Юлия Сергеева, “Донецкое письмо”

И снова – внутренне жёсткое психологическое размежевание. Человек буквально мучается душой, которую раздирают вопросы, не имеющие ответа. Или во всяком случае, автор этого ответа не знает.

Быть может, кто-то из читателей знает такой ответ. Я лично, подобно автору, – нет.

Фаза активных боевых действий по линии соприкосновения Новороссии и Украины завершилась. (Напомню, напомню и напомню: я веду речь только о книге, политическую составляющую противостояния не затрагиваю, и использую названия «Новороссия» и «Украина» в авторском значении исключительно для удобства понимания ситуации читателем).

Героиня рассказа ведёт речь от первого лица. Она рассказывает, что в условиях безработицы вынуждена зарабатывать на хлеб насущный на территории, подконтрольной Киеву, в то время как сама всей душой стоит за ДНР. Соответственно, ей приходится ездить с одной территории на другую, подвергаясь при пересечении границы между этими территориями проверке.

А как раз на том месте, где проверку документов осуществляют украинские «силовики», некогда располагался блокпост ополченцев. И наша героиня неоднократно бывала здесь, и нечто личное связывает её с кем-то из защитников блокпоста.

И вот едет девушка и думает. О том, насколько вообще моральна (аморальная) такая ситуация: ездить на заработки в стан врагов. Да, у неё ребёнок, она обязана его кормить, и данное обстоятельство оправдывает её поведение.

Но она продолжает терзаться: Оправдывает ли?!

Она вспоминает времена Майдана. И считает, что размежевание внутри народа Украины началось в момент, когда наиболее агрессивная часть майданной молодёжи взяла на вооружение лозунги фашистов.

С удивлением отмечает автор, что с этого момента резко поредели ряды её друзей.

О, как это знакомо! Сколько людей вдруг исчезло из числа моих товарищей, ибо я в их глазах стал олицетворять Россию и всё русское. И люди, ещё вчера считавшие себя советскими интернационалистами, вдруг мгновенно обратились в ненавидящих меня украинских нацистов. Удивительно просто, уму непостижимо! Мои многолетние знакомые, которые понятия не имеют о моих нынешних воззрениях на происходящее, вдруг перестали со мной общаться или принялись обвинять меня же в таких грехах, что только держись!.. Политических грехах, только политических!..

Сильно позабавило высказывание из письма, которое пришло в мой адрес. Там сказано, что Россия унаследовала от Советского Союза весь пропагандистский арсенал и сейчас зомбирует свой народ против Украины. Совсем у людей крышу снесло, право слово! Да куда нашему отечественному пропагандистскому арсеналу до арсенала украинского! Куда нашей зомбированности до того, как запудрили мозги моим друзьям (бывшим, уже бывшим) на Украине! Да наш идеологический аппарат – котёнок по сравнению со своим киевским коллегой!

…Впрочем, я сейчас не о себе. Я – о рассказе Юлии Сергеевой.

Вспоминает автор о референдуме за независимость Новороссии. Как радовались  за Крым, считая, что полуостров подал пример, как следует действовать регионам Украины, которые не желают признать силы, пришедшие к власти путём кровавого государственного переворота. Как к палаткам для голосования выстраивались огромные очереди, как люди фотографировались с бюллетенями, не скрывая, что они поставили отметку «ЗА».

И шок тоже вспоминает, когда на мирных жителей вдруг обрушилась война. Её никто не желал, её никто не ждал! Люди просто сделали свой выбор – и на них пошли войной!

Главная мысль, которую я понял из данного фрагмента.

Крым проголосовал за отделения от Украины и присоединение к России. Это была вполне демократическая и законная процедура. Новороссия желала пройти тот же пусть – путём референдума самостоятельно определить свою дальнейшую судьбу. Для подавления этого демократического выбора и двинулись танки с жёлто-голубой символикой.

Кстати, о символике. Автор рассказывает, как в городе, подконтрольном Киеву, она по ночам на стенах и заборах рисовала флаг ДНР, чтобы доказать, что идея самоопределения ещё задавлена.

И другая символика – связанная с празднованием Дня независимости Украины. Это колонна пленных на улицах Донецка, и поливальные машины за ними…

Считаю необходимым привести две цитаты из данной публикации – в пересказе они здорово проиграли бы оригиналу.

«После нескольких долгих месяцев терзаний я не могу винить мужиков, сидящих по домам. Не их вина в том, что женщины перестали рожать воинов. Но и уважать я их тоже уже не могу».

«Идет глобальная чистка русского народа. Мы зажирели в своем мещанстве. Мы забыли о том, кто мы есть. Мы думаем не о том. Мы хотим не того. Русский народ был всегда силен своей идеей. Победит тот, в ком она жива.

Благодаря этой войне я снова могу гордиться своей страной. … Нам дан шанс создать молодое, сильное государство. Новороссия будет гордостью и для России. Всё самое важное и сильное поднимается в душах русских людей».

Вот этими словами я и завершаю серию откликов на прозу, включённую в сборник «Строки  мужества и боли… Произведения писателей Донбасса 2014-2015 гг.», подготовленный Международным сообществом писательских союзов.