КРУШИМ СТОЛИЦУ!

В высокой экономике, по всей видимости, я не силён. Но здравый смысл, во всяком случае, на бытовом уровне, надеюсь, присутствует.

И этот здравый смысл у меня сейчас в тупике. По всей Москве вдруг начали сносить «незаконные постройки» бытового и торгового назначения. Их, мол, поставили ещё в 90-х, и с тех пор они портят вид города. И молодой такой «успешный менеджер» от метрополитена с праведным гневом в голосе и во взоре рассказал нам, что вот этот самый павильон (на экране) возведён с нарушениями технологии и представляет опасность для «подземки». А вот эти строения (тоже на экране) стоят прямо на газопроводе, и этот газопровод от такого соседства может так бабахнуть, – это уже страшилка с другого конца столицы…

Вот и оказываемся мы со здравым смыслом на пару в полнейшей растерянности. Это что ж получается: с 90-х годов на станцию метро мог обвалиться кусок площади, а под окнами многоквартирных домов тлел огнепроводный шнур (по киношкам более известный как «бикфордов»)? И вот городские власти спохватились, в соответствующих службах проснулась ответственность – и ну, крушить всё построенное!

…Вечером 9 февраля по каналу ОТР в программе «Прав! Да?» (всё время путаюсь, в каком месте какие знаки расставлять) шла речь о запретах в интернете. На мой взгляд, в интернете контроль необходим, и человек должен нести ответственность за сказанное. Однако участники дискуссии благополучно тему заболтали, уведя её в область демагогии, в которой современные дискуссанты весьма поднаторели.

Так вот, я согласен, что автор должен отвечать за свои слова.

Однако не всегда имеется возможность оперировать бесспорными аргументами – только догадками, предположениями, слухами. Вот ими и поделюсь, ничего не утверждая, а только привлекая всё тот же здравый смысл.

Итак, нам говорят, что на протяжение двух десятков лет в Москве стояло сколько-то (вроде как полторы сотни, если не ошибся) незаконно построенных объектов, которые приносили прибыль неким нарушителям закона. Более того, эти объекты представляли опасность для города и его жителей.

Допустим, наш мэр и его команда, ранее занятые более насущными делами, только теперь оценили, какой ущерб наносят эти объекты городу, какую представляют опасность, и у них только теперь дошли руки до проблемы.

Но в моём представлении поднятый вопрос тут же распадается на два. Если и в самом деле какие-то постройки представляли реальную опасность для города и горожан, почему не били тревогу контролирующие органы?.. Ну просто на поверхности лежат два объяснения: либо реальной угрозы не существовало, и её сейчас придумали чиновники для объяснения своих действий, либо мзду брали, чтобы закрыть глаза. Кто приведёт какое другое объяснение, буду благодарен.

Ну и второй. Ладно, те, которые опасны, сносят, тут вопроса нет. Но те, которые стояли и стоят безобидно. Их-то с чего это вдруг решили снести именно сейчас?..

Нам говорят: раньше не позволял закон, а теперь позволяет.

И вот тут как раз возникает новое крамольное предположение – подтвердить документально его не могу, но здравый смысл недоумевает.

У нас нонче кризис. Безработица, замедление оборота денежной массы, инфляция, снижение покупательной способности населения. Любой экономист скажет, что наличие большого числа торговых точек, наличие конкуренции является сдерживающим фактором инфляции и как раз стимулирует оборот той самой рублёвой массы. В этих условиях новый накат на малый и средний бизнес может быть на руку только крупным рыночным игрокам, которые от этого превращаются в монополистов.

Если денежные потоки искусственно перераспределяют, значит, это кому-то выгодно?.. А кому персонально?..

В районе станции метро «Баррикадная» раньше было много торговых точек. Шаурма, цветы, выпечка, мороженое, фотоуслуги, перекусить, пиво-воды, аудиозаписи… Сейчас остались только два туалета. Всё!.. Сотни и сотни людей лишились работы. И такая картина – по всему городу! Наверное, с точки зрения высшей экономики это правильно. С точки зрения здравого смысла – абсурд!

Если бы всю эту кампанию проводили в период «тучных» лет, когда стабильность, когда человек, лишившись источника дохода, может легко устроиться на другое место, вот тогда бы мы на пару со здравым смыслом быть может и согласились с целесообразностью решения. Но сейчас… Да ладно там – двадцать лет незаконные торговые места приносили пользу людям, и постояли бы ещё пару лет, когда ситуация на рынке труда выправится!

Вот какое предположение может возникнуть: почему именно сейчас малому бизнесу Москвы наносится такой сокрушительный удар?.. Да потому что прибрать к рукам весь рынок сейчас проще! Не так?!

Раньше я лично по пути на работу что-то приобретал – чай, сдобу, губку для обуви. Сейчас – и хотел бы, да негде. Кто выиграл?.. Вон, через дорогу стоит исполинский «плаза», невесть для кого построенный – с массой охранников и заоблачными ценами, среди которых теряются скучающие продавщицы… А простой люд течёт мимо. Во-о-он там есть супермаркет… Да ладно, лень крюк делать – если уж совсем необходимость прижмёт!..

И нашлись же у города средства и люди, и техника, чтобы сокрушить источники дохода для других!..

И тут же услужливый здравый смысл подсказывает обратить внимание на плитку, которой стремительно выстилают весь город. От той же станции «Баррикадная» вверх к Садовому кольцу идти нужно осторожно: мокрая плитка скользит отчаянно! В подземном переходе всего пару лет назад уложенная плитка, во-первых, скользит, во вторых, отваливается, в-третьих, раскалывается. От скольжения придумали средство: в наиболее проблемных местах прямо к плитке приколачивают пластиковые дорожки, и плитки снова раскалываются!.. Ура – вот это прибыль кому-то! Вот на эти явно нерентабельные траты  городу средств не жалко! Говорят, что производство и укладка всё той же плитки выгодно кому-то персонально из власть предержащих в столице. Даже фамилию называют, чего я делать не буду, потому как всё тот же здравый смысл предостерегает.

И на завалы реагентов, кучами скопившегося на тротуарах, тоже городской казны не жалко…

Впрочем, я всё же о сокрушаемых торговых точках.

На мой взгляд, несвоевременна эта борьба. Но она развернулась. Значит, кто-то в ней заинтересован.

Кто-то. Но не рядовой горожанин.