И ЕЩЁ РАЗ О ПРОЩЁНОМ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Об этом празднике я уже писал.

http://starodymov.ru/?p=17169

Однако тема такая многогранная и непростая, что возвращаешься мыслью к ней снова и снова.

Хорошо, прощаем… Но кого? И за что?..

По самому названию этого дня получается, что мы изначально просто прощаем всё всем и вся. Ну, в идеале это было б здорово. Приходит Прощёное воскресенье, все всех простили, душа очистилась от обид и огорчений – и всё в мире стало прекрасно.

Но то – в идеале. А на деле?

Я так понимаю, что прощать нужно человека, который искренне этого желает – получить от меня прощение. По сути, это сродни отпущению грехов, только отпускает тебе грех не некто, уполномоченный на это Церковью, а простой человек. И для того, чтобы грех отпустился, требуется искреннее раскаяние.

Но если человек в нанесённой тебе обиде не раскаивается? Если он думать о ней не то что забыл, а просто плевать на неё хотел… Равно как на тебя и на твои обиды скопом… Его тоже прощать?.. С точки зрения религии вроде как полагается. А с простой человеческой?..

Нет, не получается! Сколько бы я ни говорил – себе или громогласно – «Я всех прощаю», а внутри искренне и в самом деле простить всех не получается.  На кого-то нарисованный зубок да остаётся!

То есть простить человека, который поступил против меня непорядочно, если он не раскаялся и не повинился, я не могу. И где-то в душе есть кладовушка, в которой копятся… Как бы их назвать… Да ладно, так и назовём: обиды.

Говорят, что они отравляют жизнь человеку похлестче иных хворей. Пожалуй, что и так. Они как гниющие отбросы сочатся нежидью, и эти ядовитые токсины циркулируют с кровью по всему организму, разъедая нервы, изнашивая до срока сердце, ускоряя процесс старения. Потому люди, с которых все эти переживания – как с гуся вода, и живут дольше. А человек с тонкой ранимой душой сам себя изнутри съедает самоедством.

А это простая лужица, без фотошопа. Почему-то мне показался этот снимок подходящим к теме

Только одно может помочь такому человеку. Растворить и вывести обиду из организма может только искреннее раскаяние виновного. Конечно, иная обида и не растворится до конца, какая-то застрянет и дальше. Однако без просьбы о прощении обида не выйдет никогда.

Так что Прощёное воскресенье – это не прощение как таковое, а прощение как ответ на соответствующую просьбу, мольбу, признание.

Ведь как получается на практике чаще всего?. В урочный день каждый говорит: прости, мол! Второй отвечает: и ты меня!.. И разошлись удовлетворённые, вроде как списав грехи. А заглянули они к себе в душу – эти двое?.. Проанализировали, а за что каешься-то, в чём конкретно виновен перед этим человеком?.. Если да, это одно, ну а на нет, как говорится, и прощения нет!.. Формально вроде как есть, а из души тот самый камушек вышел?.. То-то и оно-то!

Вот ведь парадокс! На исповеди каяться легче – там о прегрешениях рассказываешь постороннему человеку, а грех он отпускает тебе именем Господа. А просить прощения у простого человека порой куда труднее; хотя при этом и отпущение греха получаешь всего лишь от человека. И дело тут вовсе не в том, что Господь добрее человека! Просто речь идёт тут не о прощении, а о покаянии – не о реакции священника на твои греховные признания, а о том, что те же признания человек не решается озвучить ближнему своему!

Так как же быть?.. А так всё и останется, братцы! Так и будем прощать другим неведомо что, потому что чаще всего услышим «Прости меня за всё!». И сами будем придерживаться той же формулы. «За всё…». А за что именно – знает только сам говорящий, а собеседник только догадывается.

А потому, друзья мои, ПРОСТИТЕ МЕНЯ ЗА ВСЁ! Каждый – за те грехи, которые я по отношению к нему совершил. Грешен я перед многими, хотя чаще всего грешил не со зла, а по несовершенству своему. Перед кем-то при случае повинюсь наедине, ну а о каких-то своих проступках если и поведаю, так только на Страшном суде. Но это отнюдь не значит, что не испытываю вины перед этим человеком.

Да будет нам прощение – всем и каждому!