Этот текст мне прислал человек, которого я глубоко уважаю – Виктор Долгишев. Нынче он трудится пресс-секретарём Общественной организации “Россия православная”.
Вообще-то я редко выставляю на своём сайте авторские тексты, тем более, без просьбы авторов. Но тут – особый случай. Во-первых, текст мне понравился, а во-вторых (в-главных), он как будто продолжает мою статью, которую я готовил для энциклопедического справочника “Дорога к храму”.
«Хроники 500-го военного городка»
Книга под таким названием, поневоле вначале ассоциируется с недавними громкими скандалами в военном ведомстве. Между тем содержание богато иллюстрированного исследования, проведенного заместителем начальника Справочно-информационной службы Правительства Москвы Владимиром Галайко (журналистом по первой профессии), в соавторстве с Анной Галайко, посвящено изумительной теме – истории небольшого двухэтажного особняка, расположенного в центре столицы по адресу: Москва, Большой Знаменский переулок, 8/12, который в номенклатуре зданий комплекса Минобороны значился, как «500-й военный городок».
Последние 80 лет этот старинный московский дом находится в ведении военного ведомства, и, естественно, как и все «оборонные здания», он окутан покровом тайны и неизвестности. Вполне объяснимо, что не только обычные москвичи, но и большинство работников Министерства обороны, находящихся в его стенах, абсолютно не ведают о том, что происходило в этом прекрасном здании. Авторам удалось приподнять этот непроницаемый покров и выяснилось, что история здания удивительно интересна и поучительна.
Первые известия об этом доме датированы началом ХУIII века, когда его владельцем стал генерал-аншеф Алексей Шаховской. Алексею Ивановичу это прекрасное здание было пожаловано за то, что, когда после смерти Петра I Российская империя стала под натиском национальных элит «расползаться», он сумел удержать в ее лоне Малороссию. Шаховской, вооруженный Грамотой и Инструкцией императрицы Анны, отбыл в ставку гетмана Украины и так построил свои отношения с казацкой старшиной, что та не решилась рвать отношения с Санкт-Петербургом. Сейчас, в дни празднования 360-летия годовщины воссоединения Украины и России, с сожалением приходится констатировать, что в конце прошлого, ХХ века не нашлось в Кремле политического деятеля такого уровня.
После смерти князя его сын и дочери так неуступчиво и скандально делили наследие, что в этот процесс пришлось вмешаться даже императрице Екатерине II, которая отдала предпочтение сыну князя. Тогда-то здание получило название «Дом ротмистра Шаховского»…
Среди более поздних владельцев здания – разбогатевший на винных откупах пензенский дворянин Алексей Столыпин. Это был огромного роста мужчина, который дружил с такими же сорвиголовами братьями Орловыми, и который любил померяться силами в кулачном бою, и так преуспел в этих драках, что до сих пор его удары и приемы используются спортсменами-единоборцами. Но самое важное в характеристике владельца особняка, заключалось в том, что одна из его дочерей (а было у него 6 сыновей и 5 дочерей) является бабушкой поэта Михаила Лермонтова. Как известно, Елизавета Алексеевна много сделала для того, чтобы застенчивый Миша стал выдающимся поэтом России.
Столыпины вошли в историю Москвы еще и тем, что они владели одним из лучших в столице театров, на представлениях которого старались побывать все тогдашние театралы. Когда же финансовые дела Столыпиных пошатнулись, и они решили продать театр, то его выкупил император. Именно с этого коллектива начали свою историю труппы двух прославленных театров России – Большего и Малого.
Кроме Лермонтова история здания очень тесно связана еще с одним выдающимся поэтом России – Александром Пушкиным. В начале ХIХ дом выкупил князь Иван Трубецкой, с сыном которого Николаем Александр Сергеевич учился в лицее и которому посвятил свое стихотворение «Городок». Впоследствии, когда Николай Трубецкой стал владельцем здания и достиг высоких чинов (он был камергером и возглавлял царские дворцы, расположенные в Москве) Пушкин часто наведывался сюда. В то время, по отзывам современников, этот небольшой двухэтажный особняк слыл «первым домом» Первопрестольной, куда на роскошные балы съезжался московский бомонд. Авторы сумели разыскать в Государственном театральном музее имени Бахрушина карандашный рисунок (подкрашенный акварелью), на котором изображен бал, происходивший, как помечено художником, в особняке 24 ноября 1834 года. Любопытно, что на крохотном рисунке (под №5) вполне различимо запечатлен Пушкин…
Здесь находилась лучшая на то время в Москве библиотека, собранная Авраамом Норовым, который юным артиллерийским офицером потерял в Бородинском сражении ногу, и который, тем не менее, сумел стать министром народного просвещения. Норов, между прочим, помогал Льву Толстому исправить неточности в романе «Война и мир», касающиеся описания Бородинского сражения. Владелец дома князь Трубецкой приобрел его библиотеку и Пушкин, готовясь к написанию «Истории Пугачевского бунта», много в ней работал. Кстати, если обратиться к примечаниям к этому произведению, сделанным рукою самого поэта, то, называя французскую книгу XVII века о Степане Разине, Пушкин добавляет: «Книга сия весьма редка; я видел один экземпляр оной в библиотеке А. С. Норова, ныне принадлежащей князю Н. И. Трубецкому».
После смерти Трубецких владельцами дома стали купцы Щукины. Один из них, Сергей Иванович, достиг огромных успехов, говоря современным языком, в текстильном бизнесе, стал одним из первых богатеев Первопрестольной.
Все братья Щукины вошли в историю, как собиратели предметов отечественной старины, их дома напоминали музеи. Но Сергей Иванович известен российской и мировой культуре, как коллекционер западноевропейской живописи. Одним из первых он сумел оценить новое веяние в искусстве, получившим впоследствии название импрессионизм, приобрел в собственность более 250 картин авангардистов. Более того, он подружился со многими парижскими художниками, в частности, с Анри Матиссом, который для лестницы дома написал две картины: «Танец» и «Мелодия». Кстати, по мнению поклонников импрессионизма, картина «Танец» играет в этом виде искусства такую же роль, как произведение Леонардо да Винчи «Мона Лиза» в художественном реализме. Сейчас эти картины украшают залы Эрмитажа.
В это время здание получило свое второе название – «Дом купца Щукина».
Ценность коллекции была таковой, что после революции она была национализирована первым указом большевистского правительства. Тем не менее, ей пришлось потесниться. В доме был размещен музей Института Маркса-Энгельса-Ленина.
В комнатах особняка на Большом Знаменском, где еще совсем недавно представители московской богемы любовались картинами французских импрессионистов, воцарились новые обитатели: известные революционеры, иностранные коммунисты, ученые-специалисты в области марксистко-ленинской теории. Именно сюда свозились все покупаемые на доллары документы, связанные с жизнью основоположников марксизма-ленинизма. Но деятельность работников музея пришлась не по душе Иосифу Сталину. Авторы поместили в своем исследовании редкие документы о том, как в 1931 году в Институт Маркса-Энгельса-Ленина состоялась «чистка» – увольнение несогласных с политикой Кремля. Экзекуцию проводили Иван Товстуха, руководитель секретариата Сталина, и Яков Агранов, чекист, который впоследствии вел дело Тухачевского.
В предвоенные годы, как утверждает молва, здание посетил герой Гражданской войны Маршал Советского Союза Семен Буденный. Посидев в кресле, в котором умер Карл Маркс, он пришел к выводу, что было бы неплохо здание, стоящее по соседству, передать в ведение военного ведомства. Вот тогда на второй этаж здания вселилось Управление боевой подготовки Красной Армии, представители которого особо пострадали от репрессий 1937 года.
В 1938 году в здании состоялось выставка художественных произведений, посвященных 20-летию Красной Армии.
В те же предвоенные годы над зданием нависла «секира» уничтожения – в связи с намечавшимся строительством Дворца Советов было решено снести особняк, а на его место переместить Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – в те годы перевозка зданий в Москве была обычным делом.
В защиту особняка выступили красные маршалы: тогдашний народный комиссар обороны Семен Тимошенко и его заместитель Семен Буденный. Они направили в адрес секретаря ЦК Андрея Жданова несколько писем с просьбой не сносить дом. Им удалось убедить руководство страны отложить снос здания до 1 августа 1941 года. Ну а потом грянула война.
Авторы книги сделали удивительное открытие – в годы Великой Отечественной из особняка, расположенного по адресу Большой Знаменский переулок дом 8/12, велось руководство войсками Красной Армии, именно здесь одно время находились нарком обороны и его заместители.
В послевоенные годы особняк стал одним из самых секретных зданий страны, в нем разместился спецотдел Генерального штаба, организация, которая вырабатывались приемы и способы внедрения ядерного оружия в военное дело. Тогда здесь работали такие выдающиеся военачальники, как Маршалы Советского Союза Василий Соколовский и Митрофан Крылов, генерал-полковник Виктор Болятко и многие другие «секретные гении».
Особый интерес для читателей представляет страницы книги, посвященные «великому переселению штабов», которое состоялось в 60-е годы прошлого столетия, и было проведено по инициативе тогдашнего Министра обороны ССС Маршала Советского Союза Родиона Малиновского. В результате этих перемещений особняк на более полувека стал штаб-квартирой военных строителей. Здесь трудились такие выдающиеся полководцы военных строек, как генерал армии Александр Комаровский, Александр Косован, Анатолий Гребенюк, маршалы инженерных войск Арчил Геловани и Николай Шестопалов, генерал-полковники Николай Чеков, Анатолий Соломатин.
На годы одного из них, генерала армии Александра Косована, выпала трудная задача – удержать здание от рейдерского захвата. Ему это удалось, в результате чего военные строители нарекли особняк третьим названием – «Дом генерала Косована».
Описывая трехсотлетнюю историю особняка, авторы не обошли внимание события последних лет, разыгравшихся в особняке: самоубийство генерал-полковника Виктора Власова, желание предыдущего министра обороны России «выгодно реализовать дорогую недвижимость», что не случилось из-за протеста общественности, преобразование здание в дом приемов военного ведомства
Старинный московский особняк за три века своего существования накопил много тайн и с некоторыми из них помогает познакомиться эта богато иллюстрированная книга. Благодаря уникальному исследованию мы еще раз убедились, как прекрасна и интересна история нашего чудесного города…
К записи "Москва, ул. Знаменка. О книге “Хроники 500-го военного городка”" пока нет комментариев