НИКОЛОЯМСКИЕ улица и переулок

(Для энциклопедического справочника «Дорога к храму»)

(Приведён изначальный текст, который я подготовил для справочника, и который впоследствии был доработан редакторами)

Николоямская улица начинается от моста через Яузу, после которого Солянка переходит в Яузскую улицу, пересекает Садовое кольцо под Ульяновской эстакадой, и доходит до Андроньевской площади близ Андроникова монастыря . Называется по церкви святителя Николая в Рогожской Ямской слободе (Николы на Ямах), которая стояла на углу с Николоямским переулком на месте нынешнего дома №39.

Как явствует из названия, церковь изначально предназначалась для духовного окормления проживавших здесь ямщиков.

Всего в Москве было пять ямских слобод. С 1516 года подчинялись Ямскому приказу, в 1723 году переименованному в Ямскую канцелярию. Они сложились к концу XVI века у окраин города, откуда начинались основные дороги, по которым осуществлялась ямская гоньба. Ямская слобода представляла собой место, в котором ямщики и приезжие могли отдохнуть, здесь имелся постоялый двор и конюшни, проживали обслуживавшие станцию люди с семьями… То есть место было людным и оживлённым, соответственно, потребность в церквах была насущной.

Рогожская слобода известна с XVI века. Слобода стояла у заставы, от которой шёл путь на Владимир и Нижний Новгород, а следующая ямская станция располагалась в селе Рогожи (известно с 1389 года, ныне Ногинск), откуда и название. В XVIII веке неподалёку от заставы, которая находилась на таможенной границе Москвы, разместилась одна из крупнейших в округе старообрядческая община. Для того, чтобы привлечь их в лоно православной церкви, местные власти особое внимание уделяли оформлению расположенной поблизости церкви Сергия Радонежского.

Первая деревянная церковь здесь была построена в начала XVII века. В 1606 году она стала свидетелем развернувшегося у её стен сражения между войсками царя Василия Шуйского и повстанцами под водительством Ивана Болотникова. В начале XVIII века ямщики разобрали её и выстроили на этом месте уже каменный храм.

При строительстве произошла загадочная история, о которой следует рассказать особо. Когда строители рыли котлован под фундамент церкви, они наткнулись на старинный подземный ход. Им было любопытно, куда он ведёт, однако никто лезть в подземелье не решался. Тогда в ход забрался местный юродивый и исчез. Объявился он только через сутки, и рассказал, что добрался до самого подземного океана, в котором кишат неведомые морские твари. Его рассказ можно было бы принять за бред, однако юродивый приволок мёртвое тело существа, которое не смогли опознать даже повидавшие дальние страны купцы – существо напоминало одновременно рыбу и тюленя. Эту тварь видело множество свидетелей, так что история похожа на достоверную… В результате решили подземный ход забутовать, а тело неведомой «богомерзкой твари» сжечь. (Жаль, что в истории не сохранилось имени юродивого – он мог бы стать небесным покровителем современных диггеров).

Главный престол храма был освящен во имя Святой Троицы, а приделы – свв. Николая и Иоанна Предтечи. В 1812 году, несмотря на то, что во время пожара выгорела вся округа, Никольская церковь пострадала мало, а потому её восстановили скоро. Впоследствии церковь несколько раз перестраивалась.

В 1928 году храм закрыли, приспособили под склад, потом под архив. А в 50-е годы и вовсе снесли, на его месте простроили жилой дом.

На Николоямской улице также расположен храм Симеона Столпника за Яузой. Его построили в 1600 году по распоряжению царя Бориса Годунова, который вступил на престол в день поминовения этого святого. В 1657 году церковь упоминается уже как каменная. Впоследствии неоднократно перестраивалась. Во время одной из реконструкций, которую в начале XIX века производили на средства Ивана Баташёва, рухнул купол и ремонт пришлось начинать заново. Работы окончились в 1812 году, храм даже не успели освятить… После изгнания французов его пришлось ремонтировать заново. Автором иконостаса в возобновлённом храме был знаменитый архитектор Николай Чичагов – строитель храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца. В 1863 году отремонтирована на средства почётного гражданина А. Русинова. В 1920-е годы церковь Симеона Столпника была закрыта. Настоятель её протоиерей Николай (Беневоленский) перенёс наиболее чтимые реликвии в расположенную рядом Покровскую церковь, в которой для этих святынь был сделан специальный престол. В 1995 году задние возвращено церкви. Здесь действуют воскресная школа и школа церковного пения для взрослых. У церкви Симеона Столпника имеются приделы в честь свв. Николая Мирликийского и Дмитрия Ростовского.

На этой же улице расположен ещё один храм – Преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе, что в Гонной. Под словом «гонная» подразумевается ямская гоньба. Впервые упоминается в самом начале XVII века, в 1722 году храм уже каменный. Вообще главный престол храма посвящён Живоначальной троице, однако Троицких церквей в Москве было много, потому, чтобы идентифицировать данную, её назвали именем Сергия Радонежского – очевидно, сказалось то обстоятельство, что первым настоятелем расположенного рядом Андроникова монастыря был ученик Сергия Андроник. Во имя Сергия и св. Николая здесь освящены приделы. Церковь неоднократно перестраивалась, в том числе и после пожара 1812 года. Было бы несправедливо не отметить тот факт, что на восстановление церкви после французской оккупации статский советник Г. Смольянский пожертвовал почти всё своё состояние. И ещё: по богатству отделки храм считался одним из красивейших в Москве, в его оформлении принимали участие такие известные художники, как Фёдор Шестаков и Иван Барютин. В советские времена храм был закрыт и разграблен. Отсюда было вывезено более пяти пудов серебряной утвари, было сожжено много реликвий, а также уникальные ноты для слепых певчих. То, что такие ноты находились именно в этом храме, вполне закономерно, если учесть, что здесь служил известный церковный композитор священник Василий Зиновьев. Служащим храма удалось спасти всего несколько реликвий, в том числе чудотворную икону Божьей Матери «Утоли мои печали», которая теперь находится  в храме Николы в Кузнецах.

В конце XVII века в этом районе был построен Лефортовский дворец Петра I. В XIX веке его выкупил купец Антипа Шелапутин. Его внук Павел Григорьевич построил в Москве десятки школ, ремесленных училищ и больниц. Курьёз истории состоит в том, что в прилегающем к Николоямской улице Шелапутинском переулке, названном так по имени семьи благотворителей, располагалась больница, строительство которой финансировала другая семья, известная своими добрыми делами на благо города, Морозовых. До революции в ней располагалась Морозовская богадельня, а в советские времена – роддом им. Клары Цеткин. В настоящее время комплекс передан «Международному фонду защиты от дискриминации, за соблюдение конституционных прав и основных свобод человека».

В XVIII веке и позднее район застраивался как купеческий. Перед самым нашествием Наполеона здесь был выстроен дворец очень состоятельного заводчика Ивана Баташёва. Рядом знаменитый зодчий Родион Казаков построил церковь Симеона Столпника за Яузой; однако храм вскоре после строительства рухнул, и его восстановили на средства того же Ивана Родионовича. Во время пребывания французской армии в Москве во дворце некоторое время размещался штаб маршала Мюрата; и хотя здание уцелело, ремонт его владельцу обошёлся в 300 тыс. рублей. Наследница баснословного состояния Дарья Ивановна вышла замуж за героя Отечественной войны 12-го года генерала Дмитрия Шепелева, который сумел промотать приданое, в результате чего дворец в конце концов был продан в казну под Яузскую больницу для чернорабочих.

Среди зданий и организаций, которые сегодня расположены по Николоямской, следует отметить следующие. В доме №1 располагается библиотека иностранных языков им. М. Рудомино. На месте сквера на стрелке Яузской улицы располагался храм XVI века св. Первомученика Стефана с приделами мучеников Виктора и Викентия, а также Николая. Дом №6 – это та самая Яузская больница, речь о которой шла выше. В доме №8 находится посольство Республики Маврикий. Дом №10 – храм Симеона Столпника за Яузой.  В доме №42 располагается музыкальная школа им. Николая Алексеева – российского предпринимателя XIX века, который в течение 12 лет служил Московским городским головой, и которому мы обязаны системой водопровода и канализации, он построил много больниц и школ, в том числе и на Николоямской улице. Дом №59 – храм Симеона Столпника. И дом №60 – это храм св. Алексия Митрополита.

В 1919–1992 годах называлась Ульяновской.

Слева от улицы отходит Николоямский переулок, в доме №3а по которому располагается Федеральное агентство по обустройству Государственной границы РФ.

Источники:

Брокгауз Ф.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь: современная версия / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – М.: Эксмо, 2011. – 980 с.: ил. – (Российская императорская библиотека).

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопримечательностей. – М.: Воениздат, 1996. – 527 с. («Редкая книга»).

Пыляев М.И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы / Вступит. Статья Ю. Богомолова. – СПб.; «Паритет», 2005. – 608 с., ил.