формалистов подумал: как хорошо, что отмечаем писателя из российской глубинки.
И вот уж на всю Вселенную (на сайте в интернете) громко-громко объявлено о лауреатах конкурса. В их числе и писатель Анашкин. Дома переполох: кто штанишки подыскивает, кто рубашку, все таки в Москву поедет, в Совет Федерации пригласят.
Затем начались телефонные звонки от редактора журнала Фреда Александровича Искандерова. Сначала поздравления, затем последовали вопросы на которые я должен ответить. Все выполнил.
Но проходи немного времени и прибегает внучек Архип.
- Дедуля на сайте все победители есть, а твоей фотографии нет, убрали.
У меня компьютера никогда не было и нет. В сотовом телефоне знаю только три кнопки которые необходимы. Пишу от руки. Пошли к внуку, он включил компьютер, правда моя фотография с надписью испарилась. В чем дело? Звоню по телефону редактору журнала.
Оказывается премию мне присудили неправильно. Кто-то из бдительных и ретивых организаторов (не исключено, тот же, кто передал рассказ в журнал!) доложил, что произведение было уже опубликовано до конкурса.
А это нарушает положение и условие конкурса.
Тогда я задал редактору один единственный вопрос: как рассказ попал на конкурс?
- В редакции он не зарегистрирован, пришел не почтой, лежал в редакционной папке: – Фред Александрович начал повышать голос, обвинять меня.
Не попрощавшись, положил трубку на рычаг и больше звонить не стал. Обиделся, сел за стол и написал в Совет Федерации самому руководителю-председателю.
Звонки прекратились. Больше о конкурсе, редакторе журнала сообщений не видел и не получал.
- Однако, Валентин Григорьевич, я работаю, у нас, в местной котельной, кочегаром. Думаю и там на небесах буду около котла, греть воду. Во и подготовлю дровишек побольше и которые больше дают жару. Подброшу, не по жалею.
Распутин рассмеялся до слез. Таким я его еще не видел.
- Эдуард, конечно обидно, что так получилось. Это сделал кто-то пишущих из коллег. Забудь это. Прости их грешных. А дровишки еще здесь тебе, земле, пригодятся. Главное, что в нашем деле? Работать – писать.
А читатель разберется что к чему. Ты делаешь доброе дело – молодых ставишь на крыло, а опытным что-то подсказываешь.
Так я и делаю до сих пор.
III
Когда мы пили чай у Распутина в Иркутске, Валентин Григорьевич сказал мне:
- О себе я все сказал в моих книгах. А как только уйду из жизни так столько шустрых напишут всего и вся, что читателям только придется удивляться обилию моих «друзей». Тебе Эдуард, я верю, наша настоящая дружба, которой скоро 50 лет, даст возможность написать достойную чистую книгу.
Такая книга состоялась. Она называется : « В.Г.Распутин. Документальная повесть о дружбе с писателем». Издана в Москве, в издательстве Российский писатель в 2017 году.
Говорить о Валентине Распутине, а тем более писать мне одновременно было легко и сложно. Легко потому, что творчество этого писателя стало частью моей потаенной духовной жизни еще с юности. Но именно поэтому же и сложно, как сложно всегда говорить о самом потаенном. Легко потому, что у меня много писем, книг с автографами Распутина, много материалов о нем. Но сложно именно по этой же причине – по какой сложно отделить главное от второстепенного. И кто, если говорить и писать такого уровня, как Распутин, может знать – что главное, а что второстепенное. А потому я написал этот субъективный материал о том, как Распутин вошел в мою жизнь, как помогал мне своими произведениями отвечать на мучительные вопросы, которые не может не задавать себе любой русский человек в такое непростое для России время. Хотя, казалось бы встретил я впервые будущего классика нашего еще тогда, когда время в стране было относительно благополучным, советским. Когда он был молод и начинал свой путь в большую литературу. Мы были тогда без имени и отчества.
Хорошо сказал о Распутине журналист Глеб Чашин : «Могу сказать, что подобные люди, как комета Галлея, появляются крайне редко, а когда приходит их время, уходят и оставляют после себя великое наследие и столь же великую скорбь…»
Каждый день стараюсь прожить так, как жил и написал нам в своей статье « Тридцать лет спустя» (журнал «Сибирь»№1 2004 года) Валентин Григорьевич Распутин:
а) Жить не по лжи;
б) содержать себя в нравственной чистоте и правде;
в) не поддаваться унынию и робости перед сгущающимся злом;
г)на виду транжирства, бесстыдства и окаянства обходится малым в материальных и физических потребностях, а духовные обращать к спасательному ложу матери нашей России.
Желаю чтобы у каждого молодого писателя не только лежал на его рабочем столе этот отрывок из статьи В.Г.Распутина, но и жить так же как великий писатель.
А я продолжаю работать над книгой. Она пополнится новыми фактами, документами, фотографиями и воспоминаниями.
У меня на рабочем столе стопка присланных книг, журналов со всей страны, где авторы делятся воспоминаниями о Валентине Григорьевиче Распутине. Здесь же и изданные книги Распутина после его смерти.
Беру первую из стопки книгу. Это воспоминания сибирского писателя Альберта Гурулёва « Остановится и оглянутся» изданная издательским центром «Сибирь» города Иркутска. В книге автограф: «Эдуарду Константиновичу мои житейские воспоминания о дорогом для нас человеке. Сердечно… А.Гурулёв».
Отрывки из этой книги Альберта Семеновича уже печатались в журнале «Сибирь». Но я знал, что Гурулёв работает над книгой воспоминаний и ждал ее. Вот что он пишет в своей книге вместо предисловия. «Я никогда не думал, что буду писать о Валентине. Не чувствовал такой потребности: чего писать, если вот он, живой и свойский, рядом, на худой конец – в телефонной доступности. Писать о Валентине Григорьевиче Распутине, о его творчестве – удел высоколобых литературоведов и критиков, к коим себя не причисляю, а житейские дела интересны вроде бы лишь обывателю. У нас была возрастная разница чуть ли не в два с половиной года в мою пользу, и по житейской логике не я должен был о нем писать. Но произошло то, что произошло, и теперь, чувствую, что надо рассказать и о бытовых мелочах, среди которых выпестовывалась суть большого писателя. Вспомнить , если удастся, и мысленно пройти шестидесятилетний дружбы от встречи в пятьдесят четверном году прошлого века в студенческом общежитии Иркутского университета до расставания – и, как оказалось, навсегда – перед его отъездом в Москву на зимовку и лечение в первых числах октября четырнадцатого года века нынешнего…»
А вот, что пишет Василий Козлов предваряя книгу : «Воспоминания Альберта Гурулёва посвящены обыденной, бытовой стороне каким был Распутин в близком кругу, в товариществе, а если быть более точным, каким видел его Альберт Семёнович. И это личное наиболее ценно еще и потому, что Альберт Гурулёв, может быть, последний и единственный близкий друг Валентина Распутина . они дружили со студенческой юности, и если эта дружба длилась многие десятилетия, значит, ей сопутствовало обоюдное тяготение”.
Замечу, что книга вышла в год восьмидесятилетия со дня рождения Василия Григорьевича Распутина.
Она была представлена на VIII международном славянском литературном форуме «Золотой Витязь». Альберт Семенович за свою книгу «Остановится … и оглянутся. Воспоминания о Распутине» получил в номинации «Публицистика» – «серебряного Витязя». Кроме этого писатель за эту книгу получил Губернаторскую премию. От всей души поздравляю своего старшего товарища – коллегу, с которым нам в 2016 году в Дни русской духовности и культуры в городе Иркутске пришлось вместе выступать перед читателями Центральной городской библиотеки города Усолье- Сибирское, с заслуженной наградой.
А вот книга воспоминаний и интервью «Тулунские встречи Валентина Распутина” изданная издательским центром «Сибирь» в 2017 году. Автором проекта, составителем и написал предисловие известный иркутский поэт Василий Козлов. Василий Васильевич был другом Распутина и 16 лет с 1986 года по 2012 год главный редактор журнала «Сибирь».
Добрых слов заслуживает и предприниматель из Тулунского района Николай Васильевич Терещенко, который был последним, кто навестил Валентина Григорьевича Распутина в Иркутской областной больнице перед его отъездом в Москву. Это благодаря ему книга была издана и дошла до читателя.
В Иркутске издана замечательная книга воспоминаний о великом русском писателе Валентине Распутине : « Живем и помним. Воспоминания о Валентине Распутине, предисловие Владимира Скифа. Книга выпущена в типографии «Ретроцентр», 2017 год».
Ее собрали и выпустили в печать близкие родственники Валентина Григорьевича : поэт Владимир Скиф и Евгения Ивановна Молчанова – родная сестра Светланы Ивановны жены Распутина.
Я, как писатель, вижу, что главным редактором и составителями была проведена многогранная, кропотливая, серьезная и очень долгая по времени работа, которая длилась полтора года – с июля 2016 года по декабрь следующего года.
Все это время собирался материал для книги: личные переговоры, звонки писателям и артистам, критикам и журналистам, близким родственникам и друзьям, кто знал и дружил с Распутиным, кто с радостью откликнулся и написал воспоминания: Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим, писатель – иркутянин, ныне живущий в Москве, Валерий Хайрюзов, художественный руководитель Иркутского театра народной драмы. Заслуженный деятель искусств России Михаил Корнеев, сибирский классик и друг Валентина Григорьевича Альберт Гурулёв. Народная артистка России, исполнительница роли старухи Анны в спектакле по повести Распутина « Последний срок» Наталия Королёва, председатель Аксаковского Фонда. Прекрасный русский писатель из Уфы Михаил Чванов, журналист из Красноярска Владимир Зыков, работавший с Валентином Распутиным в газете «Красноярский комсомолец», писатель Игорь Шумейко(Москва) и Александр Щербаков (Красноярск), иркутский журналист Владимир Ходий, предприниматель и путешественник из Тулуна Николай Васильевич Терешенко, писатель Николай Зарубин, известные московские писатели Александр Проханов, Владимир Лигутин, критик Валентин Курбатов, друг и соратник Валентина Григорьевича Виктор Стефанович Кожемяко, спецкор газеты «Правда» издавший три книги своих бесед с ним: « Диалоги о России”, «Боль души» и «Эти двадцать убийственных лет», иркутский прозаики Анатолий Байбородин, Ким Балков, поэт Тимур Зульфикаров и многие другие.
Кого-то уже не было в живых, выручали родные подвижников земли русской и интернет. Оставил свои воспоминания большой русский писатель Виктор Астафьев, народный артист СССР Михаил Ульянов, выдающийся русский писатель Владимир Солоухин, критик Надежда Тендинтник, фотожурналист Эдгар Брюханенко, поэты Глеб Пакулов, Сергей Иоффе, Татьяна Суровцева, Михаил Вишняков, Анатолий Горбунов, Юрий Аксаментов, Георгий Замаратский.
Со многими авторами стихов и воспоминаний встречался или созванивался руководитель проекта и главный редактор книги воспоминаний Владимир Скиф, убеждал о необходимости данного издания и находил среди всех авторов сердечное понимание.
Впервые в книгу воспоминаний были включены стихи, посвященные Валентину Распутину при жизни, а так же стихи, написанные его памяти. Здесь представлены самые разные поэты России, география авторов стихов настолько обширна, что приходится удивляться, как создатели этого мощного тома могли собрать многочисленные стихотворения: Станислав Куняев, Владимир Костров, Мария Аввакумова, Марина Кудинова, Геннадий Иванов, Людмила Барыкина,( Москва), поэт Николай Зиновьев (Краснодар),Валентина Коростелева (Москва), Николай Рачков (Санкт Петербург), Игорь Тюленков и Анатолий Гребнев (Пермь), Нина Волченкова (Брянск), Людмила Владимирова ( Одесса), Екатерина Пионт (Тюмень), Евгений Семичев (Новокуйбышевск), Надежда Мирошниченко (Сыктывкар), Любовь Ладейщенкова (Екатеринбург), Станислав Минаков (Белгород), Михаил Вишняков (Чита), Валерий Алексеев(Ангарск), Василий Забелло (Байкальск), Анатолий Зилевский, Сергей Иоффа, Василий Козлов, Нина Мелихова и другие многие поэты.
Эта удивительная книга стала первой ласточкой в серии воспоминаний о Распутине, которые, конечно же будут издаваться и в Москве и в Иркутске. К сожалению, еще не написали своих воспоминаний Станислав Куняев и Владимир Костров, недавно ушедшие Валерий Ганичев и Николай Коняев, великие русские певицы Татьяна Петрова и Евгения Смольянинова, Василий Лановой и Александр Михайлов, которые приглашались Валентином Распутиным на знаменитый иркутский праздник «Сияние России».
А то, что представлено в вышедших в свет воспоминаниях, написанных душевно и бережно, с великой любовью к Валентину Распутину, радует и печалит, очищает и просветляет русскую душу, заставляет задуматься над нелегкой, порой трагической жизнью выдающегося нашего современника, с которым мы рядом жили и работали, встречались в Москве и в Иркутске, общались и соразмеряли свои поступки с его поступками, с его совестью и нравственными устоями, где он никогда не мог слагать или поступить несправедливо. Валентин Распутин – это великое средоочиние ума и таланта. Неизменных принципов добро и твердого стояния за русский народ, за Русь великую.
Его Слово и Дело как хорошо впитались в русскую действительность, что теперь, после его ухода в мир иной, мы не можем жить иначе. Его жизнь, его поступки, его светоносное служение русской вере и правде, его кристальное поведение в обществе – нам всем достойный пример жить и работать, как жил и работал он.
Все эти стороны его жизни подспудно и явно прослеживаются во многих стихах и воспоминаниях авторов замечательного тома, изданного в Иркутске.
А вот у меня в руках книга Николая Зарубина «Сибирская глубина и Валентин Распутин. Заметки провинциала.»(Москва, издательство «Вече» 2018 год).
Приезд Валентина Распутна в мае 2003 года, в один из районов земли иркутской, а именно в Тулунский, стал памятным событием для всех жителей района. Оно послужило поводом для написания прозаиком Николаем Капитоновичем Зарубиным этой книги. Через творчество великого земляка автор старается осмыслить исторические, бытовые, человеческие аспекты происшедших событий конца XX и начала XXI века на примере сибирской глубинки. В книгу включены и другие очерки Николая Капитоновича, посвященные истории и выдающимся людям Тулунской земли.
Конкурс региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» проводится ежегодно под эгидой Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям уже много лет и завоевал признание российских издателей. В конкурсе этого года участвовало около 250 изданий из разных городов России : Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Курска, Рязани, Якутска, Казани, Ижевска, Нижнего Новгорода.
По итогам XIV Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» – 2018 в номинации «Люди нашего края» первое место и Диплом лауреата получил Николай Зарубин (Н.Зарубин Н.К.Сибирская глубинка и Василий Распутин. Заметки провинциала. М.Вече 2018 год).
А чуть позже в городе Кирове, вышла книга Николая Пересторонина «Путешествие в судьбу. Иордан. Байкал. Великая».
Эта книга и в самом деле о путешествии в судьбу – выдающегося русского писателя Валентина Распутина, самого автора, которому довелось общаться с Валентином Григорьевичем.
Судьбоносная встреча в селе Великорецком, где в ноябре 1997 года Валентин Григорьевич Распутин побывал с группой российских писателей, предопределила сюжет этой книги. И позвала в дорогу на Байкал и в Иркутск, где жил и работал Валентин Григорьевич. Не сразу позвала, а через пару десятилетий, но тем глубже осмысление бесед и событий, вместивших так много…
За эти годы, что прошли со дня смерти Валентина Распутина в центральной прессе, региональных журналах появилось много статей и воспоминаний о великом писателе. Я очень благодарен журналу «Сибирь» (№2,2018 год) за воспоминания кандидата филологических наук, доцента Иркутского государственного университета Натальи Дуловой « Молчановы и Распутины в моей жизни». Она вспоминает о семье Молчановых, Распутине и для меня главное очень тепло и хорошо сказано о Светлане Ивановне – жене Валентина Григорьевича.
Мою библиотеку пополнила еще одна книга друга, известного писателя Валентина Распутина «На родине». Издана очень хорошо в издательстве «Алгоритм» и состоит из его рассказов, очерков и статей. Эта единственная книга Валентина Григорьевича без автографа, но дорога для меня тем, что составлена самим автором, без какого либо вмешательства тех или иных лиц. Книга «На родине» посвящена любви всей его жизни – родному сибирскому краю, воспетым им Байкалу и Ангаре. Она повествует о неразрывной связи человека со своей малой родиной, о том, как важно сохранять эту связь в современном мире, какой надежной защитой она может стать от его жестокости и равнодушия.
IV
Достаю ценную для меня папку с фотографиями Валентина Григорьевича Распутина с его родными и близкими, с членами его семьи, с праздников «Сияние России» в Иркутске, обложками его многочисленных книг, автографами. Одних только фотографий прототипа рассказа «Уроки французского» Лидии Михайловны Даниловой(Молановой) больше десятка, начиная с учебы в школе и до старости лет.
Перебираю фотографии, нахожу нужную. На ней место захоронения самых близких ему людей – дочери Марии и горячо любимой жены Светланы, с которой они прожили более 50 лет. Боюсь перевести взгляд влево, где пустое место, и почему то не выполнили последнюю волю известного писателя.
В последний день работы Всероссийского праздника русской духовности и культуры «Сияние России» в Иркутске в 2013 году, куда я был приглашен самим Валентином Григорьевичем Распутиным, удалось побывать в святая святых для Распутина – на Смоленском кладбище, на высоком лесном, песчаном холме, откуда открывается вид на долину Иркута, где похоронены его любимая жена и дочь. И побывал там благодаря Анатолию Заболоцкому – кинооператору – постановщику, фотохудожнику, писателю, общественному деятелю, заслуженному деятелю искусств России и Белоруссии. Услышал случайно, как Анатолий Дмитриевич попросил художественного руководителя Иркутского театра русской драмы, заслуженного деятеля искусств России, Заслуженного артиста России Михаила Георгиевича Корнева свозить его на кладбище, где похоронены Мария Валентиновна и Светлана Ивановна Распутины. Я так же попросил взять меня с собой, мне давно уже хотелось поклониться могилам этих женщин. Когда мы уже тронулись в путь, выяснилось, что никто не знает, где находятся могилы. И я рискнул позвонить Валентину Григорьевичу. Он помолчал в трубку. Потом спросил : «А где вы сейчас находитесь?». Мы были еще в пределах Иркутска. Валентин Григорьевич велел подъехать к нему. Вышел с пакетом в руке. Как назло, у нас не получилось купить цветов : цветочный магазин, на который мы рассчитывали, оказался уже не цветочным!.. так вот, без цветов, явились мы на кладбище. Когда стояли около могил Марии и Светланы, Валентин Григорьевич вынул из пакета бутылку марочного итальянского вина. И снова накладка : в машине не оказалось ни штопора ни стаканчиков. Михаил Корнев как-то чудом проткнул пробку вглубь бутылки. И мы, что говорится, прямо «из горла» пригубили по глотку. Я себя в душе ругал, что не подготовился в поездке. Грустно стало, что судьба порой посылает нам возможность, а мы оказываемся не готовы… Я видел, что и у моих спутников как-то погрустнели и помрачнели лица. Только Распутин стоял, как всегда отрешенно. Да еще Анатолию Заболоцкому некогда было предаваться мрачным думам, он снимал на камеру для будущего фильма кладбище, лес … И вдруг – с дерева белочка ! прыг к нам. И вертится возле нас! И не боится нас, человеков! Смотрю на белочку – и как-то полегчало на душе. А Валентин Григорьевич говорит : « А ведь это добрый знак, это душа усопших нам о себе знать…» Анатолий Заболоцкий эту белочку как только не снимал, с каких ракурсов! А она и кинокамеры не боялась.
Когда уходили с кладбища, Валентин Григорьевич сначала замедлил шаг, а потом остановился : « Эдуард, а вот здесь, рядом со Светланой Ивановной и будет моя могила. Мы были вместе всю земную жизнь, будем и там на небесах…»
А вечером, накануне отъезда, Распутин подарил мне красочный фотоальбом изданный в Иркутске в 2012 году, который называется «Валентин Распутин. Дорога домой» с таким автографом « Дорогому Эдуарду – не ахти какая книга, но все-таки. С надеждой на новую встречу в Иркутске. В.Распутин. 04.10.2013г.»
Встреча наша состоялась через три года, когда я приехал очередной праздник « Дни русской духовности и культуры. Сияние России» в Иркутске. Первым делом я поехал в Знаменитый монастырь. Валентин Григорьевич похоронен в Некрополе монастыря.
Однако попасть на могилу Распутина и возложить цветы не получилось. Могила была огорожена и там шли какие-то работы. Походил по некрополю. Рядом с могилой Валентина Григорьевича, могила с черной плитой княгини Екатерины Ивановны Трубецкой – жены декабриста Трубецкого. Поодаль нашли свой приют декабристы Муханов, Попов, Бечасный.
Только назавтра, когда нас, участников литературного праздника « Сияние России», повезли в Знаменитый монастырь и мы участвовали в открытии памятника выдающемуся писателю земли русской Распутину, возложил букет алых роз.
Памятник открыл митрополит Ангарский и Иркутский Вадим. Было много народу. И когда спало покрывало с памятника, то я изумился. Передо мной стоял серый, похожий на мосонский, огромный крест.
Мне передали фотографию креста, стоящего полтора года на могиле Валентина Григорьевича деревянный православный крест.
Побывал я и на Смоленском кладбище. Могилы Светланы Ивановны и Марии Валентиновны ухожены, огорожены одной оградкой. Рядом с могилой Светланы Ивановны есть место где мне Распутин говорил и показывал :» Вот здесь, будет и моя могила…»
Возложил цветы на могилу дорогих для Валентина Григорьевича людей.
Вот как бывает – воля не была исполнена. Да и что воля? Началось самое интересное.
V
Сижу за своим письменным столом, жду звонка от друзей из Иркутска. Сегодня должно закончится судебное дело и суд вынесет свое решение. В 2016 году в Москве, в издательстве « Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга Андрея Румянцева «Валентин Распутин».
А во втором номере журнала «Сибирь» 2017 года стр.265-270 появилась статья Сергея Распутина (сына Валентина Григорьевича) «Замысел или умысел?». В своей статье Сергей Валентинович делает краткий разбор некоторых глав книги, делает замечания. Вот, что он пишет :
«Текст книги Андрея Григорьевича Румянцева «Валентин Распутин» в серии «ЖЗЛ» попал ко мне случайно. Ни автор, ни издательство ни горели желанием знакомить с ним ни меня ни моих близких родственников, хотя бы для того, чтобы попытаться избежать каких-то неточностей и ошибок. Февраль уже близился к концу и в «Молодой гвардии» готовились отдать текст в верстку – спешили успеть к годовщине смерти моего отца. Для меня до сих пор остается загадкой : как рукопись в таком сыром виде могла находится буквально в двух шагах от печатного станка? Почему издательство смотрело сквозь пальцы на все ее недостатки? И если бы не наше незапланированное вмешательство, она была бы опубликована гораздо раньше и в еще более далеком от совершенства состоянии. Мы со своей стороны внесли миллион поправок, однако большая их часть была оставлена без внимания. Ну что же, Андрей Григорьевич, как автор, имел на то полное право, и надо отдать ему должное, что он все-таки согласился кое-что убрать, а кое-что, наоборот, добавить.
Все это время я надеялся, что найдется в литературном сообществе профессионал, который оценит книгу по достоинству, но прошел уже почти год с момента ее выхода в свет, а никакого откровенного, без личной вежливости, отзыва так и не появилось. И я решил дать свою оценку этой работе.
На мой взгляд, книга слабая, поверхностная и вызывает разочарование …
… Позвольте мне остановится еще на одном символичном примере, показывающем, как автор книги относится к фактам, насколько для него важна та или иная информация и чем он руководствуется при жизнеописании своего героя, – продолжает сын Распутина Сергей, речь идёт о Б. Дмитриеве. Фотограф не раз упоминается в книге А.Г.Румянцева, и даже делится своими воспоминаниями о писателе. Читая их, возникает ощущение, будто Б.Дмитриев был с писателем в дружеских отношениях. Да, действительно, был – до одного случая, после которого их общение полностью оборвалось. Подробно об этом написала в статье « Все беды – от наших заблуждений» известный иркутский критик Валентина Андреевна Семенова. Суть его в следующем.
Писатель получил премию Правительства РФ за книгу «Сибирь, Сибирь»…2006 года издания. Автор фотоиллюстраций Б.Дмитриев награжден не был. Он направил протестное письмо в правительство, где предупредил, что если его права как автора книги не будут удовлетворены, он подаст в суд. Затем он позвонил писателю и сообщил ему эту новость. Как мне известно, отец поначалу оторопел от такой наглости, однако принял решение отдать фотографу половину премии (500 000 рублей), несмотря на очевидную нелепость его претензий.
« Шаг для Валентина Григорьевича настолько естественный, что никто не удивился», – пишет Валентина Андреевна Семёнова в своей статье.
Я почти уверен, что Дмитриев, зная отца, на это и рассчитывал, когда звонил ему. Очевидно, он отдавал себе отчет, что в случае чуда шансов у него никаких. Отец же, идя на такой «естественный» шаг, стремился как можно скорее закрыть тему и избавить себя от общения с человеком, который вызывал у него теперь только чувство брезгливости.
С другой стороны, предлагая фотографу половину премии, писатель, возможно пытался дать ему последний шанс. Он как бы искушал его кругленькой суммой и ставил перед выбором : взять деньги, на которые при любом раскладе у того не было никаких прав, и окончательно потерять лицо, или хотя бы попытаться остаться – конечно, с большим натягом – порядочным человеком, натянув на себя маску « борца за справедливость», ищущего «правду» в суде. Дмитриев деньги взял, не моргнув и глазом, и навсегда исчез из жизни писателя. Многие иркутские литераторы расценили тогда его поступок как вымогательство.
Но речь не о Дмитриеве. Речь о книге, которую мы обсуждаем. Прочитав рукопись, я предложил автору рассказать всю правду. Сказал «А», упомянув фотографа в своей книге, так скажи и «Б». но автор предпочел это злополучный инцидент замолчать, сделав вид, будто ничего не произошло. А зря. Мне кажется, что подобные истории из жизни в сто раз интереснее и ценнее, чем целые отрывки из его произведений, которыми так бесцеремонно злоупотребляет автор. Потому что не только работы и творчества, но и поведение человека в непростых ситуациях характеризует его как личность.
И еще: есть что-то лицемерное в этих дружеских воспоминаниях фотографа о писателе без правдивого рассказа о том, как полмиллиона рублей, принадлежавши писателю, чудесным образом оказались в кармане его «друга».
Сразу же после опубликования статьи в журнале «Сибирь» Дмитриев Борис Васильевич обращаться в Кировский районный суд города Иркутска с иском к Распутину С.В.Иркутскому региональному отделению Общероссийский общественный организации «Союз писателей России», требуя признать не соответствующим действительности, порочащими честь, достоинство, деловую репутацию сведения, Распространенные Распутиным С.В. и ИРО ООО «Союз писателей России» в статье «Замысел или умысел?» опубликованный в журнале «Сибирь», взыскать с Распутина С.В., Иркутского регионального отделения «Союз писателей России» солидарно в равных долях компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
Обязать Распутина С.В. и Иркутское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» опровергнуть не соответствующее действительности, порочащее честь, достоинство, деловую репутацию сведения распространенные Распутиным С.В. и ИРО ООО «Союз писателей России» в абзацах 32 и 33 статьи «Замысел или умысел?» опубликованный в журнале писателей России «Сибирь»…
Суд проходил очень сложно с апреля по октябрь месяц 2018 года. Было вызвано много свидетелей, была проверена комиссионная судебная лингвистическая экспертиза.
Кировский районный суд города Иркутска от 04 октября 2018 года решил : исковые требования Дмитриева Бориса Васильевича к Распутину Сергею Валентиновичу, Иркутскому региональному отделению общероссийской общественный организации «Союз писателей России» о защите чести, достоинства, деловой репутации, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать Иркутское региональное отделение Общероссийский общественный организации «Союз писателей России» в течение месяца вступления решения суда в законную силу опубликовать резолютивную часть решения суда в очередном выпуске журнала писателей России «Сибирь».
Взыскать с Распутина Сергея Валентиновича в пользу Дмитриева Бориса Васильевича в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей.
Взыскать с Иркутского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз писателей России» в пользу Дмитриева Бориса Васильевича в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований Дмитриеву Б.В. отказать.
В течении месяца Сергеем Валентиновичем Распутиным была подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда.
Сижу за своим письменным столом, жду звонка от Сергея Распутина. Сегодня областной суд должен закончить судебное дело и вынести своё решение.
VI
Слышу пришел младший внук десятиклассник Архип и ко мне в комнату.
- Дедуля, открыл твой электронный адрес, а там материал интересный. Вот распечатал и принес, читай, изучай.
Прислала мне все это, старый друг Елена Григорьевна Койнова, доцент Тольяттинского государственного университета, член Международного Есенинского общества «Радуница», лауреат Всероссийской литературной премии «Имперская культура».
Статья из газеты «Православная Москва» от 09 мая 2018 года. Называется «Неизвестная «Священная война». Автор Анастасия Чернова, ответственный секретарь газеты.
Какое же 9 мая без песен « Катюша», «В землянке», «День победы»?! – начинает статью Анастасия Чернова. – У каждой из них своя судьба – порой неожиданная. Переделанных пекетов во время войны было очень много. Их сочиняли по требованиям «текущего момента» профессиональные поэты, слагали корреспонденты центральных и фронтовых газет. Рождались они и стихийно в партизанских отрядах, в окопах, среди гражданского населения.
Но, конечно, одна из самых знаменитых песен – «Священная война». Она звучала с самых первых дней войны.
Вставай, страна огромная!
Вставай на смертный бой!
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой….
Привожу короткое высказывание об этой песне ныне покойного бывшего Председателя правления Союза писателей России Валерия Николаевича Ганичева:
«Вот две песни для меня, которые имеют некий знак свыше. Одна – «Священная война», и народный реквием, горький, пронизывающий душу знак того времени «Враги сожгли родную хату».
«Священная война», безусловно, пришла сверху, с небес, с обожествленных высот. Еще не выступил руководитель страны Сталин 3 июля 1941 года, но определились уже цели войны, ее особая суть, песня определяла, что эта война – священная. Слово, скажем прямо, не часто встречающееся в лексике тех лет. Она требовала благородной ярости, определения, что сила эта – черная, ее крылья не смеют « над Родиной летать». Песня уже в первые десять дней стала гимном времени. Музыка Александрова и слова Лебедева-Кумача входили в суть войны, в ее душу».
«Автор этого пекета хорошо известен : советский поэт Василий Лебедев-Кумач. (Василий Лебедев-Кумач, которому в августе прошлого года исполнилось 120 лет со дня рождения, один из родоначальников нового чинного жанра. Он написал пекеты песен и кинокомедиям « Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Дети капитана Гранда». Эти песни переполнены жизнерадостью, молодым задором. А песня «Священная война» поднимала наш народ на битву с врагом. А.Э).весьма популярна и другая версия : « Священная война» родом из прежней России, из Первой мировой, ее написал в 1916 году учитель словесности из города Рыбинска Александр Адольфович Боде, – пишет Анастасия Чернова. – До революции она не успела приобрести известность, а потом еще два десятилетия пролежала у Боде не востребованной. Невзирая на свои немецкие корни, Александр Адольфович был верующим русским православным человеком. За год или два до смерти, в 1939 году(он умер в 1939 году, А.Э.), он послал свое произведение Лебедеву-Кумачу, известному автору тогдашних советских патриотических произведений. Понимая, что под его фамилией эта песня не имеет шанса быть услышанной, он был готов пожертвовать своим авторством и подарил ее профессиональному поэту-песеннику. Таким подарком Лебедев-Кумач не преминул воспользоваться…»
На ум приходят слова Шерлока Холмса:
« Самая главная ошибка – это придумывать версии. Не осознавая, человек начинает переворачивать факты, чтобы они подходили к его теории, вместо того, чтобы теория соответствовала фактам».
Когда начались лихие 90-е годы появилось много борзописцев, среди них и Андрей Мальгин. В 1990 году на радио «Свобода» журналистом Мальгиным впервые была высказана версия, что почти идентичный пекет песни был написан гимназическим учителем словесности из Рыбинска Александром Адольфовичем Боде еще в 1918 году. При этом Мальгин ссылается на дочь Боде Зинаиду Колесникову, которая в начале 80-х годов показывала ему написанный на «пожелтевшей бумажке» текст ( то ли написанный самим Боде, то ли переписанный ее рукой). Со слов Зинаиды Колесниковой, ее отец послал этот текст в конце 1937 года Лебедеву-Кумачу в преддверии будущей войны, считая, что текст может пригодится в патриотических целях.
В 1991 году вышла статья Андрея Мальгина (журнал «Столица»№6), в которой он изложил версию об авторстве Боде. Однако документально подтвердить существование автографа песни он не мог.
Андрей Мальгин по его собственным словам, стремился «развенчать советские мифы».
8 мая 1998 года в приложении к « Незавимой газете» была опубликована статья Владимира Шевченко «Священная война» – эхо двух эпох, основанная на версии Мальгина.
Дочь Лебедева – Кумача М.Деева подала иск на газету в Мещанский районный суд города Москвы. Суд признал сведения, изложенные в статье Шевченко в «Независимой назете» об этом «несоответствующими действительности и порочащими честь, достоинство, деловую репутацию автора песни «Священная война» В.И.Лебедева-Кумача» и заставил газету дать опровержение».
Опровержение
« Независимая газета» 07.05.2000 год.
Редакция « Независимой газеты» сообщает, что сведения, изложенные в статье внештатного корреспондента Владимира Шевченко « Священная война» – эхо двух эпох» (НГ от 08.05.98), о поэте- песеннике В.И.Лебедеве-Кумаче признаны не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство, деловую репутацию автора песни « Священная война» В.И.Лебедева-Кумача. В связи с чем редакция газеты доводит до сведения читателей, что автором пекета песни « Священная война» является В.И.Лебедев-Кумач.
Редакция «Независимой газеты» и Шевченко Владимир Артемович приносят извенения М.Деевой.
Казалось бы все ясно, точки расставлены. И вот новая статья Анастасии Черновой «Неизвестная «Священная война». И где она увидела свет? В Московской газете «Православная Москва». Вот это да!
Стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война» было опубликовано в центральных газетах «Правда» и «Красная Звезда» 24 июня – на третий день войны.
Никто тогда не знал, что оно было задумано об этом еще до войны, под впечатлением документальной кинохроники, показывавшей баварские бомбардировки гитлеровской авиации испанского города Герники и столицы Польши Варшавы. По свидетельству поэта Евгения Долматовского, именно тогда Василий Лебедев-Кумач записал в своем блокноте первые строки будущего стихотворения:
Не смеют крылья черные
Над Родной летать.
В ЦГАЛИ( ныне РГАЛИ) фонд 1104, опись 1, ед.хр.119 инв.№318) находится черновик «Священной войны», сделанный карандашом рукой Василия Лебедева-Кумача, свидетельствующий о творческой работе над пекетом.
Кроме этого, факсимиле черновика этой песни было обнародовано еще в 1966 году в сборнике «Литературное наследство».
Когда Александр Васильевич Александров, руководитель Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски Красной Армии прочитал стихотворение, то уехал домой сочинять песню.
(23 февраля нынешнего года на телеканале «Россия 1» состоялся Большой юбилейный концерт, посвященный 90-летию Академического ансамбля песни и пляски имени Александра Васильевича Александрова. А.Э)
Утром следующего дня, едва успев родится «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг. На Белорусском вокзале, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в эту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись, как один, и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она окончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить. В замечательный миг своего общественного рождения эта песня сразу стала необходима людям.
С 15 октября 1941 года, когда, фашисты вышли на подступы к столице, «Священная война» стала звучать ежедневно по всесоюзному радио-после утреннего боя кремлевских курантов.
После, как песня прозвучала по Всесоюзному радио, она была записана на пластинку (№11019). Позднее, в 1942 году песня была вновь напета на пластинку, полным составом ансамбля (пластинка №119).
С песней «Священная война» связано немало волнующих моментов. В киноэпопее режиссера-баталиста Юрия Озерова «Битва за Москву» ( кстати, совсем недавно я смотрел в которым раз повтор по телевизору этот коноэпопее) есть какой эпизод. В штаб генерала К.Рокоссовского прибыла группа Краснознаменного ансамбля во главе с саамам Александром Васильевичем Александровым для кого, чтобы прямо на передовой дать концерт для воинов-защитников Москвы. Но генерал не стал рисковать участниками знаменитого ансамбля. Он принял неожиданное и не имеющее прецендента решение : пусть артисты поют в штабе в телефонные трубки, а связисты должны обеспечить прямую связь штаба с теми, кто в это время находился в окопах.
Кинематографисты в точности воссоздали на экране это неординарное событие : связисты под свист пуль и разрывы снарядов подносят к ушам солдат телефонные трубки, из которых слышится суровая и торжественная песня « Священная война».
В феврале 2019 года судебная комиссия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриева Бориса Васильевича к Распутину Сергею Валентиновичу, Иркутскому региональному отделению Общероссийской общественной организации « Союз писателей России» о защите чести, достоинства, деловой репутации, компенсации морального вреда, по аппеляционной жалобе Распутина Сергея Валентиновича на решение Кировского районного суда города Иркутска от 4 октября 2018 года по данному гражданскому делу определила:
Решение Кировского районного суда города Иркутска от 4 октября 2018 года по данному гражданского делу отменить в части удовлетворения исковых требований Дмитриева Бориса Васильевича к Распутину Сергею Валентиновичу, Иркутскому региональному отделению Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» отказать.
Наконец-то справедливость восторжествовала.
Получил из Москвы увесистую бандероль : друзья – коллеги прислали новые книги, журналы, газеты.
Сразу же открыл прохановскую газету «Завтра», начал просматривать. Вот статья известного критика еще в советское время, фронтовика Владимира Бушина « Отверзлись вещие зеницы». (Материал о пленуме Союза писателей России). В глаза бросились такие строчки : « Солженицын прямо писал: «Отмываться всегда труднее, чем плюнуть. Надо уметь быстро и в нужный момент плюнуть первым…»
Добавлю, что плевак у нас и сейчас хватает.
Эдуард Анашкин,
член Союза писателей России.
К записи "По просьбе друзей: Эдуард Анашкин вспоминает Валентина Распутина" пока нет комментариев