ЗВОНОК ПОСЛЕДНИЙ, НЕЗАБЫВАЕМЫЙ
Николай СТАРОДЫМОВ
Право, не пойти на «последний звонок» я просто не мог! И дело даже не в том, что супруга выпускала свой класс – для педагога это, несомненно, огромное событие, но никак не для мужа этого педагога. Однако я знал, какой сюрприз готовят учителя выпускных классов для учеников, с которыми предстоит расставание. Соответственно, как журналист, не мог удержаться, чтобы не поглядеть, какое впечатление этот сюрприз произведёт.
Ну и потом: сколько времени съел поиск шляпки! Как тут не поглядеть, ради чего столько хлопот!!!
В школе №1927, куда я пришёл, всё было как положено: взбудораженные учителя, торжественные выпускники, раздосадованные, что это не они выпускники, «мелкие», гости… Рамка металлоискателя, симпатичная полицвумен рядом с замотанным охранником, круговерть лиц… Шары, гирлянды, стенгазеты…
Актовый зал явно не рассчитан на такое скопление гостей. Места зарезервированы для выпускников, для учителей… Пожелай сюда собраться все родители выпускников, наверное, места не хватило бы. Но и без того многие стоят. Дружно вздохнув, организаторы меня таки пускают на «учительский» ряд – всё же жена класс выпускает, а я с фотоаппаратом.
…Должен сказать, я здорово в тот день опоздал на службу. Но не пожалел о том – «последний звонок» стоил того опоздания!
К праздничному действу, которое разворачивалось на сцене и на скамьях, где сидели на подиуме счастливые (красивые и в слезах) выпускники, просто невозможно было остаться равнодушным. Молодцы, ребята, молодцы, учителя, браво, родители!.. Такой праздник и в самом деле не забудется, останется в памяти навсегда!
Я не буду подробно рассказывать о том, как и что происходило. Во-первых, это невозможно, а во-вторых, растянется до бесконечности. Потому – только штрихами, крупными мазками. Наверное, людям, которые впредь возьмут на себя ношу готовить подобные праздники, здесь будет что почерпнуть!
Начало программы выглядело как заседание экзаменационной комиссии в знаменитом НИИЧАВО – Научно-исследовательском институте чародейства и волшебства из «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. И как был задан уровень юмора и эрудиции, так ребята его и не уронили. Подчеркну: именно эрудиции, потому что трудно перечислить все литературные произведения, которые нашли отражение в показанном представлении. А как танцевали, а как пели!.. А какие видеоролики показывали!..
Впрочем, не стану забегать вперёд!
Ребятишки младших классов в коротком насыщенном выступлении умудрились не только назвать по именам всех выпускников, но едва ли не о каждом одним-двумя словами что-то сказали – понятное, зачастую, только выпускникам, которые ухахатывались от этих ёмких реплик. А на экране в углу сцены шли кадры – учителей и учеников, короткий юморной фильм, снятый ребятами…
Впрочем, думаю, что до сих пор всё шло примерно то же, что и в любой другой школе России. Изюминки пошли дальше. И их было много – изюминок!
(Просто невозможно удержаться: а какие прелестные изюминки сидели на скамеечке выпускников! Эх, где мои юные годы!)…
Например, выходят пятеро красивых девушек одна краше другой – и поют, и танцуют, да так, что просто не верится, что это и в самом деле выпускницы, а не приглашённые профессиональные эстрадные дивы. Впрочем, то, что замечательно танцевали девушки – это как-то привычно. А вот как прекрасно в течение вечера танцевали юноши!.. Вообще многие ребята продемонстрировали подлинный артистизм.
А ещё – джентльменство. Юноши являли собой эталон рыцарства. Ни одна девушка не сходила с подиума или со сцены, чтобы ей не подал руку юноша. Трудно удержаться от ехидства: надолго хватит вас, пацаны?..
Потом ребята обыграли программу «Большая разница», в которой юморили по поводу различных забавных ситуаций, происшедших в их школьной жизни. Затем представили викторину «Самый умный», в которой одна за другой искрили шутки – да какие!..
Нет, не могу удержаться. Вот лишь некоторые из них, которые сумел запомнить.
«Кем работаешь?». «Педиатром». «Хм, раньше это педикюрша называлось».
«Готовь сани летом, а ЕГЭ зимой».
«Самая страшная детская сказка – про бабу ЕГу».
«Самым мудрым поэтом ХХ века является Маяковский – ещё в начале века был Владимиром Владимировичем».
«Помнишь, как мы с тобой пошутили с кнопкой?». «Ха-ха!». «Тебе ха-ха, а мне пришлось в другой район переезжать!».
Ну и так далее.
Дальше – больше. Изображается телевизионный выпуск новостей. Девушка-диктор – бесподобна! Так выдавать юмор – и с таким ровным выражением лица!.. Только глазищи хохочут, а на лице – ни полуулыбки!
А новости-то, новости чего стоят! «Мэр Москвы посетил школу №1927…». А на экране во двор школы въезжает древний «запорожец», выкарабкивающегося из него «мэра» встречает настоящий директор школы – уговорили ребята. Кандидат в президенты России выступает под слоганом «Голосуй за меня – или терпи дальше!».
Некоторые моменты заставляли задуматься – и, наверное, не только меня. Например, кандидат в президенты оказывается перед выбором: идти на предвыборные дебаты, на которых должна решиться его судьба, или на встречу выпускников. Перед нами, седыми, такой вопрос даже возникнуть не мог бы – встреча выпускников ещё будет, а шанса стать президентом уже никогда… И как же прекрасно, что существует возраст, когда можно рассуждать иначе!..
А как красиво обыгран уход ребят со сцены!.. Представьте себе: они парами уходят за кулису, перед которой стоит экран. А на экране возникает поле, по которому теми же парами уходят от нас эти же ребята… Право, за душу брало! Да что там за душу! За время выступлений в зале не раз раздавался и смех, и всхлипы. Многие плакали – и выпускники, и учителя, и родители!
Особенно тронуло собравшихся выступление директора школы Артёма Вячеславовича Кондрашова. Дело в том, что до недавнего времени директором школы являлся его отец, Вячеслав Николаевич. Недавно он покинул наш мир… Вячеслав Кондрашов был прекрасным человеком, замечательным педагогом, опытным организатором. Я так пишу вовсе не потому, что его больше нет в живых. Вячеслав Николаевич вывел школу №1927 в число передовых учебных заведений столицы, несколько лет назад он завоевал звание «Директор года»… Его действительно любили сотрудники и дети, уважало руководство.
А ещё он писал стихи. И на мероприятии, о котором идёт речь, они звучали не раз: и нынешний директор их читал, и ребята пели песню, которую сами написали на его слова.
Вот одно его стихотворение – совсем короткое:
На лестнице, бегущей в никуда,
Я понял, что ступеньки – не свобода.
Хотя, конечно, выбор есть всегда:
Вверх или вниз в любое время года.
К слову, коллектив школы инициирует ходатайство о присвоении школе имени Вячеслава Николаевича Кондрашова. Поскольку я был лично знаком с ним, считаю, что это было бы правильное решение – Вячеслав Николаевич достаточно много сделал для неё.
И песня благодарности учителям была. И «спасибо» каждому сотруднику школы (от охранников и уборщиц до библиотекарей и завучей). И цветы учителям (запомнилась девушка, которая искала, и не могла найти именно того педагога, которому предназначался букет).
И ещё была сценка из «Маленького принца». Право, сам летающий граф Сент-Экзюпери, не сомневаюсь, аплодировал бы подобной трактовке его сказки. Речь шла о капризной розе, за которой Маленький Принц ухаживал… А потом ребята вынесли вазу с посаженным в неё цветком и вручили его своему классному педагогу Сергею Артюхину. Да как обыграли, шельмецы! Кустик был весь усыпан нераскрывшимися бутонами. «Сегодня ночью они все раскроются, – пояснили задумку ученики. – И это будет означать, что мы уже выросли. Однако вы по-прежнему останетесь за нас в ответе, потому что однажды нас приручили»…
А выпускники другого класса вышли на сцену при погашенном освещении – и только на груди у каждого во тьме светилась-фосфорицировала звезда. Они подарили своей классной даме Елене Владимировне большую звезду в рамке – сродни тех, что дарят звёздам искусства.
Затем со словами благодарности педагогическому коллективу выступили родители выпускников.
Вот тут-то и обнаружил себя рояль в кустах. Вот тут-то и проявились сюрпризы «от Елены и Сергея» – классных руководителей выпускников. Именно сюрпризов, которые готовились втайне, и о которых в школе не знал никто.
Существует традиционная форма проведения подобных торжеств. А именно: дети и родители устраивают сценическое представление, потом учителя говорят ответное «спасибо»…
Однако творческое начало в детях, как оказалось, базировалось на творческом фундаменте педагогов.
Елена Владимировна и Сергей Владимирович подготовили небольшую сценку из кинофильма «Неизвестная звезда». На всякий случай напомню сюжет. В провинциальном городке школьный учитель астрономии открыл новую звезду. К нему в гости случайно попадает дама, которой все эти звёзды и прочие абстракции абсолютно безразличны… Так вот, педагоги разыграли эпизод из фильма, в котором как раз учитель показывает гостье (вот тут-то и пригодилась шляпа!) небо, на котором горят звёзды, и рассказывает о каждой из них… Параллель более чем понятна: зажигать звёзды – прямой долг педагога.
Потом был вальс. Его танцевали не все выпускники – размеры сцены не позволяли. Зато уж бывшие на сцене показали высший класс хореографии. А потом сюда же вышли всё те же классные руководители – и тоже вальсировали. Это был сюрприз №2 – такого в школе ещё не бывало.
Нет, право же, здорово всё прошло, очень здорово!
…Я помчался на службу. Дорогой размышлял о том, насколько сложная жизнь ожидает этих ребят. Но это будет завтра. А сегодня у них был праздник.
Прекрасный удавшийся праздник.
Добрый день! Сейчас конец августа, сижу, судорожно просматриваю вакансии для учителя р.я., читаю отзывы о школах. После прочтения, в большинство из них даже звонить не хочется. В простую ужасную школу идти не хочу. Нет смысла – один в поле не воин. И вот натыкаюсь на объявление о вакансии от школы 1927, раздраженная начинаю читать отзывы… Такие не о каждой встретишь (хотя есть и злобные). Потом фотографии, видео, и, наконец Ваш великолепный пост.Теперь я точно понимаю, что хочу именно туда, хотя мне ездить очень далеко. Спасибо большое. А то я уже была на грани отчаяния.
Одна просьба к Вам. Если можно, расскажите, пожалуйста, каков новый директор? И почему ушел прежний? В школе по-прежнему хорошо?
Спасибо за отклик. Надо же – пять лет прошло, а кто-то обратил на данный текст внимание!
Я понимаю Ваш вопрос, Ирина. Я – журналист. На мероприятиях в школе №1927 бываю раз в три года в лучшем случае. А внутренние дела школы для меня не являются приоритетом.
Я уже немолод, и много повидал начальников, и сам был начальником. И чётко знаю, что нет руководителя одинаково хорошего или плохого для всех. Нет руководителя, про которого за глаза не говорили бы гадости, вне зависимости от того, заслуживает он их или нет. Ни одна смена руководства не проходит безболезненно, но в то же время никогда в полной мере не оправдываются рассказы-”страшилки”, которые предшествуют приходу нового руководителя.
Любому событию предшествуют слухи. Но судить о нём лучше всё же уже после того как оно свершится.
Видите, какой набор банальностей!
И в заключение ещё одна. Школа существует для того, чтобы учить и воспитывать детей. До сих пор школа 1927 с этой задачей, на мой взгляд, справлялась. От всей души желаю, чтобы с новым руководством данная планка поднялась ещё выше. Иначе зачем было бы огород городить?!
Ну а собственно реформу системы московского образования, а также ротацию кадров комментировать вообще не буду. Не моя компетенция.
Ещё раз благодарю за отклик!
С уважением Николай
Спасибо! Я очень тронута, что вы мне – незнакомому человеку – написали такой “рассуждательный” ответ, хотя могли бы просто ограничиться двумя словами.
Ну что Вы! Так оно и должно быть, на мой взгляд!
Всего Вам доброго, Ирина!
Здравствуйте. Наткнулась случайно на вашу статью. Большое спасибо, очень интересная и трогательная статья. Как я поняла вот уже пять лет школой руководит сын Вячеслава Николаевича. Не подскажите насколько преобразилась школа под его руководством?
Уже не руководит. После реорганизации Артёму Вячеславовичу предложили другую школу и он ушёл туда. Ну а как и что преобразилось – я уже писал выше, что не считаю себя достаточно компетентным для какого бы то ни было анализа.
Спасибо за внимание к моей публикации.