ЭРУДИЦИЯ СКУКОЖИВАЕТСЯ?

Насколько трудно объяснить другому человеку то, что самому кажется совершенно очевидным и не нуждающимся в доказательстве!

Для меня всегда представлялось очевидным, что образование, эрудиция, знания – это хорошо. Но вот сейчас сталкиваешься с тенденцией, когда просто на глазах нарастает вал людей, которые не стремятся к знаниям и образованию, которые не читают и не ходят в театр или музеи, которым сама по себе эрудиция – до самого нехорошего места! Минимализм мышления, его предельная утилитарность  – их кредо!

И как объяснить, как достучаться до внутреннего мира (мирка) того человека?.. Не представляю!

«Как можно не тянуться к знаниям!» – говоришь такому. «Что мне надо – то я знаю!» – отвечает он.

И ведь не поспоришь! Эрудиция, культура, абстрактные знания и в самом деле не принадлежат к некой насущной необходимости. Расхожая банальность: на хлеб их не намажешь, и портки из них не сошьёшь. Они просто нужны – чтобы быть ЧЕЛОВЕКОМ! Хомо, понимаешь, сапиенсом! Но если данная конкретная особь не желает становиться сапиенсом (то бишь разумным), а довольствуется тем, что является типичным представителем общества потребления (то бишь просто жующим)?.. Если пределы познаний окружающего мира для этого человека совпадают с границами окружающей среды, удовлетворяющей его потребности исключительно материальные, но не затрагивающие духовные? Если он знает дорогу в магазин, в бар, в постель – и больше не испытывает потребности ни в чём?.. Как этому примату объяснить, что читать – интересно?.. Впрочем, «примат», наверное, тоже не совсем то слово – «гоминида» точнее.

Кому-то голова даётся чтобы думать – кому-то чтобы жевать.

«Зачем мне образование, если я в торговле больше заработаю?»… И ведь в самом деле – больше! Как такому гоминиду  втолковать, что образование – это не средство обогащения, а питательная среда для произрастания в тебе интересного человека?..

И вот тут я сам оказываюсь в тупике. Ведь само общество нынче интеллектуально деградирует. Оно вроде как становится более продвинутым в овладении техническими новинками, но со стремительно истаивающей общей эрудицией. Оно всё меньше нуждается в людях, которые могут рассуждать о литературе, о философии, о тайнах Мирозданья.

«Где был?». «В Греции».  «И как там?». «Шубы дешёвые».

«Где был?». «В Крыму». «И как там?». «Вино дешёвое».

И так – повсеместно! Побывал в Египте – не ездил к пирамидам. Побывал в Испании – проигнорировал Ламанчу и ничего не слышал о Сантьяго-де-Компостелла… Отдых всё чаще становится синонимом ничегонеделанию на пляже. Любознательность подменяется селфи на фоне объектов, которые, по идее, и должны пробуждать любознательность.

Ну было же, было – сам помню, когда мы собирались за столом и говорили о прочитанных книгах! Помню, как покойный Игорь Устякин до злости обижался, когда я высказал расхожую (а для него крамольную) мысль о том, что Шекспир не сам писал свои произведения. А покойный же Сергей Васильев читал на память стихи, и мы устраивали марафон – кто больше вспомнит произведений… Мы обсуждали теорию Гумилёва, и не во всём с ним соглашались… Мы обсуждали «Память» Чивилихина, и восторгались романом… Говорили об истории, о космосе, о народных преданиях мест, в которых служили…

А сейчас заговори я в компании о чём-то, выходящем за рамки вопросов, обсуждаемых в «Одноклассниках»!..  Не поймут-с!

Как докричаться до общества, чтобы оно поняло, что деградировать – плохо!

Ага, уже слышу язвительное: Ишь, умный выискался, а все вокруг, по-твоему, дураки!..  Да нет, братцы, не шибко-то я и умный, как выясняется… Хотелось бы – да не очень получается. Просто хочется, чтобы вокруг встречалось побольше людей читающих, эрудированных, к познаниям которых хотелось бы тянуться. Наверное, даже не сомневаюсь, что таких вокруг немало. Однако вот же незадача: разговоры на «умные» темы  нынче не шибко-то приветствуются обществом! Заговори о мрачных пророчествах современных чернокнижников, каковых расплодилось, как тех тараканов – это ура! Поделись прогнозом неведомого астролога, что на Россию из Белой Арапии идёт с несметным войском Белый Арап – ого-го, скажут, вот это новость!

Про мистику поговорить – запросто. А о великом мистике России, о сподвижнике Петра Великого Якове Брюсе заговори, о его жизни и связанных с его именем легендах, – и тут же интерес угаснет.

Россия воспрянет! – вещают мне. Это почему же? – вопрошаю. Ванга так сказала! Ну, Ванга, конечно, это аргумент. А о том, что нация вымирает, что нужно плодиться и размножаться, что нужно экономику поднимать, науку двигать – о том у Ванги пророчества нет, так этим и озаботиться не нужно?.. Верить в пророчества, но чтобы свершилось всё «по щучьему велению»…

Впрочем, я не о том говорю! Я – об образовании. Об эрудиции. О том, чтобы интересно поговорить.

Вот чего не хватает нам. Вернее, мне.

…Не так давно позвонил мой друг Валерий Рокунец. И рассказал о руководителе среднего звена в сфере энергетики. Этот начальник работал на тихом-претихом, спокойном-преспокойном участке. А попросился на участок, во-первых, горячий, а во-вторых, где внедряются какие-то новые технологии, то есть горячий втройне. «Зачем?» – спросил его Валерий. «А там было скучно!».

Ну право слово, понимаю я того человека. Не сомневаюсь, нам с ним нашлось бы о чём поговорить, даже выходящем за рамки энергетики.

Разговариваю с Александром Здановичем – и мы с ним спорим о вкладе в Победу генерала Петрова. Разговариваю с Николаем Калановым – и он предлагает взглянуть на судьбу Ксении Годуновой под другим, отличным от моего, углом зрения. Разговариваю с Владимиром Шигиным – и он рассуждает о том, насколько велика ответственность писателя за то, в каком виде он описывает исторических персонажей, уже ушедших из жизни. Разговариваю с Александром Окороковым – и всякий раз узнаю что-то новое о судьбах представителей Белой эмиграции…

Да, есть среди моих знакомых люди, с которыми мне интересно разговаривать на отвлечённые темы. Но только не так много их, как хотелось бы!

И вот тут приходится признать, что существует и обратная зависимость.

Вот собирается компания. И говорят: о личных автомобилях, о снижении уровня медицины, о некачественных продуктах, о школьных заморочках… А тут я вылезаю с каким-то заумными вопросами!.. Кому это нужно?!

Вот в том-то и дело! Многие знания – многие печали.

В общем-то, это очевидно: для каждого разговора должна существовать своя площадка. Для заумных вопросов – аудитория, для политики – кухня, для простых житейских тем – застолье, для любовных излияний – завалинка. (Образно это я – образно!). И очень плохо, что как раз умные разговоры ведутся только в аудиториях, а не на кухне.

Позволь-ка, остановит меня продвинутый читатель: а интернет на что! Вот тут блистай своим умом сколько влезет. Это верно. Но есть два нюанса. Первый – никакой обмен репликами в «комментах» не заменит живое общение. И второе: сколько же в Паутине обосновалось хамов, которые только тем и развлекаются, что вносят взаимное озлобление в обсуждение, зачастую даже не поняв сути обсуждаемого тезиса.

…Какое-то время назад написал я некий материал, в котором задал несколько вопросов, на которые не знаю ответов. То есть вопросы я обосновал, а вот ответов не придумал. Один литературный «генерал» попенял мне за то: если, говорит, сказал «а», должен сказать и «б». Ну, по большому счёту, это так и должно быть. Но ведь не на все знаки вопросительные заготовлены знаки утвердительные.

И вот тут – тот же случай. Спросите: а зачем ты всё это написал?.. И что ты хотел этими записками добиться?.. И каким ты видишь из данной ситуации выход?.. Вопросов несколько. А ответ один: НЕ ЗНАЮ.