ДЛЯ ЧЕГО БОЛЬШЕ ОСНОВАНИЙ: ДЛЯ ГОРДОСТИ ИЛИ ОСУЖДЕНИЯ?
(Непричёсанные мысли о великих стройках социализма)
Сложные чувства испытываю, когда смотрю по каналу «История» цикл передач «Советская империя». «Высотки», «Метро», «Останкино», «Каналы»… Все передачи пронизаны осуждением ТОГО строя и ТЕХ методов строительства. Кто бы спорил – методы и в самом деле нередко были варварскими, и далеко не всё делось по уму и с соблюдением прав человека…
Но они ведь существуют – эти объекты, о возведении которых с таким осуждением говорит ведущая в нелепом комбинезончике. Да, у нас не было опыта прокладки метро, и инженеры и рабочие сами нарабатывали методы борьбы с теми же плывунами. Да, стране не хватало бетона, и Беломор-канал строили из дерева. Да, страна лежала в руинах, когда начали строить «высотки». Да, из дня сегодняшнего нынешним критикам сам по себе факт существования Останкинской башни не кажется необходимым…
Однако я задаю и задаю один и тот же вопрос: а что дали человечеству, стране современные «успешные менеджеры»? Они более или менее успешно эксплуатируют достижения старших поколений, критикуя и высмеивая их созидательный порыв.
Мы пользуемся сделанным нашими предками. А что оставим от себя потомкам, из того, что сами сделали – от проекта до перерезанной ленточки?..
Я уже как-то приводил этот пример… При Сталине начали строить железнодорожную магистраль вдоль Полярного круга от Салехарда к Норильску. И часть трассы уже проложили, и паровозы закупили… Строили, как водится, зэки, и кладбища там для умерших на стройке имеются, и для родившихся за «колючкой» детишек… А потом пришёл Хрущёв, стройку забросили, и некогда построенное постепенно развалилось.
Мне очень жаль людей, которые там мучились, которые страдали, которые умирали. Я считаю, что это неправильно, что так быть не должно. Однако историю не перепишешь – так было!
В моём представлении, само по себе строительство такими методами железной дороги – преступление. Однако то, что потом трассу забросили и всё построенное развалилось – преступление втройне! Вдоль Беломор-канала, и вдоль канала им. Москвы тоже немало могил – однако сама по себе водная магистраль служит памятником их труду. Проплывая на теплоходе по каналу, я нет-нет, да и вспомню о безвестных строителях, и спасибо им скажу.
А вот после строителей полярной железной дороги не осталось вовсе ничего. Вот их мучения, а для кого-то и смерть, оказались вовсе напрасными и ненужными. Вот что страшно!
…Вот и борется во мне, когда я смотрю такие передачи. Как-то у создателей перекос получается в сторону осуждения тех методов и тех времён. Оно и в самом деле: осуждать есть кого и за что. Но во мне восхищения всё же больше, и благодарности тоже. И как тут не вспомнить Фамусова: «Вы, нынешние – ну-тка!».
Лукава цифирь!.. Обсуждают по телевидению в какой-то аналитической программе итоги развала СССР. Сторонник «нового мЫшления» говорит: мол, поскольку сегодня мы продаём только нефть, то доходы, которые поступают сегодня на каждого россиянина, пришлось бы делить также и на жителей Средней Азии и других нахлебников, и от этого уровень жизни ещё больше снизился бы.
И совсем «эксперт» упускает из вида, что при этом сколько-то средств мы экономили бы на том, что не покупали бы на внешнем рынке южные плоды, качественный хлопок, тот же уран…
Коль уж берётесь реально обсуждать ситуацию, так и делайте это квалифицировано, а не подтасовывая аргументы в свою пользу!