С КАКИМ БАГАЖОМ Я ПРИБЫЛ В КРАСНОЯРСК

Не могу сказать, что данному правилу я следую безоговорочно. Но стараюсь, во всяком случае. А именно: собираясь в какой-то город, в котором раньше не бывал, обязательно стараюсь заглянуть в справочную литературу (по нынешним временам – в интернет), чтобы хотя бы заочно и предварительно подготовиться к встрече.

Так было и в этот раз. Летел в Красноярск, а в сумке лежал блокнотик с выписками и интересными фактами, которые могли мне пригодиться при встречах с жителями края. Конечно же, я не рассчитывал их поразить своими познаниями, но и профаном выглядеть не хотелось.

В моём окружении есть сколько-то человек, умеющих выступать где угодно и перед любой аудиторией. Я к таковым не принадлежу. Выступать я не особенно люблю, и не очень-то умею. Что в этом первично (не умею потому что не люблю или наоборот), судить не берусь. Просто констатирую. И особенно я теряюсь, когда приходится говорить о вопросах, в которых я не шибко-то разбираюсь.

Так что готовлюсь, братцы, по мере возможности готовлюсь.

Хотя действительность всё равно регулярно ставит в тупик. Но это уж – никуда не денешься, приходится принимать как данность.

В общем, думаю, что объяснился.

Короче говоря, открыл я Википедию. Обратил внимание на Гимн Красноярска.

Солнечным золотом утро украшено,

Снова Дубенсий поднялся на яр.

Мира и радости городу нашему!

Света и счастья тебе, Красноярск!

Хорошие слова, солнечные, проникнутые любовью к родному краю.

Так, Дубенский… Судя по тексту – основатель города. Опять – в справочники… Так и есть: Андрей Дубенский, сын боярский, впоследствии дворянин, которому пожаловали за службу усадьбу и ещё кое-какую недвижимость… Родом из Смоленщины, служил местному воеводе Хрипунову… Основал острог, из которого впоследствии и вырос Красноярск – крупнейший на сегодняшний день из старинных городов Сибири. Об этом месте Дубенский писал: «Место угоже, высоко и красно». Произошло это в 1628 году, и на том месте, где стоял острог, ныне высится часовня Параскевы Пятницы – та самая башенка, которую можно увидеть на 10-рублёвой купюре.

Правда, историки считают, что реально люди облюбовали это место для проживания куда раньше… Ну что тут скажешь?.. Плох тот город, у которого нет легенд, во-первых, и который согласен с указанным в справочнике датой основания во-вторых! Город не случайно мужского рода, возраста своего не стесняется, да ещё приписать старается сотню другую лет.

Так получилось, что меня разместили для проживания в гостинице «Красноярск», и окно моего номера выходило как раз на ту часовню. Так что я каждое утро прикасался взглядом к истории. Однако времени съездить к башне так и не нашлось. Как не остановились мы и возле памятника Дубенскому, хотя проезжали мимо несколько раз. А сфотографировать его из автомобиля не удалось.

Один из моих собеседников рассказывал, что поблизости от той часовни находились  остатки  казачьего поселения, существовавшего на Караульной горке с незапамятных времён. Но сейчас их нет – сгорели при непонятных обстоятельствах. Вроде как место приглянулось для застройки кому-то… Так ли это, говорить не берусь. Знаю только, что подобные истории я слышу практически в любом городе, в который доводится приезжать: всюду таинственные силы уничтожают памятники старины ради возведения чего-нибудь современного – личного или коммерческого. Ну а поскольку в старину люди старались обосноваться именно в красивых местах, то и современные вандалы стараются выдавить старину ради себя любимых!

Впрочем, забежал немного вперёд паровоза…

Что я узнал дальше?

Есть у меня энциклопедический справочник «Арктика – мой дом», который я прочитал весь от корки до корки, а затем обращался к нему неоднократно при подготовке исторических публикаций. Потому многие имена людей, составляющих гордость России и судьба которых в большей или меньшей степени связана с Красноярском, мне уже встречались, и о некоторых я бы мог что-то и рассказать. Это Даниил Мессершмидт, Георг Гмелин, Витус Беринг, Пётр Паллас и некоторые другие. Бывали здесь Александр Радищев, Михаил Петрашевский, добрые слова писал Антон Павлович Чехов… Будущий последний наш царь Николай Александрович, путешествуя по стране, плыл тут на пароходе… Уже позднее мне подсказали, что на том же пароходе «Св. Николай» впоследствии отправлялся в ссылку будущий организатор Октября Владимир Ильич Ульянов… Как всё в истории переплетено! И ещё в этом же списке следует упомянуть имя Петра Моисеева, который восстанавливал город после страшного пожара 1773 года, и благодаря которому город имеет современный вид (не по строительству, понятно, а по планировке).

Вот тут должен признаться, я подставился под критику местных любителей истории.

Мне попеняли, что я упустил из вида знаменитого Николая Резанова, который умер в Красноярске 1 марта 1807 года, и здесь же похоронен. Упустил, каюсь.  А Николай Петрович действительно человек, о котором можно бы поговорить. Правда, не был он тем прекраснодушным романтиком, как показан в знаменитом мюзикле… Да и вообще, что бы мы знали о Резанове и его миссии, если бы не Вознесенский с его поэмой и Рыбников с прекрасной музыкой?..

В связи с ролью печатного слова в истории я обычно привожу такой пример.  Попытки пройти в Азию и далее в Америку Северным морским путём (поиски Северо-восточного прохода) предпринимались на протяжении веков многими путешественниками из Англии, Дании, Норвегии… Что мы помним о них?.. Вот-вот: ничего. А вот в экспедиции Виллема Баренца оказался человек, который вёл дневник путешествия и который впоследствии его издал. Звали его Геррит де-Веер (я встречал и другие варианты написания этого имени). И в результате именно Баренц стал самым известным (раскрученным) исследователем Севера. Ладно, не самым, одним из самых.

Мало быть Чапаевым – нужно иметь в дивизии своего Фурманова!

Что ещё? По официальным данным, Красноярск стоит на 12-м месте в списке самых комфортных для проживания городов России. Примем на веру, чтобы оценить справедливость подобных утверждений, нужно в городе пожить.

Во время одного из выступлений на встречах с учащейся молодёжью Красноярска я высказал добрые слова о городе и наткнулся на скепсис юных слушателей. Что тут скажешь?.. Молодёжь всегда считает, что мир, в который она входит, далёк от совершенства. Только одни при этом стремятся уехать куда-то на готовые молочные и кисельные хляби, а другие стараются преобразовать свою родину под свои мечты. Это – диалектическая закономерность.

Дальше я наткнулся и вовсе уж на замечательный и показательный факт. Вспомним Эйфелеву башню и Большую золотую медаль Всемирной выставки, которую она получила в 1900 году. Так вот, оказывается, на той же выставке точно такую же медаль получил и железнодорожный мост через Енисей в Красноярске. А кто об этом помнит?.. Ох уж это наше неистребимое преклонение перед Западом!.. Ну почему мы так мало ценим и гордимся собственными достижениями!..

Правда, в самом Красноярске мне рассказали, что тот, столетней давности, мост не сохранился, его разобрали, и возвели по новой, более грузоподъёмным.

К слову, в городе через Енисей перекинуто  4 моста, один из которых носит название, неофициальное, конечно, «Три семёрки». Уж почему так, не знаю, хотя ассоциация с знаменитым портвейном очевидна. Один из собеседников, с которым я разговаривал, пояснил, без особой, впрочем, уверенности, что отряд мостостроителей, который его возводил, имел именно такой номер. Не знаю.

А сейчас в городе строится ещё один мост – могучий, железобетонный… Для города, который расположен по обоим берегам реки такие транспортные связки, понятно, очень важны. На протяжении двух дней, что мы провели в Красноярске, довелось немало переезжать с места на место, и едва ли не каждый раз преодолевать один из мостов.

Однажды даже пешком. Шёл по мосту, вдоль реки дул резкий холодный ветер, а я изнутри пыжился осознанием того, что вот подо мною течёт великий Енисей! Грешен, тщеславен в этом деле.

А вот самим красноярчанам иной раз того самого тщеславия не хватает. Вот что я имею в виду.

Вернусь на официальную страницу Википедии о Красноярске. Посмотрел список литературы о городе, расположенный в конце. И не увидел в нём одной совершенно замечательной книги, которой город и край просто обязаны гордиться! Это документальный том «Красноярск-Берлин – 1941-1945». Это просто уникальная книга, равных которой вообще мало найдётся в отечественной библиографии  о Великой Отечественной войне. (Информацию о книге я помещу на сайте обязательно).

Вот с таким багажом я и прибыл в Красноярск. Багажом мозговым имею в виду. А из материального – я приволок целую сумку книг. Но это уже совсем другая история!