Опубликовано по просьбе друзей в редакции автора

Анна ГРАНАТОВА

САМОЦВЕТНАЯ ТРОПИНКА

(Эссе)

Привычная дорога вела домой, этой тропой я ходила сотни раз, и ничто на ней, казалось бы, не могло удивить. Стоял роскошный зимний день, морозный и солнечный. Изумительной красоты вершины берез, словно клубы замерзшего печного дыма, белели на фоне бесконечно прозрачного неба. Полдень. Голова переполнена тягостными раздумьями о своем житье- бытье. Мысль тоскливо ходит по кругу, как загнанная цирковая лошадь.

Исхоженная сотнями сапог и ботинок, тропинка ведет мимо кружевных деревьев, куда крошечными мотыльками слетелись миллионы снежинок, и обустроились на ветвях, облитых ледяным стеклом.

Вокруг мелькали прохожие, облаченные в пальто, шубы, куртки. Люди как люди, такие же, что и вчера и много дней назад. Монотонно вышагивающие, мечтательно прогуливающиеся, неторопливо идущие, деловито суетливые. Чуть вдали шумит автотрасса, по которой, несутся потоки автомашин, легковушек и грузовиков, похожих  как две капли воды на  те, что проносились по этому же асфальту и раньше.

Накануне случилась оттепель, а под утро ударили морозы, превратив лужицы в скользкие зеркала, передвигаться по льду приходилось крошечными шажками, балансируя с лисьей грациозностью.  Я шла против солнца, которое холодной золотистой монистой, было подвешено за невидимую ниточку к хрустальному куполу.

И вдруг дорога прямо передо мной преобразилась, словно очередной шаг перенес меня в сказочную сокровищницу Мгновенно произошедшие метаморфозы, – ошарашивали. Диковинное и никогда не виданное на знакомой тропе – зрелище! На месте привычной снежной горки, где любили шумно порезвиться дети, раскрылись чудесные сундуки, доверху засыпанные сверкающими драгоценностями. Тропинка сверкала! Словно промчался здесь волшебный олень Серебряное копытце, и ледяные кристаллы, под его легким звенящим аллюром превратились в самоцветные россыпи. Еще шаг вперед,  и самоцветный ковер стал еще роскошнее! Преобладали зеленоватые и голубые самоцветы, прозрачные как аквамарин, и сочные, как изумруд. В хризолитовой россыпи, среди зеленовато-желтых искр, проблескивали и золотые звездочки цитринов. Вспыхивали редкие, сочно-синие как южное небо, сапфиры и нежно-сиреневые, как первоцветы в горах, аметисты. Но более всего здесь встречались небесной чистоты голубых топазов, отчего казалось. что небо опрокинулось на землю .

Казалось, что из голубовато-зеленого свечения появится фея,  кудесница или сама Медной Горы Хозяйка. Быть может, автор знаменитых уральских сказов в подобный солнечный зимний день шел по улице, и вдруг дорога перед ним, озарилась чудесным светом? Я шла по сверкающему чертогу, открывая все новые несметные сокровища.

Но стоило чуточку отвезти глаза, бросить взор в сторону изумительных белых деревьев, – и самоцветный мираж исчезал, превращаясь в в простую заледенелую дорогу. Подобно уральскому сказу о самоцветных камешках, внезапно превратившихся в пыль! Но стоило повернуть голову навстречу солнцу, и сокровища принимались сиять пуще прежнего, возвращая в сказочный каменный сад Медной горы Хозяйки.

Но вот тропинка уперлась в мерзлый асфальт, здесь следовало развернуться, и выйти на тротуар автотрассы. Едва я повернулась к солнцу боком, и все сокровища мгновенно исчезли. Уж не подобные ли миражи родили народные предания о том, что в определенные календарные дни и часы люди наделяются сверх-силой и особым видением? Правда, в большинстве поверий фигурируют колдуны и полночь, а не добрые феи и полдень. Даже если речь идет о славянских полуденницах, то все равно, эти девушки-призраки, объявляющиеся на полях в полдень, ничего хорошего  крестьянину не обещают. Почему же человеческий мозг во всем чудесном ищет прежде всего мрачную сторону? Потому ли что человеку в ситуации страха, будоражащего воображение, оказаться гораздо проще, чем в радости?

Сбоку от меня вспыхивали кристаллы льда, – белые, пронзительные, как блеск клинка, и все же, такие заурядные при всей утонченной красоте!  Обычный зимний лед, слегка подсвеченный солнцем, простая замерзшая вода.  Но стоило остановиться и повернуться лицом к солнцу, – и мир преображался! Уходили из головы темные мысли и тревоги, страхи сменял прилив сил! Появлялась энергия для решения проблем, недавно казавшихся не разрешаемыми.

Если загадка не разгадывается стандартным путем, следует сменить угол зрения!

Солнце наполняло опостылевший за зиму лед эстетикой радости и новым, победным содержанием! Великолепную россыпь щедро  дарило солнце, такое зимнее и в то же время, излучающее восторг властелина неба. Наполненный энергией Светила, заурядный лед триумфально сверкал! Возникала уверенность в своих силах, – вот он, добрый знак! Только нужно продолжать движение – навстречу солнцу!

Видимо, для радости требуется немного: сменить угол зрения на привычные вещи.

.***