В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА НЕТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ СЮЖЕТНОЙ ЛИНИИ

Не скажу, что от корки до корки, но фрагментарно посмотрел несколько серий телефильма «Мама по контракту». Очень хороший фильм. И тему поднимает необычную, и череда событий выстроена совершенно реалистично…

Нет-нет, я понимаю, что само по себе подобное кино может быть только двух типов: либо «чернуха», либо лакировка, что в жизни всё значительно сложнее… И всё же создатели замахнулись на сложнейшую тему, и справились с ней, на мой взгляд, вполне успешно.

Если совсем коротко, суть сериала такова.

Жила-была женщина весьма привольного поведения. И вот органы опеки отбирают у неё детей и распределяют их по семьям, которые по объективным данным имеют на это право. Вот эта-то сюжетная основа становится фоном для того, чтобы показать зрителю множество жизненных коллизий – весёлых, грустных, разве что не трагических… И обязательно напряжённых.

Ведь смотрите, что получается в жизни реальной, не киношной. Есть семья. Она некогда сложилась, и развивается более или менее как единое целое. Даже ребёнок, рождаясь, автоматически становится частицей этой семьи. Хороший он или не очень, послушный или оторва – он дитя своих родителей.

А тут вдруг – приёмыш! Это искусственно внедрённое в семью инородное тело, со своими представлениями о том, что есть хорошо и что не очень, и о том, что правильнее – быть послушным паинькой или самому стараться построить усыновителей.

У каждого из персонажей (у каждого из нас!) – своя сложившаяся жизнь. А что такое «сложившаяся жизнь»?.. Это череда неких привычных событий, к последовательности которых мы привыкли, и нарушение в этой привычной череде, как правило, вызывает у нас дискомфорт. Повторюсь немного, но уже под другим углом зрения. Даже когда в семье ожидается рождение ребёнка, будущие мама с папой планируют заранее изменение этого привычного порядка. Опять же, радость и счастье, которое приносит в дом этот ребёночек… Да что там – мы с готовностью принимаем все неудобства, которые он приносит!

Родившийся ребёнок – наш по крови, по факту рождения! Соответственно, он имеет право капризничать и вынуждать нас подстраиваться под его запросы.

Даже если ребёночек появляется в семье из Дома малютки, то есть совсем крохотуля – приёмные родители воспитывают его как своего, и принимают создаваемые им трудности.

А тут, в фильме, поднимается совсем другая тема. Здесь в семьи попадают дети, уже осознающие, что их отобрали у мамы и отдали родителям приёмным.  И те же приёмные родители отдают отчёт себе, что у их (теперь уже именно их!) детей где-то есть биологическая мать.

В фильме показано, что каждый (абсолютно каждый!) персонаж, волею авторов причастный к ситуации, реагирует на неё по-разному. Каждый из детей, каждая из приёмных матерей, каждый из мужчин-спутников приёмных матерей… И в каждом из этих звеньев нет идеала – всюду свои тараканы.

А тут ещё биологическая мать, осознав, что она лишилась детей, берётся за ум и начинает бороться за их возвращение. Причём, это отнюдь не выглядит слащавым авторским ходом – переживания женщины, её борьба с собой и с действительностью показаны вполне реалистично.

Знаете, что подкупает в фильме?..

Как правило, в большинстве картин имеется некий центральный герой, существует центральная сюжетная линия, к которой примыкает сколько-то дополнительных сюжетных прожилочек. Здесь же мы видим пучок сюжетных линий, накрепко взаимно переплетённых, между собой смыкающихся самым причудливым образом. Здесь с десяток центральных героев – и нет среди них рафинированно положительных или отрицательных. Все они люди, такие же как мы с вами, как те, с которыми мы встречаемся каждый день. Понятно, что там есть парочка персонажей отрицательных, но это герои второго, а то и вовсе десятого плана, которые не играют существенной роли и служат лишь для того, чтобы оттенить, подчеркнуть мотивы поступков одной из героинь.

Авторы сумели уклониться от назидательности, которая, казалось бы, непременно должна была бы прорезаться в картине.

Когда мы смотрим хорошее кино, мы говорим: «Показано как в жизни». Фраза хороша, конечно, но только не совсем.

Произведение искусства (кино, спектакль, книга) должно иметь некое завершение. В конце обязательно должна стоять точка. Или восклицательный знак. В крайнем случае, знак вопросительный. Но никак не многоточие. Вполне понятно, что я речь веду не о формальном знаке препинания в финале книги – а о смысловом содержании её. Мы должны видеть смысловое окончание произведения, иначе автору нечего было и огород городить.

В жизни же нет центральной сюжетной линии. Мы являемся одновременно участниками развития множества сюжетных ходов, автором которых является самоё жизнь. Ни один из них в реальной действительности как раз и не завершается точкой, каждый финал непременно имеет продолжение. Пусть даже не в нашей жизни, а в жизни других людей.

И это авторы фильма сумели показать. Скажем, любовь одной из героинь становится счастьем для одного любящего её мужчины и горем для другого. И усыновленный ею ребёнок оказывается вовлечённым в эти непростые взрослые игры… Да и не только этот – там всюду заморочки. У каждого из героев – своя правда, каждый следует своим представлениям о том, как правильно… И нет в картине благостной гармонии. Вот это как раз – как в жизни.

Конечно, это женское кино. Разумеется, мужчине смотреть его из серии в серию скучновато. Однако, зацепившись, оторваться от него уже трудно.

Смотришь и думаешь: а смог бы я и сам вот так вот – выстроить отношения с приёмным ребёнком?.. Выводы – ладно, оставлю при себе. Но то, что в той или иной степени понимаешь поведение и поступки каждого из основных персонажей – это несомненная заслуга создателей фильма.

А что можно считать большим успехом для творческого человека, чем если зритель примеривает ситуацию на себя, если он задаётся вопросом, а как бы сам поступил в такой ситуации?..

Так что фильм «Мама по контракту» – несомненная авторская удача!