Опубликовано по просьбе друзей в авторской редакции

Рыбки, лотосы, драконы и туман над Великой Стеной.

В Китайском Культурном центре открылась выставка шелкографии,  аппликации и плетения из конопли

Трудно поверить, в  то, что золотые рыбки и лотосы тихого водоема с прозрачной водой, выполнены не живописцами, а  мастерами шелкографии. Ниточка к ниточки, стежок к стежку, шелк разноцветной гаммы и тончайшие иглы – любойювелир позавидует такому мастерству. Для того чтобы завершить работу над веером “золотые рыбки” требуется две недели, при .этом нельзя работать более трех часов в день: слишком напряженная моторика пальцев и слишком большая нагрузка на глаза. Случайная ошибка, то есть, прокалывание шелка в том месте, куда стежок не надо было вести,  – почти непоправима, ведь в тонкой шелковой основе картины останется дырка от иглы.

А вот коллекционная работа: для такого шедевра квартира не годится, нужен выставочный зал со специально подобранным освещением. Великая китайская стена окружена туманом: его успешно имитирует шелковая основа картины. Зеленые игольчатые сосны  и водопады, изящные домики на холмах: все это удивительно живописно, кажется что ты не только видишь, но и чувствуешь морозную свежеть утра, облака молочного тумана и прохладу водяных капелек на своем лице. Трудно поверить в то, что эта работа  выполнена вручную иглой и нитью разных оттенков с перламутровыми отливами. Переход от стежка к стежку для глаза почти не заметен.

Трудно передать словами изящество серебристых лотосов и торжественных букетов из традиционных китайских цветов, а также рассказать о том, как мастерицы из Китая выполняют тончайшими, острыми как скальпель, ножницами, орнаменты из красной бумаги. Это надо видеть своими глазами!

15 декабря 2016 года в Китайском культурном центре на ул. Правды состоялось открытие выставки нематериального культурного наследия Нинся-Хуэйского автономного района. НХАР – это район, расположенный на северо-западе Китая на Великом шелковом пути на двух берегах Хуанхэ, и регион самого массового проживания китайских дунган (хуэй) с насыщенной локальной культурой. Именно это культурное сообщество сумело создать и развивать искусство плетения из конопли: серые жгуты в руках мастеров превращаются в забавных зверюшек: оленей, собак, птиц. Мягкие на ощупь, эти зверюшки могут служить не просто украшением гостиной, но и забавой для детей. Конопля оказалась удобной для плетения – “макраме” сумок, для изготовления салфеток и подставок под чашки и чайники. Одним словом, это та самая культура, в которой  эстетика получила прикладной характер, применение в быту.

На выставке были представлены произведения трех мастеров искусства: Тянь Яньлань, Ли Сяинь и Чжан Цзин. Тянь Яньлань называют «цветком Нинся», ее работы, вырезанные из бумаги, уникальны и несут в себе явный национальный колорит. Ли Сяинь называют «умелицей из города Учжун», ее вышивки завоевали всеобщую любовь. Чжан Цзин называют самой влиятельной деятельницей искусства Нинся, ее плетение из конопли снискали широкое признание.

Для участия в выставке три преемника нематериального культурного наследия специально приехали  в Москву , так что все гости смогли не только познакомиться с их произведениями, но и увидеть своими глазами, как они создаются. На глазах гостей мастерица Тянь Яньлань вырезала из тончайшей ( как папиросная) красной бумаги разнообразных бабочек, чем-то похожих, одновременно и на новогодние снежинки, -  и дарила их гостям, оригинальный  подарок к новому году! Удивительно, что работа с бумагой позволяет выполнять самые разные сюжеты: отпавлинов и драконов до больших сюжетных композиций, рассказывающих о быте и героических подвигах легендарных китайских деятелей.

Вот только без знания китайского языка понять нюансы искусства аппликации или же работы с коноплей было почти невозможно. Большинство работ отвечает еще и “историческим канонам”, сохранили в себе символы, передающиеся из поколения в поколения. Есть символы  простые, хорошо известные уже и европейской культуре, как, например, зверюшки, означающие годичные циклы. Но есть и более сложные, знание которых предполагает глубокое изучение истории Китая. Все это рассказывали мастера аппликации и плетения из конопли. Так что прежде чем взять в руки ножницы и красную бумагу, не помешает предварительно ознакомиться с историей страны.

Анна Гранатова.