Опубликовано по просьбе друзей
(В текст внесены ссылки на публикацию, которую я размещаю сразу после предлагаемой)
Правда – роза с шипами…
(Колонизация Средней Азии).
Нет и никогда не было на земле человека, не искавшего своей розовой мечты – правды.
И не имеет значение, умудрён человек разными науками, учёными премудростями или всю свою жизнь тяжко трудился на земле, в поисках хлеба насущного.
Чем больше за плечами копилось прожитых лет, чем пристальнее он вглядывался в минувшую жизнь, тем отчётливее понимал – правду нелегко отыскать. Правда – с острыми шипами, можно больно уколоться.
У каждого своя правда, разные люди видят её с разных сторон.
Правда трудно для русского человека отделима от справедливости. Часто в России на протяжении веков эти понятия сливались. Произрастали от общего корня.
В истории нашей, в обыденной жизни часто правду ищут без любви. «Правда» таких искателей превращается в орудие мести, сведения личных или партийных, клановых амбиций.
Нередко правда склоняла голову перед «государственной целесообразностью». Правду подменяли, отменяли, замалчивали, манипулировали, фальсифицировали…Кажется, нет другого понятия, явления, которое испытывало бы на себе столь сильное давление. Часто многовековое.
Чем глубже любознательный читатель, историк, исследователь проникает в «предмет» своего познания, тем больше с тревогой открывает противоречивого, прямо противоположного в интересующей его личности. При этом, чем значительнее, весомее личность, тем больше противоречий, от восторга до проклятия и непринятия.
Кажется, в этом «законе» нет исключения.
В качестве примера, можно обратиться к оценке военных деяний генерала Скобелева Михаила Дмитриевича – «Белого генерала», как часто его величают в истории. (*1)
Обладатель трёх высших наград, двух сабель с позолотой с надписью «За храбрость» и шпаги с бриллиантами.
Герой Плевны и Шипки, покоритель Закаспийского края. Кавалер многих орденов.
Вокруг личности Скобелева МД уже при жизни бушевали нездоровые страсти. И если в солдатской среде, в простом народе о нём слагались легенды и песни, как о русском богатыре, заговорённом от пуль, то в верхах «Белого генерала» считали человеком нелояльным.
Его уважали страстные поборники за честь и величие России Катков, И. Аксаков, братья А. Л. Майковы, князь Мещерский… (*2)
О Михаиле Дмитриевиче писал его сослуживец генерал, в 1898 году Военный министр Куропаткин АН: «У Михаила Дмитриевича я многому научился, во многом ему подражал. Учился, прежде всего, решительности, дерзости в замыслах, веры в русского солдата…».
Забежим по времени в своём повествовании несколько вперёд. По случаю годовщины взятия крепости Геок-Тепе на многолюдном банкете прозвучали такие слова Михаила Дмитриевича: « Великим утешением для меня вера и сила исторического призвания России…».
Выступая в Париже перед сербскими студентами, Скобелев заявил : «Враг России – Германия! И войны с ней не миновать!».
Смерть «Белого генерала» в 38 лет – до сих пор загадка.
Накануне смерти, 23 марта 1882 года М.Скобелев писал И. Аксакову: «Недругам русского народного возрождения желательно от меня избавиться…».
Обнаружили мёртвым в гостинице Петербурга 6 июля 1882 года. Следственные документы исчезли…
Возвратимся в Туркмению.
В январе 12 числа 1881 года после длительной осады с большими потерями русского войска (По разным данным, потери разнятся, называют исследователи – русские потеряли 1500 пехоты из 6000) штурмом было взято текинское укрепление Геок-Тепе.
Штурмом командовал генерал Скобелев М.Д.
Около 20 лет спустя, в 1900 году вышла книга А.В. Верещагина (брата известного художника В.В. Верещагина) «Новые рассказы».
Александр Васильевич Верещагин был военным человеком и участником штурма укрепления.
Два брата – один своими художественными картинами, другой – письменными воспоминаниями рисуют правду трагических событий тех грозных лет.
«…Скобелев во главе дивизиона драгун и одной казачьей сотни, с шашками наголо, во весь карьер гонится за бежавшим неприятелем. Чёрной, узкой, бесконечно длинной полосой растянулись текинцы по жёлтой песчаной равнине. Они спасаются в свои родные пески. Позади драгун и казаков остаётся такая же чёрная узкая полоса людей, но уже не живых, а мёртвых. Только женщин да детей щадят. Первые, желая спасти своих мужей, пытаются прикрывать их своими юбками. Но и это не помогает. Гяуры догадались: срывают юбки – и безжалостная шашка отделяет голову притаившегося от трепещущегося туловища.
Уже 15 вёрст пронёсся Скобелев с кавалерией. Тысячи трупов лежат следом за ними…Повсюду наши солдаты преследуют неприятеля. Стоны раненых, визг и крики женщин, плач детей, рёв животных, крики: «Ура! Алла!», гром орудий – всё это слилось в один неопределённый, страшный гул. Мне казалось, что я вижу картину страшного суда… Наконец, по выражению Лермонтова, «рука бойцов колоть устала» – и Скобелев приказывает трубить отбой. Вот он скачет назад…в мундире, при орденах и аксельбантах. Радостный. Гордый победой, точно сам бог войны. Да и как не радоваться. Этот день, конечно, счастливейший в его жизни.
Заветная мечта его – когда либо столкнуться с красными мундирами на границе Индии – по – видимому, приближалась к осуществлению. Взятием Геок-Тепе , как выражался впоследствии Скобелев, мы открыли себе туда ворота…
Солдаты толпами шныряли по крепости, перебегая от кибитки к кибитке, и с ворохами разной добычи, счастливые, направлялись восвояси…
Только что отдали крепость на разграбление солдатам на три дня…
В крепости около 15 тысяч кибиток, почти все они наполнены трупами. В некоторых находили по десяти и более трупов…
Трудно описать те чувств, которые человек испытывает после взятие крепости, столь долго и с таким трудом осаждаемой. Их может только понять участник штурма…
Отовсюду… торчат мёртвые головы, руки, ноги; мужчины, женщины, дети…
Всего за 23 дня осады потеряно 1104 из 6000, пехота потеряла четверть состава.
Внутри крепости было похоронено до 6500 оборонявшихся, ещё больше – до 8000 – было перебито казаками, преследовавших бежавших из крепости…
4000 – 6000 женщин и детей передано «Красному кресту».
Из крепости освободили около 500 рабов
На другой день по взятии штурмом крепости, сюда толпами устремились соседние жители, курды. Противнее и наглее народа я не встречал. Узнав, что текинцы побиты, они пришли грабить их имущество. Будь побеждены русские, курды точно с той же яростью бросились бы и их преследовать. Это были настоящие шакалы в образе человеческом.
Целый день с утра до вечера они рыскали по крепости из кибитки в кибитку, из землянки в землянку, с громадными мешками за спиной.
Грабили и хватали всё, что попадало им под руку…
Их застали в разных зверствах и насилиях над текинцами; они вырывали с мясом серьги из ушей женщин, отрубали им кисти рук, чтобы снять браслеты.
Скобелев строго запретил им вход в Геок-Тепе…
Вскоре под стенами крепости образовался базар, куда съехались грузины, армяне, евреи, персы, курды и разные другие народы скупать текинское добро…
Серебряные и золотые украшения продавались мешками, по 10 рублей за пуд…
Мы теперь, с душевной болью прочитав эти воспоминания участника тех военных действий под командованием генерала Скобелева, скажем, как жестоко.
И впоследствии многие осуждали действия русской армии в Средней Азии.
А её командующего – за жестокость, особенно с мирным населением.
Спустя около 80 лет, в 1962-63 годах мне «посчастливилось» служить в рядах Советской Армии в тех «Богом забытых» суровых, исторических краях. Бывать в уютном городке Геок-Тепе.
Мы тогда ничего не знали из истории края, где нам приходится нести службу.
Какие-то невнятные, глухие разговоры среди солдат ходили о басмачах, оказавших вооружённое сопротивление молодой советской власти.
Был один случай, с разрешения командира мы с товарищем отлучились из района учений близ ст. Келята в город Геок-Тепе.
Побродили по одной, другой улочке, зашли в книжный магазин, на память купил Атлас мира (храню как память о «гиблых местах»).
Дворами стали выбираться на автотрассу Ашхабад – Красноводск, чтобы возвратиться в свою часть.
Во дворе одного дома увидели старый, неухоженный, ржавый памятник «Жертвам геноцида русской армии».
Удивлённые, спросили пожилого туркмена :»Что это за памятник?».
На наш вопрос со злостью ответил: «Как ваши предки тысячами убивали наших людей!».
Ощутив и спиной неприязнь, озлобленность, ничего больше не спросили у старого туркмена.
Отношение военнослужащих и местного населения было доброжелательным. Так нам тогда виделось…
Мне до сих пор приятны воспоминания об этом тяжком, трудном пустынном крае. Край суровый, но природа по-своему красивая…
Трагические события тех далёких лет, как мне представляется, убедительно показывают, как трудно и не безопасно отыскивать ПРАВДУ.
ПРАВДА не есть полная правда, если видится только с одного «берега». Она видима и познаваема только глазами беспристрастными. Она познаётся только с любовью к каждой стороне конфликта, войны, противостояния, нередко многовекового.
Так что мы теперь хотя в малой доле знаем о текинцах?
Свободолюбивый, красивый, гордый народ, отважные воины.
По единодушному мнению многих и многих русских людей, наблюдавших, участвовавших в жизни этого пустынного края, огромные здешние земли (пески, перегоняемые постоянным раскалённым ветром), представляют собой «безотрадную пустыню». В ней даже кочевники выживали с большим трудом.
Местные мужчины занимались не столько скудным сельским хозяйством, сколько набегами на соседей. Оттачивали владением холодным оружием, верховую езду и ночной бой.. Были прекрасными стрелками и из примитивного оружия.
При осаде русскими крепости Геок-Тепе с приличного расстояния попадали в глаз русскому воину…
Лучшим калымом, т.е. плату за жену, считались «один ли два раба».
Текинцы регулярно совершали набеги на русских и иранских подданных, которых регулярно грабили и уводили в рабство.
Россия вынуждена была на своих южных границах в Азии возвести несколько крепостей (к примеру, Оренбург), держать войска для отражения нападений текинцев.
В набеге, бою они были жестоки и беспощадны…
Упоминаемый мной генерал Куропаткин АН, многие годы проходивший службу в этих безотрадных краях в книге «Туркмения и туркмены» писал: «Туркмены текинцы разрушали персидские деревни и частью умервщали, частью забирали в плен жителей их – персиян. Истребив и изгнав персиян, текинцы сами не осели на отнятых ими местах…».
Не могу себе объяснить, почему теперь, на склоне жизни, так влекут меня те далёкие, трудные места. Жара, ветры, песок, бедная растительность, кажется, нет ничего примечательного, а на крыльях улетел бы в «гиблые» места.
Русские люди были странными «колонизаторами», своя родная земля ещё далеко не обустроена, а в «колониальных» землях, той же Туркмении строят институты, школы, театры, создают совхозы, предприятия. (*4)
Началось строительство Каракумского канала, в пески пришла вода. Радость этого события ожжет понять только человек, испытывавший неутолимую жажду в пустыне.
Наш человек и добр, были забыты все вчерашние кровавые распри…
Текинцы не признают ничьей власти, пишет генерал Куропаткин.
Аксакалы, ханы имели ничтожное влияние на население, их терпят до тех пор, пока они не мешают грабить соседей.
Высшая власть – власть древнего, родового обычая.
« Набег и грабёж составляет любимейшее и наиболее почётное занятие туркмен. Следовать этой склонности, с точки зрения туркмен, весьма выгодно.
Удачный набег даёт туркмену добычу, пленных, возможность некоторое время ничего не делать, что не менее важно, славу и почёт сородичей.
Широко у туркмен практиковалась родовая месть. На этой почве годами длилась вооружённая борьба между племенами. (*3)
Во время осады крепости Геок-Тепе осаждающие сами фактически были блокированы в 500 верстах от моря, во враждебной стране. Тяжёлые климатические условия. Русские солдаты изнывали от жары. Суточные перепады температуры не добавляли комфорта: ночью мог идти снег в декабре – январе , а днём температура поднималась до 25 градусов. Летом при сильном ветре «самум» до 50 градусов в тени…
Текинцы были жестоки и со своими соседями, другими народами азиатами…
Генерал Скобелев проводил вторую, победную осаду крепости. В 1879 году была первая, плохо подготовленная, трагическая для русской армии – понеся большие потери, остатки армии отступили в знойные пески.
«Знающие» люди, «видевшие бой со стороны», обрушились с резкой «правдой» на её участников.
Несколько лет спустя участник того похода Владимир Турган-Мирза – Барановский издал книгу «Русские в Ахал-Теке. 1879 год».
Он писал: Вернувшись в конце 1879 года из Ахал-Текинской экспедиции, я меньше всего думал, что мне придется когда либо написать о ней хотя-бы одно слово. Мое тогдашнее звание рядового Переяславского драгунского полка заставило меня отклонить мысль об этом, поданную некоторыми близкими мне людьми. Между тем в обществе всюду, где только ни приходилось бывать, большинство не имело ни малейшего понятия о только что окончившейся экспедиции и знало лишь, что русские войска потерпели поражение. Многие винили непосредственных руководителей ее, немалое число сваливало вину на солдат. Досадно было слушать суждения людей, не знавших ни подробностей, ни обстоятельств дела. Несправедливые нападки на солдат (как будто бы в Ахал-Теке были какие-то особенные солдаты) и на некоторых лиц менее всего виновных в неудаче, оскорбляли во мне чувство справедливости и вынудили наконец воспользоваться знакомством с многоуважаемым В. В. Комаровым и описать вкратце в «С.-Петербургских Ведомостях» бой при Геок-Тепе и отступление нашего отряда…
9 декабря 2014 года памятник Скобелеву (скульптора Руковишникова) установлен напротив Академии Генштаба.
Как изменчива и недолговечна наша память!
Многие русские учёные, писатели посещали, писали о Туркмении и её населении.
Подготовка к покорению текинцев началась ранее 1880 года.
Полковник Генерального штаба русской армии АД Шеманский в аналитической записке писал о причинах предстоящей Туркменской войны в преддверии походов генералов Лазарева и Ломакина:
После покорения киргизов, хивинцев, бухарцев и кокандцев и после мирного водворения нашего среди туркмен и юмудов на восточном берегу Каспия настала очередь уладить добрососедские отношения с текинской Туркменией, ставшей пограничной с нами, разделявшей клином наши среднеазиатские владения и пересекавшей все караванные пути от нас на юг, к Индии, к ее «океану и солнцу», куда стремились наши былинные богатыри и богатырь нашей истории — Петр Великий. По свидетельству Волынского, Петр Великий собирался в 1725 г. «по спаде вод сам персонально» проложить путь от Каспия в Индию, и только «единая смерть пресекла» этот широкий полет русского Орла. К текинцам мы предъявили те же требования добрососедских отношений, с какими неизменно обращались ко всем предыдущим покоренным среднеазиатским народам. Эти справедливые требования сводились к следующему: 1) не грабить наших караванов и дать им свободный ход через свои земли; 2) предоставить свободу путешествия, торга, жительства и права собственности для наших подданных; 3) не брать с нас лишних пошлин; 4) не держать рабами наших людей; 5) прекратить разбои и грабежи у наших границ; 6) завести с нами правильные дипломатические сношения и 7) обращаться с нами, как подобает с великой мировой державой. Но текинцы оказались столь же неисправимо дики, как их предшественники; исчерпав и с ними «все меры кротости и строгости», мы пришли к решению, что войны нам не избежать.
К тому же необходимость военных действий диктовалась противоборствующими нам течениями в Средней Азии — панисламистским, английским, персидским — и затаенными надеждами на возврат к прошлому покоренных уже нами среднеазиатцев. Это видно из следующих строк тогдашнего нашего видного дипломата Зиновьева: «Не следует забывать, что одной из причин, побудивших нас к движению на Восток от Каспийского моря (в Туркмению), послужила признанная нами необходимость произвести впечатление на Англию и помешать направленным против нас замыслам ее в Средней Азии.» «Но вот “окультурить” покоренных работорговцев удалось не сразу. Вот что в конце позапрошлого века (в 1900гду) писал о туркменах известный российский этнограф, писатель Евгений Марков:
“- Как же вы, такие умники и храбрецы, поддались русским? Ведь вас же было впятеро больше?
- Мы бы не поддались, да ничего сделать было нельзя! — с искренним вздохом отвечал текинец. — Скобелев уж очень хитер был. Мы ждали, что русские на стены полезут, как в первый раз; (в 1879 году) а Скобелев какой хитрый! Все из пушек нас бил, а на стены не шел. Вот мы слышим ночью, что русские под стеной ход копают, лопатами стучат. Ну, думаем, вот это хорошо! Мы всю ночь шашки точили, думаем, станут они из-под земли вылезать, а мы им головы будем рубить. Нам только этого и нужно было. Вдруг, как задрожит земля, как взлетит вверх стена наша, мы думали, что весь свет сквозь землю провалился! Все голову потеряли! А тут русские ура закричали… В крепость ворвались… Ну, мы и побежали!.. Что ж больше делать? Но мы тоже хитрые! Скобелев женщин не велел рубить, так мы хватали с женщин халаты, надевали их на себя и садились где-нибудь. Так нас и не тронули.
- Ну что ж, теперь зато мирно живете. Ведь признайся, правда: под русскою властью вы стали гораздо богаче. Работы сколько хотите, за все деньги платят, и никто у вас не отнимает ничего.
- Нет, нет! — с неудовольствием отмахивался головой текинец. — Как же можно!.. Работать нужно каждый день… Пшеницу — работай, табак — работай, дорогу — работай! Зачем работать? Нужно денег, поехал в Персию на аламан, поймал трех персов, продал в Хиве, и живи себе полгода, ничего не делай…». В своём дневнике Евгений Марков приводит слова генерала Ломакина, начальника Закаспийского края. Влиятельный хан в 1874 году в беседе заявил: «Нашим людям давно уже надоели постоянные раздоры и неурядицы; без вас у нас не будет порядка; кроме того, для всех нас крайне необходимо торговое караванное движение между Геке и Красноводском; мы нуждаемся в самых первых потребностях; кроме пшеницы и баранов, у нас ничего нет…». В 18 веке туркмены из –за постоянной вражды с соседями и между племенами искали покровительства у России. Генерал Ломакин доносил в военное ведомство России: «Возбужденные своим духовными лицами, из коих некоторые вернулись недавно из Мекки и Константинополя, все дальние текинцы поклялись умереть или уничтожить наш небольшой отряд, и без боя, как того требует Коран, не отдавать нам и клочка своей земли. Силою они заставляли следовать за собою и текинцев ближайших крепостей, со всеми ханами и старшинами. Туркменами предводительствовал тот хан, который всегда клялся в верности русским…».
«Получив предложение вступить с нами в добрососедские отношения, текинцы прислали в Красноводск весьма сомнительное посольство (через два месяца, т. е. без проявления должной учтивости) из лучших своих военачальников, больше для разведки, чем для «замирения», которое (в унисон с ханскими письмами) уверяло, что не может склонить в нашу пользу народ неисправимо своевольный: «Текинцы подобны птицам степным, для которых постель есть песок.» Отказ в караванных путях через их земли, отсутствие гарантий в прекращении разбоев, закладка в Мерве сильной текинской крепости (Коушут-Ханкала), продолжение сношений с англичанами — таким был дерзкий ответ на наш призыв к добрососедству» – отмечал в своём анализе русский Генеральный штаб…
В современной Туркмении 12 января, день взятии крепости, объявлен Национальным днём…
После развала СССР многое, как будто бы повторилось. Русские снова стали изгоями. Памятники многочисленным жертвам с разных сторон вначале двадцатых годов разрушила советская власть. А с обретение Туркменией независимости – последние следы «дружбы навеки» добили. (*5)
Десятилетия туркмены – «басмачи» боролись и с молодой советской властью.
Вспомним кинофильм «Белое солнце пустыни»…
Вот такая она правда! Сколько невинной крови пролито в веках! Какие острые шипы! Ещё неизвестно, как бы сложилась судьба тех же текинцев, не придя сюда с мечом русские. Как жаль, проходя службу в армии в этих краях, ничего не знал из истории этой древней земли. Теперь «путешествую» в интернете…
Не могу теперь и себе объяснить, какая такая неведомая сила поднимает меня глухой ночью и зовёт к «страницам» компьютера?
Кто так властно призывает, требует вспомнить простых русских землепашцев, оставивших родной дом, родные тамбовские края и прибывших в эти «гиблые» места отдавать свою жизнь?
Теперь они колонизаторы, о них мало кто вспоминает, их памятники снесли. Их современная Россия стыдиться вспоминать, не желает вспоминать по сегодняшним временам «колючую» ПРАВДУ. (*6)
В советское время они получили «звание» поработители, завоеватели…
Как можно было оставлять памятники, если со вчерашними жестокими текинцами мы, русские навеки стали друзьями, жить, работать. созидать в одном СССР?
А современная Россия почему забыла их героизм и самопожертвование? Это был невиданный героизм и русских, кавказцев и текинцев.
Да, и текинцев, если мы уважаем ПРАВДУ, не можем не вспоминать. Они все были воинами, женщины и дети, юноши и девушки.
Они свою Родину защищали…
Вот такая она ПРАВДА! Века колючая, не увядающая великолепная роза с колючими шипами.
Идёт время, многое изменилось до неузнаваемости, и только «роза» не меняется, если не видеть, что время её шипы делает острее, опаснее, их уколы болезненнее.
Февраль 2018 года. Алексей ЕВДОКИМОВ.
Спасибо Николай за попытку поиска Правды…
Мне ранее писали такие же как вы военнослужащие СА в 70-х годах пребывавшие в погранвойсках и полюбившие Туркмению с просьбой рассказать об истории географических названий мест службы..
Они были связаны как я выяснил потом именно с местами прохождения царской армии при завоевании Туркмении.
Лично мне понятно ваше недоумение по поводу категоричного табу в советский период на Правду о кровавых событиях в Истории туркменского народа 1873 (Газаватская война) и 1877-81гг. (Гек-Тепинские войны)…
Весь Мир воспитывает будущие поколения на Истории и гордится своими Защитниками Отечества.. Именно на исторических событиях формируется национальное самосознание народа, знание истории позволяет избегать ошибок прошлого.
Люди формируют мировоззрение, гражданскую позицию и оценочные суждения на основе уже существующих Исторических фактов.
Народ идентифицирует себя как Нацию на основе событий Прошлого, которое мотивирует, позволяет определить особенности менталитета Народа.
Всякий Уважающий себя Гражданин не ограничивается пассивной любовью к Родине, его волнует Прошлое и Будущее его Народа!
В Союзе мы знали Правду о войне 1812 г и много чего из Истории русского народа, пережили и победили вместе в ВОВ…
Но нонсенс…мы почему то не должны были знать о своей туркменской Истории…От нас это скрывалось и за знания этой Правды даже наказывали..
Более того публикуя доступные по инету инфо по событиям 1873 и 1877-81 годов с одной единственной целью отдать дань Памяти Героям – доблестным защитникам Отечества, отдавшим в неравной схватке свои жизни я столкнулся с обвинениями недалеких, ограниченных людей в национализме…
Преступно не писать об этих людях! Где это видано было чтобы люди с вилами и клинками шли в атаку видя как впереди гибнут их отцы, братья, сестры под пулями пулеметов и пушек.. Из тысяч атакующих ни один не бежал назад и последние пали смертью Храбых не дойдя до противника десятков метров!!!
Это и есть настоящий Массовый Героизм нашего Народа..
Можно ли назвать ультравооруженную огнестрелом царскую армию, растреливавшую издалека туркмен и его полководца Скобелева героями? Ведь, как правило, когда дело доходило до рукопашной они терпели поражения.. Неспроста горе-полководец “герой” Скобелев писал что в войне с туркменами критические моменты ситуацию спасал залповой ружейный огонь..
Об этом кстати писал в своей книге “Падение Хивы..” и Мак Гахан…
Одно могу сказать точно Вольный Дух туркмен не был побежден… победило Оружие!
Никто у нас не называет русских колонизаторами..
И это Правда… Это пустые ничем не подкрепленные посты махинаторов.. Но факт, что было силовое завоевание Туркмении и такое явление имело место и правильнее будет вещи называть своими именами..
Ныне ни одного плохого слова от туркмен о русских я не слышал… Миграция как явление на постсоветском пространстве факт общепризнынный – это правда. Многим нашим гражданам грустно и печально, что люди снимаются с обжитых мест..
Более того меня самого называют русским.. Я более вырос в русской среде…
Бесспорно обсуждение в СМИ этих событий ни коим образом не должно отразится на дружбе между нашими народами, ибо мы за эти 70 лет “навеки стали друзьями”…
Нам всему постсоветскому пространству надо жить только в Мире и Согласии! Этому учит наша Всеобщая История!!!
Спасибо, дорогой Бекмурад! То, что каждый рассматривает историю взаимоотношений между народами со своей точки зрения – это естественно. И я абсолютно с Вами согласен: что главное, чтобы в основе этой позиции оставалось уважение к представителям других наций. Историю не перепишешь (историю реальную, а не учебник, который можно редактировать как угодно), её нужно изучать и делать выводы: доброе применять на будущее, а ошибки учитывать…
И ещё. В основе взаимоотношений между народами должно лежать взаимная констатация, что в прошлом имели место конфликты, что они остались именно в прошлом, и будущее нужно выстраивать сегодня, исходя из реальных потребностей народа, опираясь на интересы, а никак не на то, что может разъединять.
В любой ссоре проигрывают оба ссорящихся.
Николай спасибо вам за понимание этого нелегкого экскурса в 100-летнюю нашу Историю..
Признаюсь вы один из первых трезвомыслящих читателей дающий более менее правильную оценку исторических событий… Обман и ложь никогда и нигде к хорошему не приводили…
В вашем ответе нет давления на оппонента, типа что это было так сказать “добровольное вхождение” или “мирное присоединение” Туркмении к Рос.империи.
Да надо признать Правду на первых этапах взаимоотношений наших народов были конфликты и это факт…
Да он был вызван НЕ антогонизмом между народами и это факт..
Однозначно Туркмения и в целом Ср.Азия были одним из звеньев в Геополитической цепочке событий, которую тогда назвали “Большой игрой” Российской и британской империй… Это явление было, есть и никогда не исчезнет.. Наглядно ныне это борьба гегемоний сверхдержав на Ближнем Востоке..
Да вы правы необходима константация исторических фактов причем основной акцент надо делать на правильное позитивное восприятие этих событий – никоим образом недопустимо разжигание “фобий”…
Николай, к сожалению, в несостоявшемся Советском Союзе с его Прекрасными идеями многие народы в силу проводившийся тогда политики были оторваны от своей этнической Истории. Печально проект Советский народ канул в лета… не стало Великой страны..
Но союзные народы которые Духовно воспитывались в рамках традиций богатой русской Истории и Культуры остались и вдруг оказались ни с чем… ведб своего они за эти 70-лет лишились.. Чем и как жить дальше???
Если мы теперь Национальные Государства (атрибуты налицо – язык, территория) то естественно актуален процесс реанимации Истории, Культуры, традиций и обычаев народов…
А История это фундамент будущего любого Народа…
Поэтому ныне так активно в СМИ постсоветских странах обсуждаются события Прошлого…
У Туркмен богатая, древняя История и Культура!
Моя задача вернуть своей Родине своему многострадальному народу Историческую Светлую Память! Без своей Истории мы никто.. Это национализм в правильном лихаческом понимании сути.. Это здоровое явление..
100 % согласен с вами надо извлекать Уроки из прошлого… Плохому прочь… Позитиву зеленный свет! Однозначно Сила и будущее постсоветских стран в Взаимоуважении и Единстве..
Мы все дружно должны стремится к этому!!!
Изучение истории повсюду строится в зависимости от господствующих в стране идеологических представлений. Это не только беда СССР. В тех же Штатах искажается история всего ХХ века, и в первую очередь ход и итоги обеих мировых войн. Во Франции превозносится Наполеон, хотя он привёл страну к большим бедствиям. В Англии превозносится Кромвель – который санкционировал убийство короля и залил кровью Ирландию… Я уж не говорю про Украину, которая придумала и сама же уверовала в племя укров.
Это я не оправдываю советскую идеологию, и имперские воззрения некоторой части историков России. Просто такова жизнь.
Ещё раз благодарю Вас, Бекмурад!