Из истории российской благотворительности

«ИЗБУШКИ СЛОМАТЬ И ВПРЕДЬ НЕ СТАВИТЬ»

Николай СТАРОДЫМОВ

Собственно говоря, событие, о котором пойдет речь, шансов на то, чтобы войти в историю, имело не так уж много. Явление, о котором пойдет речь ниже, существовало на Руси и раньше, соответственно, существовала и регулирующая его законодательная база… И все же именно 28 июня 1678 года следует выделить особо. В этот день увидел свет документ, который открыл один из переломных этапов в благородной деятельности российской общественности.

Речь идет о таких благотворительных учреждениях, как богадельни. Нынче это слово вызывает исключительно негативную реакцию. Даже в «Словаре» Ожегова отрицательному значению слова места уделено больше, чем подлинному. Почему уж в нашем обществе сложилось такое отношение к подобным заведениям, сейчас говорить не будем, отметим только, что и тут не обошлось без казнокрадства и чиновничьего беспредела. Само же слово «богадельня» происходит от «божье дело», «бога для»… Ну а на Руси всегда проявляли заботу о неимущих – это тоже относится к чертам нашего национального характера. Быть может потому, что наши предки издавна  хорошо знали, что от сумы зарекаться не следует…

Итак, 28 июня 1678 года произошло событие, положившее начало новому этапу в развитии структур общественного призрения страны. Патриарх Иоаким (в миру – Савелов, годы правления 1674-90) решил, если можно так сказать, поставить нищенство в Москве в какие-то рамки, а также упорядочить заботу о неимущих со стороны церкви и государства. Впрочем, предпринятым им мерам можно дать и другую оценку: их можно расценить как попытку придать облику столицы более благопристойный облик…

На царском престоле в это время сидел царь Федор III – несчастный больной человек. Быть может, как раз по причине свой немощи столь добрый и мягкосердечный, он старался хоть что-то сделать для облегчения жизни простым людям – в период его пятилетнего правления были смягчены наказания за уголовные преступления и отменено членовредительство.

С другой стороны, патриарх Иоаким был достаточно суров и не слишком жаловал новации как в духовной, так и в светской жизни. Скажем, покойный царь Алексей целый месяц уговаривал патриарха, чтобы тот простил его, государя, духовника, совершившего какое-то прегрешение. Конфликтовал Иоаким и с учителем царевича, энциклопедически образованным Симеоном Полоцким – священником-белорусом Симеоном Ситиановичем; ну а выдающегося сербского историка и писателя Юрия Крижанича, приехавшего в Москву в поисках силы, способной объединить весь славянский мир в единую державу, и вовсе отправил в Сибирь.

Как это порой случается, крайности, преследуя различные стратегические цели, сошлись в претворении в жизнь тактической задачи, определенной упоминавшимся указом. «Добровольно-принудительное» отселение нищих в строго определенные районы столицы началось. Всем им предписывалось жить исключительно возле церквей, а «те избушки, в которых они жили, сломать и впредь на тех местах избушек не ставить». Объективно говоря, решение было вполне оправданно. Дело в том, что в те времена московские нищие и калеки селились и строили свои лачуги где им заблагорассудится, даже в самом Кремле – здесь они обитали, здесь и попрошайничали. Конечно же, благопристойности усиливающейся Москве эти хибары не придавали. К тому же нищие всегда и везде являлись и являются разносчиками самых разных болезней… Вот и порешил Иоаким одним выстрелом убить сразу несколько зайцев. Облагородить внешний вид города, и особенно его центра – это раз. Сконцентрированная вокруг церквей голытьба оказывается под каким-никаким контролем церкви – это два. Сердобольному царю-батюшке угодить… Экологию, говоря современным языком, оздоровить… Да и богоугодное дело совершается – что тоже немаловажно… Более того, для нищих, которые изъявляли желание поселиться в строго обозначенных местах, государев Казенный приказ обязывался выдавать по рублю – если учесть, что годовой доход всего приказа в те времена составлял примерно 120 тыс. рублей, а оклад младшего подьячего в госучреждении составлял от 1 до 5 рублей, видно, что сумма «на обзаведение» выдавалась не столь уж малая.

Повторимся: данный документ отнюдь не создавал систему общественного призрения неимущих – он лишь делал очередную попытку хоть как-то упорядочить ее! Именно очередную!

Помощь людям, которые не имели возможности зарабатывать на хлеб насущный, власть имущими на Руси и в России оказывалась всегда. Великий князь Владимир Креститель в уставе, изданном в 996 году, предписывал на церкви, монастыри, больницы и богадельни выделять десятину – десятую часть доходов. Заботу о бедных проявляли Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, даже прижимистый Иван Калита… Александр Невский внушал боярам: «Принимайте под свою защиту вдов, сирот, всех слабых и гонимых…». Первая жена Ивана Грозного, Анастасия, была за свою благотворительность столь любима народом, что нищие отказывались принимать милостыню, которую щедро раздавали в связи с ее кончиной.

Первую попытку облечь систему благотворительности в форму закона предпринял Иван Грозный. Это произошло на знаменитом Стоглавом соборе в 1551 году. В его решении четко предписано создавать богадельни, определено, из каких средств их содержать. Однако в значительной степени эти решения остались на уровне декларации. Причина проста: для решения столь грандиозной задачи у разоренного войнами и опричниной государства средств не было. Бедные и нищие по-прежнему кормились в основном «христарадничая», и лишь в лучшем случае при церквах и монастырях, да в немногочисленных частных богадельнях. Такая система (а точнее – отсутствие системы) не могла разрешить проблему.

И вот в 1670 году царь Алексей Михайлович учреждает Приказ для строения богаделен. Изданный в царствование его сына Федора приведенный выше указ патриарха Иоакима – следующий этап развития механизма разрешения проблемы, попытка хотя бы частично переложить бремя помощи нищим с духовенства на светскую власть. Петр I пошел по тому же пути – в одной только Москве в 1701 году он основал аж 60 богаделен – самая знаменитая среди них носила имя «Матросская Тишина», правда, нынче это словосочетание больше известно благодаря заведению, к благотворительности прямого отношения не имеющему. Потом были Екатерина II с серией указов в отношение нищенства, жена (а затем вдова) Павла I императрица Мария, давшая свое имя всей системе общественного призрения России… Все это было потом.

А поначалу был указ патриарха Иоакима. Указ, по большому счету, имевший столь мало шансов запечатлеться в истории.